Разбираемся: Насколько выгодно заниматься франчайзингом в Узбекистане?

Как работают действующие франшизы и как стать франчайзи в нашей стране.

Уже в середине прошлого года появлялись новости о заходе мировых франшиз на рынок Узбекистана. Также стало известно о том, что государство намерено привлечь пару гостиничных брендов в нашу страну.

С открытием конвертации в сентябре в Узбекистане появляется все больше заведений и компаний, работающих по франшизе. Kommersant разбирается, насколько выгодно так работать и что для этого необходимо.

Справка: Франшиза — одна из форм ведения бизнеса, признается самой быстро окупаемой и прибыльной. Сегодня это один из самых быстрых путей раскрутки бизнеса, при котором начинающий предприниматель может пропустить пятилетний этап первоначального развития и сразу перейти к большим прибылям.

Говоря обычным языком — это аренда бренда. То есть франчайзи (лицо, арендующее бренд) будет использовать уже известную торговую марку франчайзера (лицо, предоставляющее аренду). Но при этом франчайзи должен соблюдать некие правила, установленные франчайзером. То есть арендатор принимает узкий диапазон действий — если бренд продает условный продукт «А», арендатор не сможет создать и продавать продукт «Б». Таким путем франчайзер пытается минимизировать риск банкротства франчайзи (как источника дохода) и сохраняет репутацию бренда, так как любые несанкционированные новшества арендатора могут негативно сказаться на имидже компании.

Финансовые особенности франшизы

Обычно при использовании торговой марки компании приходится заплатить паушальный взнос — единовременный платеж, который не подлежит возврату, однако служит гарантом на право использования бренда франчайзера. Также существует еще один платеж — роялти, выплачиваемый из оборота франчайзи владельцу бренда каждый месяц.

ct-subway-chicken-dna-analysis-20170302Важный фактор при открытии франшизы — размер вложения, так как начинающий бизнесмен не всегда знает, сколько нужно инвестировать в бизнес. А опытный франчайзер с десятками или сотнями магазинов по всему миру будет отличным консультантом, которому выгоден успех франчайзи. Кроме первоначальных расходов на паушальный взнос и роялти, бизнесмену необходимо будет платить за оборудование, рекламу и заработную плату сотрудникам.

Стоимость на примерах

Франшиза Starbucks
У Starbucks, хорошо известного многим жителям Узбекистана, довольно жесткие требования к франчайзи. Американская компания регулирует в своих кофейнях почти все: от музыки до местонахождения дверей и окон. К выбору потенциального владельца они подходят тщательно: это должен быть человек с безупречной репутацией и солидным опытом в бизнесе.

image-16-02-16-02-56-7 (1)Желающим приобрести франшизу Starbucks придется выложить 2–2,5 тыс. долларов за обустройство одного квадратного метра кофейни при средней квадратуре в 75–85 м². Таким образом, только инвестиция в Starbucks обойдется бизнесмену в 150–175 тыс. американских долларов, и это без паушального взноса и роялти. Также компания обещает, что окупаемость проекта наступит чуть дольше, чем через два года. Компания очень сильно заботится о репутации, настолько, что даже при потенциально очень выгодной сделке бизнесмену с сомнительной репутацией или малым опытом может быть отказано.

Франшиза Subway
Subway — крупнейшая сеть ресторанов общепита в мире, представлена в 112 странах мира, и под брендом компании оперирует 44,800 ресторанов. По сравнению со Starbucks, Subway отличается более мягкими условиями для потенциального франчайзи. Для сотрудничества с сетью сендвичных не требуется опыт или репутация блестящего бизнесмена.

Кроме того, изначальные инвестиции оцениваются от 65–70 тыс. долларов США, где 12 тыс. долларов — это паушальный взнос. При желании открыть вторую точку объем паушального взноса уменьшится до 6 тыс. долларов, а для третьей составит всего 3 тыс. долларов. При этом Subway не очень строг к помещению ресторана, здание должно иметь витринные окна и площадь размером 60–120 м², достаточно того, что в нем есть вода, электричество, система кондиционирования и интернет.

Действующие франшизы Узбекистана

На франшизном рынке Узбекистана представлено несколько известных гостиничных брендов, как Intercontinental, Radisson, Hyatt и т. д. Есть и некоторые представители брендов одежды, самые известные из которых — Adidas, Giovanni Gentile, MEXX, Tommy Hilfiger, а из знаменитых брендов общепита в скором времени начнет свою работу российская «Шоколадница». Кроме того, можно встретить нетрадиционный вид франшиз, как, например, интеллектуально-развлекательная игра «Мозгобойня».

«Коммерсант» поговорил с учредителями «Мозгобойни» в Узбекистане, чтобы узнать, как живется франшизе у нас.

2222Артем Хамитов, Алексей Федоров
Учредители игры

 

 

 

Изначально паушальный взнос составлял 30 000 евро и расходы на персонал, помещение. Но сумма была уменьшена до 5 000 евро, так как 30 000 для нашего рынка могли быть неподъемными. Стоимость игры в других странах — 4 евро, но для нашего рынка опять же было сделано исключение, и вход на игру у нас стоит 3 евро. Это был некого рода эксперимент, так как этот вид развлечений появлялся у нас впервые. Окупаемость проекта должна была составить шесть месяцев при 10 процентах роялти. В «Мозгобойню» в Ташкенте играют уже шесть месяцев, но вложения пока не окупились.

Контроль со стороны франчайзера гибкий, нам дают определенную свободу действий, хотя некоторые обязательные требования все же есть. В основном они связаны с форматом игры, который ни в коем случае нельзя изменять, и социальными сетями, в которых публикации делаются по определенному порядку и графику.

«Мозгобойня» зародилась в Минске в 2012-м, а первая франшиза открылась в Витебске в 2014 году. Игра представлена в 14 странах и 140 городах, преимущественно в странах СНГ, а также в Германии, Финляндии, США и Канаде.

Юридический аспект франшиз

В случае, если потенциальный бизнесмен решится на открытие бизнеса по франшизному договору, ему придется следовать ряду процедур, установленных законодательством РУз.

Заявление о государственной регистрации договора о франшизинге составляется в произвольной форме. При этом лицензиар (лицензиат) указывает в заявлении следующую информацию:

а) наименование, организационно-правовую форму и адрес лицензиара (лицензиата), наименование (торговую марку, торговый знак и т. д.), под которым осуществляет свою деятельность лицензиар и под которым будет осуществлять свою деятельность лицензиат;
б) краткое описание франшизы, которая выступает предметом договора;
в) данные об интеллектуальной собственности лицензиара, передаваемые лицензиату, о регистрации или подаче на регистрацию, владельце интеллектуальной собственности и сроке действия разрешительного документа на интеллектуальную собственность;
г) другую информацию, необходимую для осуществления договора о франшизинге.

К заявлению прилагаются следующие документы:
а) нотариально заверенная копия документа, подтверждающего статус каждой из сторон договора о франшизинге в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя (свидетельство, патент, выписка из соответствующего государственного реестра иностранного государства для иностранного лицензиара или соответствующие заменяющие документы);
в) три экземпляра договора о франшизинге, подписанные сторонами, должны быть прошиты, листы пронумерованы, в них не должно быть подчисток, приписок, зачеркнутых слов или иных не оговоренных исправлений;
г) документ об уплате регистрационного сбора.

В случае, если уполномоченным выступает лицо, действующее на основании доверенности, также представляется копия документа, подтверждающего полномочия указанного лица, заверенная в установленном порядке. На представленных экземплярах договора о франшизинге, подписанных сторонами, соответствующим регистрирующим органом проставляется надпись (штамп).

Два экземпляра договора о франшизинге выдаются (направляются) уполномоченному лицу не позднее одного рабочего дня, следующего за днем государственной регистрации договора о франшизинге, третий хранится в регистрирующем органе. Срок регистрации — не более 3 (трех) рабочих дней со дня представления в регистрирующий орган документов.

При ликвидации лицензиата или лицензиара договор о франшизинге также должен быть расторгнут и зарегистрирован в предусмотренном настоящим Положением порядке до их ликвидации.

Ситуация с франшизами у наших соседей

Если рассматривать ситуацию в Таджикистане, то картина там похожа на нашу — франшизный рынок недостаточно развит. На данный момент в Таджикистане оперируют франшизы Burger King, «Ашан», MEXX, Coca-Cola и др. Большинство крупных иностранных сетей открывается большими инвестиционными компаниями или при поддержке государства.

Гендиректор «East Star Capital Kyrgyz Republic» Алуа Маулен, которого цитирует News.tj, говорит: «Подбирая франшизы для Центральной Азии, мы учитываем и финансовую составляющую. Мы понимаем, что этот рынок не для дорогостоящих франшиз. Диапазон цен франшиз для центральноазиатского рынка — от $15 тыс. до $2 млн. Кроме этого, франчайзи ежегодно обязан выплачивать 7 процентов от общего дохода франчайзеру».

top-10-mcdonalds-1020687-TwoByOneК примеру, подписывая договор с McDonalds, франчайзи должен построить 15 ресторанов с товарооборотом в 1,5 млн долларов в течение пяти лет, к тому же вся продукция — от ингредиентов до зубочисток — должна быть ввезена из США. Такие условия по плечу не каждому даже очень искушенному бизнесмену. Это говорит о том, что частные лица не в состоянии или побаиваются делать вложения в крупные проекты.

В Казахстане ситуация немного лучше, в этой стране представлено много интернациональных франчайзинговых сетей — отели, рестораны, магазины одежды в достаточно широком ассортименте. Тот же самый McDonalds был открыт в Казахстане в марте 2016 года, и в последующие годы планируют открыть еще 15. Из-за более высокого уровня жизни франшизам легче и быстрее окупиться в Казахстане, и очень часто компании начинают расширение в Центральной Азии именно с Казахстана (Coca-Cola, Burger King, Adidas, KFC, Marriott, Intercontinental и т. д.). Здесь действует принцип лакмусовой бумажки: если среда благотворная, то можно продолжать расширяться в остальные части региона, так как по многим характеристикам страны ЦА идентичны.

Центральноазиатский регион узнал о франшизах после распада Советского Союза, и его страны только осваивают и развивают данную модель бизнеса. Было бы опрометчиво полагать, что франшизы очень быстро и легко приживутся в этих странах. Ведь четверть века назад такого понятия не было и в помине.

 

Популярное