Можно ли победить коррупцию?

В последнее время в стране стала активно обсуждаться тема коррупции. Принимаются законы, указы, программы о противодействии этому социальному злу. Хочется подключиться к обсуждению с позиций экономиста.

corruption_main

 

Коррупция – одна из самых острых проблем социально-экономического развития большинства развивающихся стран. И Узбекистан – не исключение. С этой «болезнью» нужно и можно бороться. Но бороться нужно не с формами проявления («симптомами»), а с действительными причинами этого явления.

Каковы глубинные корни коррупции и можно ли их «обрубить»?

Во-первых, это широкие полномочия государственных органов и чиновников по предоставлению разного рода разрешений для бизнеса и граждан и по контролю за предпринимательской деятельностью.

Чем больше у чиновников возможностей что-то разрешить или не разрешить, чем менее прозрачны правила, по которым осуществляется выдача разрешений (лицензий, сертификатов и пр.), тем больше простора для вымогательств и взяток. Кроме того, при наличии большого числа запретов и ограничений коррупционные схемы переходят и в формально частный сектор. Например, административные барьеры на выдачу наличных денег позволяют коммерческим банкам, банковским работникам, торговым организациям взимать «шапки» за так называемое обналичивание (о проблемах денежного обращения подробнее прочитать можно здесь). Коррупционерами становятся не чиновники!

Во-вторых, это разного рода вмешательства государства и чиновников в работу рыночных механизмов (регулирование цен, процентных ставок, обменного курса, централизованное распределение ресурсов), предоставление различных льгот для отдельных предприятий.

Если цены на какие-либо товары или ресурсы регулируются, то, скорее всего, возникнет их дефицит, и как результат – очереди, черный рынок, «шапки», откаты и прочие прелести дефицитной экономики. Абсолютно то же самое происходит и при регулировании процентных ставок и валютного курса. И здесь, опять-таки, коррупционерами становятся не только чиновники, но и работники коммерческого сектора. Аналогичная ситуация и при предоставлении льгот: чем больше возможностей у бизнеса получить какие-либо льготы, монопольные права за счет государства, тем шире коррупционная база.

В Узбекистане, к сожалению, возможности и полномочия государственных органов и чиновников что-то разрешать или запрещать, вмешиваться в работу рыночных механизмов, создавать неравные условия ведения бизнеса огромны (примеры создания неравных условий ведения бизнеса приведены в этой статье). И без экономической и административной реформ, радикально меняющих роль государства в экономики этой проблемы, а, следовательно, и устранения «корней» коррупции не решить.

В-третьих, теневую экономику и коррупцию поощряют высокие налоги и таможенные платежи. Например, если таможенные платежи непомерно высоки, то это (и это хорошо известно из мировой практики) неизбежно ведет к росту контрабанды и коррупции в таможенных органах. Непомерные налоги вынуждают предпринимателей уводить часть или весь бизнес в тень (подробнее об этом — здесь), а это питательная среда для коррупции в проверяющих органах.

В Узбекистане уровень налогового бремени на экономику один из самых высоких в мире среди развивающихся стран – 30-35% от ВВП. Мы и многие развитые страны обогнали по этому показателю, хотя обычно, чем богаче страна, тем выше там налоговое бремя (богатые могут позволить себе платить больше). Для стран с аналогичным уровнем развития (ВВП на душу населения – около $2000 тыс. в год, а это очень небольшой уровень) оптимальной считается налоговая нагрузка в 15-20% от ВВП. Уровень таможенных платежей у нас также один из самых высоких в мире. Так что есть широкое поле для устранения причин существования теневой экономики, контрабанды и коррупции за счет уменьшения налоговой и таможенной нагрузки.

В-четвертых, питательной средой для коррупции и теневой экономики является несовершенство законодательства: внутренние противоречия в нормативной базе, большое число отсылочных норм (в том числе в «никуда»), большое число запретов и ограничений и пр. Граждане и предприниматели волей-неволей вынуждены обходить, а следовательно, нарушать существующие нормы, что открывает широкие возможности для произвола и взяток чиновников. Соответственно, необходимы радикальная ревизия существующей нормативной базы на предмет упрощения, устранения противоречий и избыточных ограничений, а также введение практики антикоррупционной экспертизы принимаемых нормативных актов (в том числе актов, принимаемых органами исполнительной власти).

В-пятых, это вопрос квалификации и мотивации государственных служащих. Эффективная борьба с коррупцией невозможна без сокращения государственного аппарата (после сокращения полномочий государственных органов) и существенного повышения зарплаты чиновникам. Сегодня эта зарплата довольно низка, что неизбежно порождает стимулы к коррупции. При этом необходимо обеспечить конкурсность и прозрачность при найме государственных чиновников на всех уровнях, а также эффективный парламентский и общественный контроль за исполнительной и судебной властью.

Кроме экономических, конечно же, необходимо использовать и неэкономические меры борьбы с коррупцией. Речь идет в первую очередь об активизации общественности. И действительно, правоохранительные органы не могут в одиночку бороться с этим явлением. Им нужна поддержка со стороны гражданского общества, средств массовой информации, населения. Коррупция должна восприниматься как абсолютное зло, а не как некая «естественная» традиция нашего народа. Это ложь, ничего естественного и народного в этом нет. Активно действующие институты гражданского общества, независимые СМИ, эффективные правоохранительная и судебная система – безусловно обязательные предпосылки действенной борьбы с коррупцией.

 

Присоединяйтесь к Telegram-каналу Kommersant.uz и получайте свежие новости и подборки интересных материалов.

 

 

 

 

Похожие материалы
Популярное