Почему существуют очереди, «шапки», черный рынок и как от них избавиться

Независимый эксперт-экономист Юлий Юсупов рассказывает, почему возникают очереди, черный рынок и "шапки", к каким рыночным последствиям приводят эти явления и как побороть экономическую болезнь под названием дефицит.

photo_2017-02-09_17-55-39

 

Я часто бываю за рубежом и мне, соответственно, часто приходится возвращаться на родину. И знаете, какой самый верный признак того, что я уже пересек государственную границу? Очереди! Сначала у будки пограничника, потом – в ожидании багажа, затем — на таможне… Но на этом очереди не заканчиваются. Они сопровождают меня все время: при походах в коммунальные службы, в госучреждения, в банки…

Очереди возникают у нас и в чисто коммерческом секторе. Вспомним очереди за бензином, сахаром, автомобилями… А знаете, сколько приходится «стоять в очереди» предпринимателям, которым обещана конвертация, например, для закупки оборудования? Месяцами, если не годами! При этом они держат на счетах коммерческих банков замороженные средства, то есть несут прямые финансовые потери, плюс из-за отсутствия валюты их штрафуют за неисполнение договорных обязательств. Но это те предприниматели, которым конвертация обещана. Большинство же давно уже ни в каких очередях не стоят, а покупают валюту на неофициальном рынке по цене, значительно превышающей официальный обменный курс.

С точки зрения экономики очереди – это лишь одна из форм проявления такой экономической «болезни», как дефицит. Другие формы проявления дефицита – черный рынок, «шапки», карточная (лимитированная) система продажи товара.

Почему возникает дефицит и как с ним бороться?

Возьмем для примера рынок говядины. Любой рынок имеет три основных элемента – цену, спрос и предложение. Все три элемента влияют друг на друга. Но нас сейчас интересует только то, как на спрос и предложение влияет цена товара.

Закон спроса

Между ценой и спросом существует обратная зависимость: чем ниже цена, тем больше спрос, и наоборот. Почему так происходит, понятно: чем дешевле товар, тем он привлекательней (если при дешевизне не теряет своих потребительских свойств). В нашем условном цифровом примере (см. таблицу 1) при цене в 30 тыс. сумов потребители готовы купить 500 тонн говядины (например, в день), а при цене в 15 тыс. – 1200 тонн. Вопрос только в том, готовы ли продавцы столько продать по данной цене…

Закон предложения

Между ценой товара и величиной его предложения существует прямая зависимость: чем выше цена, тем больше продавцы хотят и могут предлагать к продаже данный товар. Предположим, издержки на производство и доставку составляют в среднем в 20 тыс. сумов за кг. Соответственно, при цене 20 тыс. сумов за кг мяса производители не будут получать прибыль. Возможно, найдутся продавцы, у которых издержки производства на единицу продукции ниже, они-то и будут предлагать 100 тонн на продажу. При еще более низких ценах продажи будут стремиться к нулю. Зато при ценах выше 20 тыс. за кг продажи будут неплохими, так как окажутся выгодными для продавцов.

01

Из таблицы видно, что при данных зависимостях уровней спроса и предложения от цены имеется только один вариант цены, который обеспечивает равенство спроса и предложения: 30 тыс. сумов. При всех остальных вариантах имеет место либо товарный излишек, либо товарный дефицит. И если у нас свободный рынок, то рыночная цена установится на уровне 30 тыс. сумов за кг (эта цена называется ценой равновесия, так как она обеспечивает равенство спроса и предложения). Каждый, кто ходит на базар, прекрасно знает, что когда на рынке много продавцов и покупателей и ничто не мешает свободной конкуренции, рыночная цена рано или поздно устанавливается на уровне, близком к равновесному.

Данные рыночные механизмы работают на любом рынке: мяса, картошки, одежды, валюты, кредитов… Принципиальной разницы с точки зрения ценообразования между этими товарами нет.

К чему приводит искусственный дефицит

Почему возникает дефицит? Только если рыночным механизмам что-то начинает мешать. Обычно мешают им две причины: действия государства и действия монополистов.

Государство, часто исходя из самых лучших побуждений, старается сбивать цены на некоторые важные, например, социально значимые товары. Что для этого нужно делать? Стимулировать предложение. Чем больше предложение, тем жестче конкуренция среди продавцов, тем ниже цены. Применительно к рынку мяса для этого нужно поддерживать животноводство (развитие кормовой базы, селекции, создание стимулов для производителей, устранение барьеров на пути конкуренции и прочие меры). И может быть, через несколько лет, если программа окажется эффективной, производство мяса возрастет, и цена на него снизится.

Но есть более простой способ: просто приказать ценам снизиться! На практике: запретить продавать мясо дороже определенной цены. Например, назначим в административном порядке цену в 25 тыс. сумов.
И каков результат? Мы получаем типичную картину искусственно созданного дефицита. При цене 25 тыс. сумов покупатели готовы приобрести 600 тонн мяса, а продавцы готовы продать только 300 тонн. Вот вам и очереди, карточки, черный рынок с более высокими ценами. Большинству продавцов просто невыгодно продавать мясо по такой цене. Что же они будут делать? Либо уйдут с рынка вообще, либо уйдут в тень, на черный рынок.

И самое главное последствие искусственно созданного дефицита: заниженные цены делают производство данного товара невыгодным, в результате предложение все больше и больше сокращается. В итоге цены рано или поздно придется отпустить, но теперь они уже будут более высокими, чем первоначальная равновесная цена, так как производство товара сократилось. Как говорится, хотели как лучше, а получилось как всегда.

02

И на других рынках последствия административного вмешательства будут проявляться точно таким же образом.

Если на валютном рынке установить в административном порядке цену $1 в 3000 сумов, когда его равновесная цена, например, 5000 сумов, то получим полный набор дефицитной экономики: спрос превысит предложение, решать, кому достанется валюта, будут чиновники, возникнет черный рынок. И самое главное, уменьшатся стимулы у поставщиков валюты — экспортеров, — так как цена 3000 сумов за $1 их категорически не устраивает. В результате экспорт начнет падать, следовательно, валюты будет становиться еще меньше, и ее дефицитность возрастет.

Если установить цену кредита, то есть процентную ставку, ниже равновесной (ЦБ направляет коммерческим банкам «рекомендации» по этому поводу), получим то же самое: спрос превышает предложение кредитных ресурсов, продажи превращаются в распределение банковскими работниками, за получение дешевых кредитов заемщикам приходится расплачиваться «шапками», возникает неформальный рынок кредитования, где процентные ставки существенно выше.

И самое главное. Что является источником кредитных ресурсов? Сбережения. Если процентные ставки низки, у населения нет стимулов сберегать деньги в банках. То есть из-за заниженных процентных ставок финансовый сектор лишается источников для кредитования.

Кроме административно назначаемых цен, есть еще один источник дефицита: искусственное ограничение предложения за счет монополизации рынка. Самый наглядный пример – отечественный рынок легковых автомобилей. Просто невероятные по размерам таможенные платежи на импортные авто ставят почти непреодолимые барьеры перед импортом, а следовательно, оставляют местных потребителей один на один с единственным местным производителем. Почти полная монополия на рынке позволяет последнему продавать свою продукцию по весьма высоким ценам. Но даже эти цены оказываются ниже равновесных (в условиях искусственного ограничения предложения). Как результат: очереди, «шапки», высокие цены перепродажи…

Каков же вывод? Если мы не хотим жить в дефицитной экономике, стоять в очередях и переплачивать спекулянтам, то должны дать следующие наказы нашему государству (как налогоплательщики и избиратели):

прекратить административное вмешательство в ценообразование тех товаров и услуг, где имеется развитая конкурентная среда и рынок сам может обеспечить равновесные цены и защитить потребителей от диктата производителей;

на монополизированных рынках всячески развивать конкуренцию, устранять барьеры для появления новых игроков (а эти барьеры чаще всего создает само государство);

вести борьбу за снижение (или ограничение роста) рыночных цен не «кавалерийскими» административными методами, а посредством кропотливой работы по устранению барьеров ведения бизнеса и снижению издержек производства. Ведь если нам удастся за счет ужесточения конкуренции, улучшения бизнес-климата снизить издержки производства, то равновесная цена опустится на более низкий уровень.

photo_2017-02-09_17-50-49

 

 

 

Похожие материалы
Популярное