Лайфхак от Дияса Муталова: как грамотно строить бизнес

«Придумаю бизнес и заработаю миллионы!» — шепчет в каждом из нас великий предприниматель, но рынок громко заявляет, что не так это все просто. Конкуренция, сервис, качество, кадры, маркетинг – нужно продумать все до мелочей. Но с чего начать? Как не дать прогореть бизнесу и на что следует обратить внимание? Об этом и многом другом рассказал бизнес-консультант Дияс Муталов.

Дияс Муталов

 

— Вы консультировали Korzinka.uz, RedTag, Arba.uz, банк «Ипак Йули» и многие другие известные, а главное, успешные компании в стране. Есть ли какой-то универсальный рецепт, как добиться хорошего результата бизнесу?

— Как правило, меня приглашают тогда, когда успешность «известной» компании сталкивается с серьезной угрозой. Да и успешность и известность — вовсе не синонимичные понятия. Ну да ладно, ближе к делу.

Универсального рецепта, на мой взгляд, не существует. Существует множество индивидуальных ситуаций, каждая из которых по-своему уникальна. Множество успешных компаний стали таковыми благодаря команде, силе духа, интеллекту и решимости лидера, а также благодаря тому, что вовремя оказались в правильном месте в правильное время. И если последнее — зачастую дело случая (за тем редким исключением, когда это результат тщательной подготовки и планирования), то с двумя первыми все намного сложнее.

Правильно выстроенная и адаптированная система в организации поможет уберечь компанию от множества неприятных сюрпризов. Например, посмотрите на существующий механизм взаимодействия с клиентской базой. Насколько отработана система реагирования на рекламации покупателей?

— Какие инструменты помогут руководителю стать грамотным творцом своей «империи»? Как построить свою компанию, чтобы продавать много и дорого?

— Универсальных (ох, простите за повторение) инструментов, на мой взгляд, нет (может, и есть, где-то в Хогвартсе). Говорить шаблонные «Надо верить в себя!», «Гореть своей идеей» и все такое прочее не стану.  Не хочу вводить в заблуждение.

По мне, творец империи должен обладать несколькими ключевыми навыками:

1)  Уметь ладить с любыми людьми. Коммуникативные навыки в нашем регионе (да и не только) — очень полезная штука!

2)  Уметь принимать жёсткие решения. Быть готовым на непопулярные действия, порой ущемлять чьи-то интересы. «Продавливать» свое мнение очень трудно и большинству людей непосильно. Но предприниматели – это не большинство. Заниматься бизнесом подразумевает плыть против течения. Часто эти понятия — синонимы.

3)  Уметь делегировать. Иначе собственник превратится в бурлака, который тащит на себе всю баржу. Ни времени, ни личной жизни, ни удовольствия…

4)  Уметь чувствовать. Ситуацию, проект, людей. Если голова забита (отсутствие пункта 3), то бизнесмену будет не до чутья. Операционная деятельность похоронит стратегическое мышление. Увы.

 

quotes_miniПредприниматели – это не большинство. Заниматься бизнесом подразумевает плыть против течения. Часто эти понятия — синонимы.

 

Также нужно ответить себе на несколько простых вопросов:

1)  Насколько адекватно вы как собственник бизнеса оцениваете свои силы и ресурсы (кадры, оборудование, систему реализации и пр.)? Зачастую предприниматели выдают желаемое за действительность, спотыкаясь на одних и тех же кочках.

2)  Насколько ваш продукт нужен рынку, готовы ли за него платить? Я прекрасно понимаю, что вы вложили душу в свое дело, и продукт из категории «ах-вах!», но если кроме вас и ваших близких никто за него платить не станет, то рыночная стоимость вашего проекта равна нулю.

3)  Понимаете ли вы, в чем ваше конкурентное преимущество?  Клиент нынче очень капризный, и просто так платить никто не станет. Наша страна развивается очень активно, дефицит советских времен давно забыт.

Продавать необоснованно дорого не получится. Искусственные примеры не в счет.

— Талант к продажам — это врожденное, или этому можно научиться? Какие должны быть предпосылки?

— И то, и другое. Главное — получать удовольствие от процесса продажи, переговоров и, конечно же, от результатов. Если нет таланта от природы, то гением продаж стать не получится. И не надо. Хороший крепкий продажник средней руки, получающий искреннее удовольствие от своего дела, намного эффективнее ленивого гения. Работать над собой, читать профессиональную литературу, посещать семинары, участвовать в вебинарах. Сейчас, в век информационных технологий, заниматься саморазвитием очень просто.

 

quotes_miniХороший крепкий продажник средней руки, получающий искреннее удовольствие от своего дела, намного эффективнее ленивого гения.

 

— Компании и их руководители находятся в вечном поиске эффективности бизнес-процессов. Что лично вы вкладываете в понятие эффективности?

— Адекватное соотношение результата и затрат. Достижение ценности по отношению затраченных ресурсов.

— По каким критериям вы подбираете сотрудников, как определяете, что они будут эффективными? Поделитесь опытом.

— Будете смеяться. Но поделюсь:

1)  Резюме. Количество ошибок на предложение.

2)  Профессиональный опыт. Всегда навожу справки по соискателю (прежнее место работы, страничка в соцсетях, общие знакомые).

3)  Личностные цели, приоритеты. Жизненная позиция.

Я придерживаюсь мнения, что раз медведей в цирке смогли научить кататься на велосипеде (я не умею), то и продавать научить можно. А вот то, что заложили родители и общество, исправить намного сложнее, если вообще реально.

— Обязательно ли сегодня вкладываться в маркетинг для достижения нужного результата?

— Интересный вопрос! Вкладывать в маркетинг для достижения нужного результата? А какой результат нужен? Узнаваемость? Рост продаж? Высокое доверие к марке? Все вместе? Скажу так. Маркетинг нужен. Если мы говорим о маркетинге как о комплексе мероприятий, некой стратегии и видении. Все остальное – деньги в урну.

 

quotes_miniМаркетинг нужен, если мы говорим о маркетинге как о комплексе мероприятий, стратегии и видении. Все остальное – деньги в урну.

 

— Вы давали такой совет: «Определив бизнес-дефиницию, никому о ней не говорите». Чем это обусловлено?

— Тем, что конкуренция не спит. Поняв суть вашей бизнес-модели, не составит большого труда обойти вас на повороте. Се ля ви.

— Какие основные ошибки совершают бизнесмены сегодня?

— 1)  Переоценка своих сил и способностей;

2)  переоценка рынка и своего продукта. Стартапы очень часто грешат этим;

3)  неспособность держать на должном уровне ни качество своей продукции, ни сервис;

4)  стремление экономить на кадрах в первую очередь.

— Вы стажировались в таких странах, как США, Южная Корея и Япония. Есть ли отличия в ведении бизнеса за рубежом и у нас? Какой зарубежный опыт нужно внедрять в первую очередь?

— У нашей страны особая модель перехода к рынку. Слепо копировать зарубежный опыт, думаю, большая ошибка. Нам надо воспитывать свои кадры, беря и адаптируя лучшее.

 

quotes_miniУ нашей страны особая модель перехода к рынку. Слепо копировать зарубежный опыт, думаю, большая ошибка. Нам надо воспитывать свои кадры, беря и адаптируя лучшее.

 

— Вы активно занимаетесь бизнес-тренерством. На чьи бизнес-тренинги вы пошли бы сами? Есть ли люди, которые восхищают вас как ораторы?

— Конечно, есть. Я с большим удовольствием слушаю как спикеров и учусь как у менторов у Хикмата Абдурахманова, Алишера Исаева, Мурадхона Назарова. Многому можно и нужно учиться у Зафара Хашимова. Это люди, которые своим примером доказывают реальность создания крутейшего бизнеса в непростых условиях становления экономики.

Из «не наших»… Пожалуй, Игорь Манн, Ричард Бренсон и Джон Шоул. Интересен своей харизмой и Роберт Кийосаки, я бы хотел посетить его семинар.

— Есть ли примеры положительных результатов ваших тренингов? Что дают бизнес-тренинги их слушателям?

— Скажу субъективно, но искренне! Чтобы тренинг был адекватным и реально принес практическую пользу, необходимо сочетание хотя бы трех условий:

1)  Люди должны хотеть получить новую информацию и знания, а так же внедрять их на  своем участке работы.

2)  Люди должны быть готовы к новой информации, к систематизации имеющихся знаний и иметь возможность применить их здесь и сейчас.

3)  Руководитель должен быть готов к изменениям, пусть даже крохотным, но в правильном направлении.

 

quotes_miniМногие предприниматели делают фатальную ошибку, отправляя своих сотрудников на тренинги и семинары. Или даже приглашая бизнес-тренера к себе.

 

Ошибка заключается в том, что сам по себе тренинг практически ничего не даст. Может, и вообще ничего не даст. Тренер может зажечь людей, дать им новое видение или усилить какие-то навыки, но если вышеуказанные условия не соблюдены – грош цена. Две недели, и затем сотрудники откатываются на прежний уровень (и это в лучшем случае).

Хороший тренер, прежде чем сделать корпоративный тренинг, опять-таки, на мой взгляд, должен провести диагностику, выявить так называемые узкие места бизнес-процессов, выявить потребности будущих слушателей и только потом разрабатывать модуль. Но это и время, и расходы. Но только тогда тренинг будет эффективным и отвечать реалиям компании-заказчика. В противном случае это будут общие фразы из категории «давай-давай». Будет весело, но бесполезно.

Единицы могут взять максимум из стандартного тренинга.  Большинство получают информацию, так сказать, «на будущее». Увеличивая собственный потенциал, но не применяя его на практике — это как с иностранным языком. Останется общее, а частное выпадет из памяти.

— Каковы ваши дальнейшие планы?

— Грандиозные. Есть очень большой и интересный проект, все планы связаны с ним. Есть даже план А и план Б.

— Вы увлекаетесь криптозоологией. Откуда такое увлечение?

— Не помню, но оно классное. Обязательно напрошусь в экспедицию!

 

Подписывайтесь на Telegram-канал Kommersant.uz и получайте свежие новости и подборки интересных материалов.

 

 

 

 

Похожие материалы
Популярное