Сделать карьеру в Европе: Фарход Ниязов о работе в Carlsberg Group

Фарход Ниязов — руководитель направления внутренних коммуникаций отдела по персоналу Carlsberg Group, датской пивоваренной компании, одной из крупнейших в мире. В интервью Kommersant.uz он рассказал о своем видении корпоративных коммуникаций и особенностях делового общения в Дании.

фарход ниязов main

В Ташкенте я участвовал в построении бренда Sarbast, который можно смело назвать одним из самых успешных бизнес-кейсов региона. За год был построен завод-миллионник (производственной мощностью 10 млн декалитров в год), сформирована команда профессионалов, которые по сей день высоко востребованы на отечественном и зарубежных рынках. За четыре года с момента запуска марка, которой просто не существовало, заняла свыше 40% доли рынка, компания в целом 60%. При этом процент узнаваемости бренда составлял свыше 80%. Это были годы дерзких экспериментов, отличной школы маркетинга и коммуникаций, невероятного драйва и больших командных побед.

Я участвовал в команде по привлечению компании Carlsberg в Узбекистан, затем был членом международной рабочей команды Carlsberg Group по разработке новой глобальной корпоративной культуры, ценностей и принципов ведения бизнеса. Поступившее предложение поработать в головном офисе в Копенгагене было как логичным, так и чрезвычайно интересным.

С августа 2016 года руковожу внутренними коммуникациями и управлением изменениями в отделе по работе с персоналом. Carlsberg Group принял решение внедрить облачную платформу SAP SuccessFactors. Это самая современная система управления талантами, которая охватывает полный спектр автоматизированных решений для работы с бизнес-процессами отдела по персоналу. Моя задача – своевременные эффективные коммуникации со всеми вовлеченными в реализацию проекта стейкхолдерами, как внутренними (кадры, IT, бизнес-процессы, финансы, руководство), так и внешними (поставщики технологических модулей и решений).

фарход ниязов 01

Я также отвечаю за процесс управления изменениями. Это дисциплина в двух словах означает следующее: что надо предпринять (процесс, инструменты и методы управления), чтобы изменить поведение, отношения и бизнес-практики людей при перехода из точки А, где бизнес сегодня, в точку Б, куда бизнес направляется.

До Копенгагена я успел пожить в шести разных странах. Но кратковременные бизнес-поездки значительно отличаются от ситуации, когда ты находишься в новой стране длительный период. Существует классическая теория U-образного культурного шока, когда любой человек в новой стране первые шесть-восемь месяцев «катится» вниз: скучает, ностальгируют, не понимает, подвержен стрессам. Но по прошествии определенного периода времени начинается процесс подъема, привыкания к другой обстановке, культуре, традициям. Так было и у меня.

После солнечного Ташкента понадобилось время, чтобы адаптироваться к тому, что с ноября по март световой день — это всего лишь пара часов в сутки. На этой широте восемь месяцев в году пасмурная, ветреная и дождливая погода. Не хватает солнца, тепла. Отсутствие нашей любимой кухни не может компенсировать ни одно турецкое кафе или любая другая азиатская кухня, представленная в стране. Так что это призыв – намек рестораторам Узбекистана рассмотреть Данию в качестве следующей точки распространения узбекской кухни. Копенгаген (и Дания в целом) сегодня — трендсеттер в гастрономии, здесь компактно разместились 24 «мишленовских» заведения, включая ресторан NОМА, который два года подряд становился лучшим рестораном мира.

 

Работа в Дании: взгляд узбекистанца

фарход ниязов 02

Основное отличие, пожалуй, можно охарактеризовать различием культур, исходя и классического принципа персика и ореха. Восточные и южные страны очень легко и быстро знакомятся, открыты и приветливы, но прежде чем подружиться по-настоящему, надо «сломать косточку», или, другими словами, съесть вместе пуд соли. В северных же странах люди закрыты и на первый взгляд хмуры и неприветливы, требуется время, чтобы до них достучаться, как со скорлупой ореха. Но зато потом — дружба навеки. В этих особенностях есть свои плюсы и минусы, и в век глобализации менеджеры, лидеры много внимания уделяют именно развитию навыков открытости, восприимчивости, принятия и понимания другой культуры.

Корпоративная культура в основе своей одинаковая, хотя есть влияние местного менталитета. Датчане считают себя очень прагматичными и пунктуальными. Опоздать на встречу, не предупредить об отмене, участвовать неподготовленным в собрании – все это не просто дурной тон, а неуважение. Очень важно планировать встречи заблаговременно, даже если решили поужинать с коллегами, желательно послать им e-mail за пару недель, а то и месяц.

 

quotes_miniВ Узбекистане есть проблема отсутствия доверия. Порой считается хорошим тоном похвастать, как удалось кого-то обмануть. 

 

В Дании очень высок уровень доверия. Поговорка «Доверяй, но проверяй» для датчан может прозвучать как оскорбление. В Узбекистане встречается проблема отсутствия доверительных отношений. Порой считается хорошим тоном похвастать, как удалось кого-то провести, обмануть. В коммуникациях доверие выстраивается годами, а потерять его можно в один миг. Рыночные отношения требуют выполнения обещаний: от простой привычки не опаздывать до выполнения работы качественно и в срок.

 

«В коммуникациях нет универсальных формул»

Грамотность в коммуникациях достигается формированием внутри компании команды профессионалов с многоступенчатой системой подготовки, согласования и утверждения коммуникационных материалов. Другой вариант – аутсорсинг внешним коммуникационным агентствам. Личный опыт показывает, что и с таковыми приходится много работать, чтобы они смогли прочувствовать специфику вашего бизнеса и понимать корпоративный «сленг».

Самое главное в корпоративных коммуникациях – установить максимально доверительный внутренний диалог между руководителями и сотрудниками. Только так можно добиться принятия оптимальных решений и улучшения процесса мотивации, планирования и координации. А технологии, инструменты и практические варианты применения коммуникаций – вторичны.

 

quotes_miniГлавное в корпоративных коммуникациях – установить доверительный диалог между руководителями и сотрудниками. 

 

Нет универсальных формул или модулей. Коммуникации очень специфичны и являются отражением целого комплекса культурных, национальных, географических, ментальных особенностей. Здесь надо подходить осторожно и внедрять только то, что прошло тщательную проработку. В каждой отдельной компании, организации, отделе, вопрос внутренних коммуникаций надо выстраивать исходя из миссии, целей и задач коллектива.

Другая проблема, с моей точки зрения – элементарные ошибки и опечатки в серьезных документах компаний. Это решается комплексным подходом, при котором коммуникации не рассматриваются как вспомогательная функция в нагрузку отдела персонала, у которого своих проблем выше крыши. Важно, чтобы руководители на всех уровнях уделяли пристальное внимание выстраиванию коммуникаций и могли всегда снизойти до уровня общения с рядовым работником. Руководители должны вовлекать и увлекать свои команды в выполнение общего дела.

Мне сложно судить о сегодняшнем уровне развития этого направления в Узбекистане, так как последние пять лет живу за рубежом. Однако то, что читаю периодически на страницах Узнета и слышу от коллег, меня радует. Ситуация очень быстро и положительно меняется. Уверен, что количество перерастет в качество. Чем больше будет новых инициатив, проб и ошибок, тем быстрее закалится бизнес.

Мне кажется, что было бы неплохо частному, среднему и малому бизнесу больше работать в направлении подготовки специалистов. Чаще всего все ждут, что университеты выпустят готовых специалистов. А было бы здорово, если бы организации разных размеров и видов собственности больше средств тратили на образование путем создания именных стипендий, целевых стажировок, курсов повышения квалификации внутри и за пределами компании.

SONY DSC

Лидером в Узбекистане в области подбора и привлечения талантов и управленческих практик остается British American Tobacco, несмотря на неоднозначную природу производимой продукции и большого количества регуляторных ограничений. В этой компании в 1998 году началась моя первая большая работа. В 2002 году мы с Бахтиёром Насимовым, менеджером по внутренним и внешним корпоративным связям, подготовили и успешно внедрили отчет по корпоративной социальной ответственности мирового класса. Это была первая в Центральной Азии публикация такого рода.

Благодаря BAT я имел возможность работать в очень интересных проектах: коммуникационный аудит и бизнес-трансформация в Малайзии, социальный проект по предотвращению курения среди несовершеннолетних в Грузии, основы управления стейкхолдерами в Венгрии, внутренние коммуникации в Японии. При поддержке BAT прошел обучение и получил диплом Института менеджмента, расположенного в Англии.  Считаю, что это уникальная организация, в которой узбекистанцы могут изучить, освоить и применить современные практики международного менеджмента.

 

Что привело в сферу коммуникаций

Первые уроки коммуникаций я получил в годы преподавания на факультете экономики в СамГУ (моей альма-матер: там я окончил факультет математики и аспирантуру). Мой главный учитель в жизни, Карим Саидов, объяснял: «Сможешь удержать внимание уставших после работы великовозрастных студентов-вечерников в течение всей пары — тебе любая аудитория не будет страшна».

В 1998 году я защитил кандидатскую диссертацию по экономической теории в Академии общественного и государственного строительства при Президенте Республики Узбекистан. Получил степень МБА по направлению «Международный маркетинг» в Международном университете Японии. По государственной программе подготовки молодых экономистов прошел стажировку в Университете Ковентри (Великобритания), где нас обучали передовым методикам ведения бизнес-курсов.

фарход ниязов япония

Это были времена большого вдохновения. Мы тогда все учились: и преподаватели, и студенты. Было интересно, был голод знаний, не хватало учебников по бизнесу, менеджменту и маркетингу. Двухтомник «Экономикс» и маркетинговая хрестоматия Котлера зачитывались до дыр.

Сейчас нет никаких ограничений на получение информации, один клик в Интернете — и миллион ссылок выдадут вам необходимую информацию. Главное — последовательное образование, накопление опыта. «Хочу все сразу и сейчас» — очень ограниченный и неустойчивый подход. Необходимо сочетать самообразование и накопление производственного опыта. А что может быть легче и сложнее коммуникаций? Слово — не твит в социальном аккаунте, после публикации не сотрешь…

 

«Мы не кочевники, домой всегда тянет»

В моих ближайших планах — освоить на уровне пользователя и администратора современную технологию комплексного управления талантами на базе SAP SuccessFactors. Продолжаю изучать и внедрять прогрессивные и эффективные каналы коммуникации и находить оптимальный баланс между персональным общением и технологическими решениями.

С удовольствием думаю о возвращении в Узбекистан. Мы не кочевники, наши предки вели оседлый образ жизни, и домой всегда тянет.

Очень понравилось участвовать онлайн в недавно организованной конференции «4P». Был приятно удивлен, что такой формат работает и можно общаться с аудиторией до мероприятия, во время и после него, отвечая на разные вопросы. Насколько я понимаю, есть интерес продолжить организацию подобных сессий и по другим темам, которые меня увлекают. Я готов делиться опытом.

В 2005 году, когда учился на МБА, мы собрали команду и дошли до финала конкурса бизнес-планов среди бизнес-школ мира, который был организован Национальным университетом Сингапура.  С тех пор большая мечта — стать соорганизатором конкурса на лучший бизнес-план среди студентов экономических факультетов и бизнес-школ Узбекистана и СНГ.

Но это уже тема для другой беседы.

Фото: личный архив Фархода Ниязова

 

Похожие материалы
Популярное