Азиз Рахимов: Если за счет мишуры со смузи и коворкингами появятся качественные проекты, то этот тренд оправдан.

Откровенное интервью о трендах в IT, проблемах рынка и самой дорогой профессии.

В последние полтора года об инновациях и технологиях не говорит только ленивый. В этом году «инновации» и вовсе тренд сезона — в стране появилось министерство инноваций, новые идеи и проекты всячески поддерживаются. И если раньше сфера IT считалась просто интересной и привлекательной, то сегодня государство взяло курс на технологии и «айти».

Kommersant поговорил с Азизом Рахимовым, IT и телеком консультантом, о том, зачем предпринимателю идти в сеть, как изменилась сфера за последнее время и что ждет нас в будущем.

Что изменилось в IT Узбекистана за 10 лет

За последние десять лет сфера IT Узбекистана изменилась практически полностью. Самое масштабное изменение — то, что сегодня они пришли почти в каждый дом, а в прошлом было либо игрушкой студентов, либо серьёзным производственным инструментом у огромных компаний и обслуживало их внутренние потребности. Обычный человек на улице про них ничего не знал, да ему и не было интересно — на жизнь обычного человека технологии никак не влияли.

Причем «голого» айти, как это было десять лет назад, уже нет. Сегодня они вплотную переплетаются с бизнесом. К примеру, MyTaxi — это IT проект? Информационных технологий там от силы процентов пять, но это те пять процентов, без которых продукта бы не было. Или Arba? Технологий как таковых немного, но опять же, без них не было бы продукта. За это десятилетие появились проекты, благодаря которым IT пришли в каждый дом, к каждому отдельно взятому человеку.

Изменения коснулись всех сфер жизни. В тех же сотовых компаниях были звонки, sms и, пожалуй, все. Что такое телефон сейчас? Там и мессенджеры, и рабочая переписка, общение, социальные сети, облака для документов. Все что я раньше делал через компьютер, сегодня я делаю через телефон. IT пришло к человеку и потеряло свой имидж сложной и непонятной сферы — сегодня любая домохозяйка с помощью IT может сделать вещи, которые лет 15 назад, никому даже и не снились.

Почему так случилось?

Произошло это во многом благодаря развитию и распространению интернета. Последний десяток лет в Узбекистане развивался мобильный интернет и разрабатывались приложения. Кроме того, появились бизнес-продукты, благодаря которым появление технологий в каждом доме стало возможным. Конечно, относительно интернета и развития со мной могут поспорить о его качестве, но я все же считаю, что это не более, чем возмущения. Я прекрасно помню двухтысячные — там были совсем другие скорости и совсем другое качество. Сегодня мы сталкиваемся с тем, что объём контента растет, опережая технические возможности, если раньше нам было нормально скачать картинку и это был хорошо, то теперь нам нужно видео в HD на больших скоростях. То есть наши потребности растут быстрее, чем развивается интернет, поэтому мы все время недовольны.

19894692_1523019494387104_3998766449968098465_nА чтобы технические возможности росли вместе с потребностями, нужно, чтобы интернет провайдеры могли на нем зарабатывать, иначе им будет не особо интересно. В начале двухтысячных годов лидерами в развитии интернета были сотовые операторы, и они могли окупать интернет голосовой связью, международными звонками и смс. Сегодня приложения типа Viber, Imo и Skype забрали у них возможность зарабатывать на междугородних звонках, Telegram, Whats app и прочие заменили sms, а на голом интернете и на звонках уже не заработаешь. Зарабатывать сейчас нужно на сервисах и только таким образом окупать интернет.

Должен ли предприниматель идти в сеть?

Все зависит от того, какой это предприниматель и что он продает. Если вы предлагаете молоко пяти окрестным домам на Сергели, то вам вовсе не нужно переходить в онлайн пространство — вы знаете своих клиентов и зарабатываете. Но если есть потребность в масштабировании бизнеса, в его развитии — тут обязательно нужно выходить в сеть, работать с онлайн площадками. Элементарно, реклама в сети сейчас в разы эффективнее, чем флаеры, которые раздают на площадках или билборды вдоль дороги. Тот же фейсбук или контекстная реклама приводит в разы больше клиентов.

Но все не так просто с созданием интернет магазинов. Нельзя просто взять офлайн магазин и перенести его в сеть — там совсем другие бизнес процессы, совершенно другая модель работы. Несколько лет назад в узнете был бум интернет магазинов, но все они канули в лету. Потому что в сети не все так просто — вам нужно учитывать миллион деталей. Элементарно — покупая мороженное в магазине, вы сами несете ответственность за то, в каком виде вы донесете его до дома, а в интернет магазине ответственность за это несет уже владелец магазина. Или если товар был бракован, вы сами отнесете его и поменяете, в онлайн о замене должен заботиться владелец — посылать туда машину, менять или компенсировать товар. И это только мелкие бизнес процессы, с которыми предстоит столкнуться.

Казалось бы — столько проблем, зачем оно нужно. Но торгуя в офлайн пространстве, если вы не гипермаркет, который может просто открывать по стране все новые и новые точки, вы рано или поздно достигнете потолка. А интернет пространство позволяет развиваться. Пока мы не работаем на международный рынок, и мы не можем предлагать свои товары за рубежом, хотя спрос уже есть. И как только местные предприниматели смогут работать с рынком Европы, США, или Азии, бизнесменов в сети станет больше. Ведь гончар из Ферганы вряд ли может легко и просто открыть магазин в Нью Йорке, а с помощью интернета он решит эту проблему с легкостью.

22448640_1653772621319986_7721191648772534114_nДля этого придется потрудится и постараться выжить — пробовать и пробовать, отрабатывать бизнес процессы и рано или поздно, достичь успеха в своем деле. Можно конечно пытаться работать через социальные сети, но и там вы быстро достигнете потолка, что вы будете делать, когда заказов станет в десятки раз больше?

Но есть и еще один вариант — мы живем в то время, когда не обязательно уметь все и вся, чтобы создавать успешный проект, можно отдавать какие-то процессы на аутсорс. Вам больше не обязательно знать языки программирования, все бизнес процессы интернет предпринимательства. Всегда можно найти кого-то, кто уже умеет и работает, и передать часть работы ему. К примеру, если вы заняты торговлей, то вам не обязательно создавать свою доставку, можно делать это вместе с Arba, le Bazar или MyTaxi Express, где сервисы с уже отлаженными бизнес процессами будут решать ваши проблемы.

Кадровый рынок Узбекистана

Безусловно у нас так же, как и во всем мире, есть проблема с кадрами — специалисты меняют место жительства и едут за чем-то новым. И дело тут не всегда в оплате, проблема чуть глубже — хорошие программисты, люди увлеченные, они едут не за большей оплатой, они едут за интересными проектами. При прочих равных любой программист выберет работу с крутым проектом, а не с более высокой оплатой. И чтобы решить проблему миграции специалистов, нужно создавать почву для интересных проектов.

Создание такого рода проектов, это уже не совсем IT, это больше про бизнес. Они должны исходить со стороны бизнеса и бизнесменов. Например, у нас в Click очень много идей и планов, мы хотим делать интересные сервисы и решения, но у нас так же не хватает кадров. Мы готовы брать людей, но сталкиваемся с еще одной проблемой. IT мир сейчас сильно фрагментирован, очень много языков и фреймфорков и тяжело взять готового специалиста под свой продукт. Click позаботился об этом заранее — наш проект уже развился и будет существовать много лет и поэтому ведем переговоры с ТУИТом и ИНХА о подготовке специалистов в наш проект и мы можем выращивать кадры под себя.

То время, когда можно было взять в свою команду случайного, но хорошего программиста, прошло. Они уже где-то работают и пристроены, да это и не эффективно — найти специалиста с тем набором скилзов, который нужен практические невозможно и это актуально для любой компании. Если сорок лет назад все знали один Фортран и работали на нем, сегодня слишком много технологий и языков. Да и работать с молодыми ребятами интереснее — когда к вам приходит еще зеленый студент, вы видите, как он растет прямо на глазах.
Но все что я сейчас говорил, не отменяет того факта, что специалистов критически не хватает. Но тут все просто — чем быстрее растет какая-то область, тем острее будет нехватка специалистов. Еще пять лет назад никто не знал, что IT специалисты в Узбекистане будут настолько востребованы. А еще через пять лет, то количество людей, что есть сейчас учатся на программистов, тоже не сможет удовлетворить потребности рынка. И чем быстрее будет развивать отрасль, теми больше будет нехватка.

Виноваты ли институты?

Очень много людей обвиняют в этом университеты, говоря, что система образования отстает от реалий жизни. Но ни один университет мира не может выпустить готового профессионала, знающего все. Призвание университета учить общим вещам и учить учиться. И если студент не занимается самообразованием, не участвует в проектах, он не будет востребован и ничему не научится. Университет дает только базовые навыки, а вот прикладным нужно учиться самому. IT сфера — это та область, где больше всего работает общение, а не курсы, тренинги и мастер классы. Старая как мир истина — рассказывая что-то кому-то, лучше понимаешь это сам.

Самая дорогая профессия

Есть позиция, что работа программиста очень хорошо оплачивается, но и здесь все зависит от множества факторов. Часть из них заложена в человеке, а часть довольно случайная — в какую компанию он попал, чем он там занимается. Элементарно занимается он проблемой, которая через три года попала в мейнстрим и стала трендовой, или чем-то другим. Зарплата зависит и от самого человека — можно хотеть зарабатывать миллионы, пойти работать врачом или писать романы. Но у кого-то получается писать романы, а у кого-то нет. То же самое и с нашей сферой.

И еще один момент — кого мы считаем программистом? Внутри каждого специалиста (каждой специальности) есть минимум с десяток подпрофессий и от этого тоже зависит уровень оплаты. У нас принято называть программистом каждого, кто хоть как-то имеет отношение к компьютерам, но это не значит, что им всем много платят.

Что вдохновляет в работе?

Разработчики и специалисты в IT, вдохновляются тогда, когда их продуктом пользуются, когда он массовый и нужный. В 90х годах, когда ряд специалистов, в том числе и я, делали магнитные карты для метро, которыми можно было оплатить поездку, проведя ею через устройство на турникете. И я был счастлив не потому, что я получил за это деньги, а когда заходил в метро и видел, как люди пользуются нашим решением. Это и есть основной драйв в работе. Мне приятно, когда я краем уха слышу, как люди обсуждают удобство и возможности Click. По-настоящему вдохновляет и «прет», когда твой продукт все знают и используют.

И сейчас у нас много таких проектов, которые вдохновляют и вносят разнообразие в жизнь. MyTaxi, Click, Arba, Bringo. Или тот же самый X-places, его нельзя назвать айти проектом в прямом смысле слова, но не будь в нашей жизни социальных сетей, появился ли он в Ташкенте?

Что помогает развитию IT сферы

Всевозможные акселераторы, митапы, встречи, стартап миксы и прочие мероприятия, крайне важны для развития сферы в целом. Потому что кроме хорошей идеи, важна и реализация. И главная цель этих акселераторов — помочь довести идею до проекта. Я не знаю насколько их проведение может быть окупаемым, но они обязательно должны быть. На данном этапе у нас, этим должно заниматься и государство. Сейчас развитием акселераторов и стартап миксов занимается команда Brand.uz, команда Startup hub, но этого мало. Во всем мире это уже стандартизовавшаяся сфера, но у нас она только зарождается. Сами по себе акселераторы не необходимость, но если они смогут довести хотя бы десять идей до конечного и готового продукта, то не нужно отказываться от такой возможности.

Наши инвесторы готовы инвестировать в IT сферу. И сложность в том, что бизнесмены готовы инвестировать в продукты, но не могут найти проект. Один мой знакомый уже долгое время ходит на «Стартап миксы» и регулярно спрашивает молодых ребят, нужны ли им инвестиции. И ему ни разу не сказали — «да, нужны».

22489821_2027139707296137_436088336006109882_nУ нас не так много проектов, которые представлены за рубежом, но ведь не все создается по щелчку, мы медленно, но верно идем к тому, что и у нас появятся сервисы, предложения и приложения, которые есть за рубежом.

Тоже самое касается и общей моды на стартапы — если за счет всей этой мишуры со смузи и коворкингами, появится десяток хороших и качественных проектов, то этот тренд вполне оправдан. Да, сейчас модно называться стратапером и создавать проекты, но в принципе, множество компаний страны вполне может так называться — ведь это всего лишь на всего проект, который создан относительно недавно и пока не ясно, выстрелит он или нет. Click или PayMe уже не стартапы — у них понятны и бизнес модели, и пути развития. Как только определяется что это за проект и как он работает, он перестает быть стартапом.

Еще одна вещь, которая помогает развитию IT в Узбекистане — конкуренция. Появление PayMe очень подстегнуло нас идти дальше и работать над собой. Быть может сейчас у нас не так много предложений, но в дальнейшем их количество будет расти бешенными темпами, так как бизнес модели во многом уже опробованы и люди понимают, как им действовать. Очень многое усложняется из-за того, что остались старые нормы в законодательстве и если лет десять назад они были объяснимы, то сейчас не очень нужны. Но уже готовится большой документ с предложениями предпринимателей в области электронной коммерции, с замечаниями что нужно изменить, и возможно множество этих анахронизмов уйдут в прошлое. Государство начало прислушиваться к бизнесменам и идти им на встречу. И все это по сути хорошие предпосылки к развитию IT сферы в Узбекистане.

Над чем стоит работать в будущем

Я могу только предполагать, что будет востребовано в ближайшем будущем, но мне кажется, что большие данные, искусственный интеллект и дополненная реальность. Мне кажется, что эти три направления будут популярны и стоит с ними поработать, но вполне возможно, что этот прогноз будет полностью ошибочен. Но если бы я точно знал, что будет интересно в будущем, я бы не задумываясь вложил туда все свои деньги.

 

Похожие материалы
Популярное