Что не так с НДС и почему его пора менять?

Независимый налоговый консультант размышляет о том, как НДС влияет на экономику и как его менять

Налоговый эксперт и консультант ОНК ООО «Exact advicer», Бахтиёр Нормирзаев, рассматривает наш налог на добавленную стоимость и предлагает варианты налоговой реформы.

Исходя из того, что главная цель проводимых реформ в нашей экономической политике — высокий экономический рост (желательно в двухзначных цифрах), в том числе и привлекая иностранные инвестиции. А значит, инструменты налоговой политики тоже должны служить этой цели.
Это мы можем увидеть на примере модели экономического развития Республики Корея, которая в 50-х годах прошлого века была одной из самых бедных стран мира с 65 долларами ВВП на душу населения (1953 год). Сегодня ВВП Кореи — более 1 трлн долларов, а на душу населения — более 40 тысяч долларов. Одной из самых важных реформ этой страны было снижение ставок налогов, и сегодня ставка НДС в Корее — 10 процентов.

Что не так с НДС?

Постановлением президента № ПП-3454 «О прогнозе основных макроэкономических показателей и параметрах Государственного бюджета Республики Узбекистан на 2018 год» Минфину, налоговому комитету и остальным ведомствам поручено внести предложения по снижению ставки налога на добавленную стоимость до 1 июля 2018 года, учитывая отмену предоставленных льгот и расширение круга плательщиков этого налога. Это значит, что НДС все-таки будут менять.

Самая большая проблема, которая стоит перед системой налогообложения, — частое уклонение от уплаты налогов, и решить ее можно, только внедряя оптимальные налоговые ставки.

По данным «Википедии», ставка НДС в Казахстане и Киргизии — 12 процентов, в КНР — 17 процентов, в РФ — 18 процентов, в Сингапуре — 5 процентов, в Республике Корея — 10 процентов. На 2018 год ставка НДС в Узбекистане установлена в размере 20 процентов. Но нужно учесть еще один немаловажный момент — предприятия-плательщики НДС также должны платить обязательные отчисления в Государственные целевые фонды в размере 3,2 процента от объема реализации. Помимо этого, ставка Единого социального платежа для них установлена в размере 25 процентов от фонда оплаты труда.
А предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения (плательщики ЕНП), освобождены от уплаты обязательных отчислений в Государственные целевые фонды, и ставка ЕСП для них установлена в размере 15 процентов. И можно сказать, что налоговая нагрузка для плательщиков НДС в Узбекистаненамного выше, чем в вышеуказанных странах-конкурентах.

ндс 1)Поэтому бизнесу выгоднее оставаться в системе упрощенного порядка налогообложения, дробя собственный бизнес, чем перейти к общеустановленной системе налогообложения, где он становится крупным и платит общие налоги.

Действующая налоговая система не позволяет уменьшить ставку НДС без потерь в бюджете. Потому что по упрощенному порядку налогообложения налогоплательщики практически не платят НДС.

Например, строительные компании, которые платят ЕНП, приобретают строительные материалы, произведенные в республике (цемент, арматура и т. д.) и импортированные (лифт, замки, обои и т. д.) с НДС, но в основном они сами не платят НДС. Или почти вся текстильная отрасль освобождена от уплаты НДС, не считая некоторых компаний в системе общеустановленных налогов.

Но при проведении налоговой политики нужен одинаковый подход ко всем отраслям и категориям налогоплательщиков. Так как сегодня доля налогов в ВВП 21 процент, для налогоплательщиков всех категорий налоговая нагрузка должна быть 21 процент.

Что можно сделать?

Потери бюджета, возникающие при снижении ставки НДС, можно покрыть, уменьшая размер теневой экономики и расширяя круг предприятий, которые платят НДС.

В идеале мы должны добиться уплаты НДС всеми налогоплательщиками (в том числе и индивидуальными предпринимателями). Однако из-за появления упрощенного порядка налогообложения, развивающего малый бизнес, у нас нет возможности перевести всех налогоплательщиков на систему обязательной уплаты НДС.

ндс 2Поэтому нужно отказываться от добровольной системы уплаты НДС налогоплательщиками упрощенного порядка налогообложения и внедрить систему принудительной уплаты НДС исходя из их оборота, тем самым снизить действующую ставку налога.

Для перехода в систему упрощенного порядка налогообложения нужно установить пределы оборота компании в качестве дополнительного параметра, помимо количества сотрудников. После превышения оборота реализации товаров, работ и услуг определенного размера в месяц (к примеру, 100 тысяч долларов США, или 1 млрд сумов), эти предприятия должны перейти к системе принудительной уплаты НДС со следующего месяца.

Так как налог на добавленную стоимость косвенный, в итоге его платит потребитель, т. е. в основном часть населения с низким уровнем дохода, так как весь его доход уходит на потребление. А более обеспеченный слой населения тратит лишь определенную часть своего дохода на потребление, т. е. на оплату НДС.

Поэтому снижение ставки НДС можно рассмотреть как инструмент социальной защиты населения и перенаправления определенной части доходов граждан путем экономии на предпринимательство.

 

Похожие материалы
Популярное