Эксперт: Налоговый кодекс в новой редакции может повысить инвестиционную привлекательность страны

Независимый налоговый эксперт размышляет о том, как новая редакция Налогового кодекса мотивирует вкладываться в нашу страну.

Распоряжением президента № Р-5214 от 13.02.2018 года «Об организационных мерах по кардинальному совершенствованию налогового законодательства» образована Республиканская комиссия по подготовке проекта Налогового кодекса Республики Узбекистан в новой редакции.

И всех, будь это предприниматели, госслужащие или просто граждане, заинтересовал вопрос: в чем причина этого решения главы государства и каким будет новый Налоговый кодекс.

Налоговый эксперт и консультант ОНК ООО «Exact advicer», Бахтиёр Нормирзаев, рассказывает как новая редакция налогового кодекса повлияет на инвестиции в страну. 

Кратко о действующем Налоговом кодексе

Текущий Налоговый кодекс был принят в 2007 году и введен в действие с 1 января 2008 года. В течение двух лет после принятия были устранены основные его недостатки, а в последующие годы стало обычной практикой внесение изменений.

Несмотря на это и на все недостатки кодекса, он сыграл существенную и положительную роль в развитии экономики страны, в частности в развитии малого бизнеса.

Но при этом распоряжение президента показывает, что текущая налоговая система уже не отвечает современным требованиям развития бизнеса, создания конкурентоспособной экономики и новых рабочих мест, также не вполне используются инструменты налоговой системы в повышении инвестиционной привлекательности страны.

Как Налоговый кодекс помогает с инвестициями?

К примеру, в быстроразвивающихся странах (Гонконг, Сингапур, Южная Корея и Тайвань) доля инвестиций в ВВП составляет в среднем 35–40 процентов, где значительная часть приходится на долю внутренних инвестиций.

В нашей стране, по статистическим данным 2017 года, доля инвестиций в основной капитал составила 24,4 процента ВВП, снизилась доля средств предприятий и населения в общем объеме инвестиций на 5,1 процента.

Ранее Госкомитет по инвестициям Узбекистана сообщал, что объем привлеченных иностранных вложений и кредитов за 2011–2016 годы снизился в 1,7 раза — до 1,903 миллиарда долларов.

Эти цифры косвенно подтверждают тезисы о недостаточности принимаемых мер в улучшении инвестиционного климата для внешнего финансирования инвестиций. И о недостаточности собственных средств как источника финансирования капитальных вложений.

quotes_miniСлабый уровень инвестиционной активности отрицательно влияет на платежеспособность предприятий, их финансовую устойчивость, так как замедленное обновление основных фондов снижает объем деятельности предприятия, следовательно, уменьшаются сумма налоговых поступлений в бюджет и финансово-экономические показатели.

Исходя из этого стоит ожидать, что Налоговый кодекс в новой редакции должен служить очередным шагом в повышении инвестиционной привлекательности нашей страны и поощрять инвестиционно-инновационную работу предприятий.

И возникает вопрос: какими налоговыми инструментами мы можем достичь вышеназванных целей.

Как можно изменить наш Налоговый кодекс?

Нужно отметить, что в нашем Налоговом кодексе нет унифицированной системы поддержки инвесторов и набора инвестиционных льгот для предприятий, активно занимающихся инвестициями. И поэтому в последнее время практика предоставления налоговых льгот отдельными решениями стала основным налоговым инструментом для снижения налоговой нагрузки некоторым отраслям или тем или иным конкретным хозяйствующим субъектам.

Существуют следующие виды налоговых льгот:

  • Освобождение от уплаты всех или нескольких видов налогов и обязательных платежей на определенный срок (или бессрочно);
  • Уменьшение налогооблагаемой базы на сумму средств тех или иных затрат предприятий на организацию новых производств или модернизацию текущих;
  • Перенос убытка;
  • Предоставление отсрочки уплаты налогов и других обязательных платежей (налоговые каникулы).

Особенно большой интерес проявляется в последнее время к налоговым каникулам, которые активно используются почти во всех странах мира.

В декабре 2017-го и у нас были внесены изменения в Налоговый кодекс, предусматривающие отсрочку уплаты налогов и других обязательных платежей. Таким образом, в законодательстве страны впервые появилось понятие налоговых каникул, которые предоставляются добросовестным налогоплательщикам, столкнувшимся с временными финансовыми затруднениями, — на срок до двадцати четырех месяцев с момента принятия соответствующего решения.

Исходя из вышеизложенного целесообразно определить и внести в новую редакцию Налогового кодекса термин «инвестиционная налоговая льгота». Унификация и систематизация налоговых льгот инвесторам, упрощение и создание прозрачных механизмов порядка применения предоставляемых льгот и другие поощрительные меры послужили бы повышению инвестиционной привлекательности нашей страны для внешних и внутренних инвестиций.

 

Похожие материалы
Популярное