10 критически важных шагов в подготовке компании к инвестициям

Эксперт Дониер Исламов о методах привлечения денег в компанию.

Учредители компаний инвестируют годы, десятки лет для создания успешного бизнеса. И когда стоит вопрос о продаже бизнеса инвестору, частично либо полностью, очевидно, что хочется продать по самой высокой цене взамен огромной проделанной работы.

При таких высоких ставках компания должна быть готова к этому. И в зависимости от того, насколько хорошо она подготовлена для инвестиций, будет меняться стоимость бизнеса.

Не важно, планируется привлечь инвестора через полгода или через три года, если начать готовить компанию сейчас, то это на прямую повлияет на сделку с инвестором.

1. Постоянная готовность к привлечению инвестиций

Компанию нужно подготовить к инвестициям задолго до поиска инвесторов. Необходимо увеличить операционную эффективность и прибыльность компании сейчас, таким образом создавая историю успеха компании.

Также очень важно создать сильную управленческую команду, которая может работать без участия непосредственного учредителя. Необходимо показать, что команда будет успешно продолжать выполнять задачи и при новом инвесторе.

2. Наличие долгосрочного видения будущего развития

Инвесторы заинтересованы больше будущим, чем прошлым. Нужно обрисовать яркую и одновременно обоснованную картину будущего развития компании и новых возможностей, благодаря которым она будет расти долгие годы.

3. Понимание стоимости бизнеса и драйверов стоимости

Стоимость бизнеса может существенно зависеть от того, насколько она подходит компании-инвестору. По этой причине многие учредители не могут правильно оценить потенциальную стоимость бизнеса. В то время как мультипликаторы стоимости бизнеса, такие как стоимость бизнеса относительно оборотов или относительно EBITDA (доходы до вычета процентов, налогов и амортизации) могут служить неким бенчмарком, они могут отличаться от окончательной оценки бизнеса.

Но почему так происходит? Здесь важно понимать стоимость бизнеса с точки зрения потенциального инвестора. При этом часто настоящая мотивация инвестора далеко не очевидна.

Например, с точки зрения учредителя наиболее сильной стороной компании является качество продукции. Но потенциального инвестора может интересовать дистрибьюторская сеть компании, и за это он, возможно, готов заплатить существенную премию.

Инвесторы часто готовы заплатить премию на основании будущей синергии, достижения целей или даже за репутацию. Поэтому необходимо осознавать все драйверы стоимости компании, чтобы не занизить оценку бизнеса и не потерять деньги на столе переговоров.

4. Избегайте сюрпризов — независимый аудит

Любой серьезный инвестор в ходе процесса переговоров наймет консультантов для проведения аудита компании перед заключением сделки. На данной стадии любой сюрприз может отрицательно отразиться на сделке. Доверие — ключевой фактор успешности сделки.

Учредители могут избежать данной проблемы, если предварительно проведут независимый аудит компании и выявят все проблемные места. Таким образом, у компании будет время решить их или снизить их эффект задолго до сделки с инвестором.

5. Снижение концентрации покупателей и поставщиков

Есть две зоны риска с точки зрения инвестора, которые могут повлиять на непрерывность бизнеса, — концентрация покупателей и концентрация поставщиков. Ситуация, когда один или два-три контрагента занимают львиную долю продаж либо поставок компании. В этом случае необходимо принимать все меры для расширения портфеля и снижения зависимости от них.

6. Достоверность финансовой отчетности

Потенциальный инвестор должен иметь абсолютную уверенность в достоверности предоставленной финансовой отчетности. В данном случае качество отчетности имеет значение. Также важно, чтобы компания имела налаженный внутренний контроль. Если мы говорим об иностранном инвесторе, то желательно, чтобы отчетность была подготовлена по международным стандартам финансовой отчетности, и международная компания провела ее аудит.

7. Оптимизация оборотного капитала

Учредители компаний часто оставляют деньги на столе ввиду того, что не управляют оборотным капиталом. Излишние уровни оборотного капитала не увеличивают стоимость бизнеса, а, наоборот, уменьшают. Таким образом, если эффективно управлять оборотным капиталом, можно увеличить стоимость бизнеса.

8. Налоги

В конечном счете важно то, сколько получает учредитель от сделки после уплаты соответствующих налогов. Если задуматься об этом сейчас, задолго до сделки, можно уменьшить налоговые последствия.

9. Опытная команда

Есть вероятность того, что учредитель в первый раз привлекает инвестора и, может быть, в последний. Однако финансовые последствия данной сделки настолько существенны, что нет возможности ошибиться.
Именно поэтому важно привлечь опытных инвестиционных консультантов, которые будут консультировать учредителей по всем этапам сделки. Опытная команда профессионалов, которая провела десятки такого рода сделок, позволит избежать многих дорогостоящих ошибок.

Очень часто есть только один шанс успешно завершить сделку, и здесь лучше довериться опытной команде консультантов, которые сделают все правильно.

10. Сохранение фокуса

Учредителям нужно продолжать вести бизнес, несмотря на то, что ведутся работы по привлечению инвестора. Здесь опять же помогут инвестиционные консультанты, которые будут вести сделку, не отвлекая от основной работы учредителя.

Последнее, что должно случиться на этом этапе, это если на деятельности компании будет отрицательно сказываться сделка с инвестором.

Концентрация на управлении бизнесом позволит сохранить стоимость бизнеса вплоть до завершения сделки.

      • Итак, если учредители компании на каком-либо этапе ее развития не исключают возможность привлечения нового партнера-инвестора либо покупателя на свой бизнес, необходимо начать готовить компанию уже сегодня. Вышеуказанные действия при грамотном выполнении не только существенно увеличат шансы на успех в привлечении инвестора, но и значительно повысят ее оценку.

──────────────

150Дониёр Исламов, управляющий директор RB ASIA, член ассоциации Association of Chartered Certified Accountants (UK), магистр экономики Московского государственного института международных отношений (МГИМО), автор более 15 статей, опубликованных в Японии, России и Узбекистане.

 

Похожие материалы
Популярное