Изнанка бизнеса: Как устроена кино индустрия Узбекистана

Режиссер Бекзод Жониев рассказывает Kommersant о том, сколько стоит один съемочный день, сколько можно заработать с кино, и какие проблемы есть в этом бизнесе.

Рассказываем о кинематографе как о бизнесе, насколько он рентабелен в Узбекистане и почему.

Стремление номинироваться и подавать заявки на мировые фестивали подстегивает делать качественное кино, выпускать профессиональных актеров и взращивать профессионалов в этой сфере.

Может ли наше кино претендовать на лавры и признание мировых экспертов в индустрии кино, мы выяснили в интервью с молодым режиссером фильма «Тугилмаганлар», Бекзодом Жониевым,
____________

К.: Во сколько обходится создателю его фильм здесь, в Узбекистане?

Б.Ж.: Зависит от множества факторов, таких как цель, концепция, идея картины. Фильм обойдется дешевле и будет качеством выше, если команда создателей отнесется к нему не только из соображений заработка на этом, но вложит в него душу, донесет мысль до зрителя, вызвав эмоции и переживания.

Когда вся съемочная группа «горит» в процессе, все получается с первых дублей, ведь время на площадке — один из самых дорогих факторов. Это количество задействованных людей, аренда помещения, реквизитов, декораций, силы актеров и других участников съемки. Картину с бюджетом 10 000 долларов разные люди сделают, сыграют и покажут по-разному. Поэтому однозначно сказать, сколько стоит фильм, в принципе невозможно.

 

К: Кто регулирует работу кинематографа у нас в стране?

Б.Ж.: Кинематограф в нашей стране регулируется национальным агентством «Узбеккино», все фильмы проходят его проверку. Я думаю, это правильно, потому что фильмы зачастую влияют на сознание человека, тем более на подрастающее поколение, на его восприятие мира, отношение к окружающим. Это не значит, что все фильмы должны быть радужными, без затрагивания проблем и глобальных тем, но подача щепетильных моментов не должна нести вред ни зрителю, ни культуре в целом.

 

К: Как обстоят дела с индустрией в последнее время?

Б.Ж.: В последнее время сфера почти ожила — у нас снимают множество фильмов, реализуют новые идеи. Но все это происходит где-то внутри, немногие выходят с показами и реализацией фильмов. Хотя тенденция интереса к кино как к коммерции благоприятно влияет на развитие качественного кино, конкуренция — родитель качества.

 

К: Как оценивается спрос на актеров, режиссеров? Где их ищут, во сколько примерно обходится один съемочный день?

Б.Ж.: Основной визиткой актеров и режиссеров является их портфолио и история сыгранных ролей, поставленных фильмов. Но зачастую подбор актеров на фильм ведется путем кастингов, проводимых задолго до начала производства кино. Когда родилась идея, режиссер уже мысленно представляет типажи и характеры играющих в фильме людей. Сыграть роль могут как актеры, так и люди с улицы. И эти образы постоянно преследуют авторов фильма, они вглядываются в лица из толпы, пересматривают фильмы известных актеров, чтобы найти общую параллель с лицами, которых представляют в своих новых фильмах. Бывает так, что встретишь на улице человека и понимаешь — да, это он!

3TOLYV2LOr5FtkqKОсновной состав актеров набирается путем кастингов, которые анонсируются в интернет-ресурсах, Facebook, Одноклассники, Instagram. Не знаю, как у других, а в моей практике от сбора состава исполнителей ролей до старта съемок уходит от одного месяца до трех.

В среднем один съемочный день обходится в 2-3 млн сумов — реквизиты, прокат костюмов, грим, питание и прочее. Это с учетом того, что большинство актеров и других участников создания фильма играют за идею. У именитых актеров на сегодняшний день нет определенной ставки гонорара, у каждого она своя. Не могу назвать цифру, иначе буду некорректен. Вы понимаете, наше узбекское кино и их актеры проживают в данный момент зыбкий и шаткий период, зачастую работают за идею и славу, и деньги тут играют последнюю роль. Я не обобщаю, но в основном картина такая.

 

К.: Маркетинг кино — сколько уходит на продвижение?

Б.Ж.: Мы не всегда профессионально относимся к правильному продвижению фильма с маркетинговой стороны проекта. А ведь это немаловажный инструмент — донести свою работу до зрителя, поставить в известность и разжечь интерес к картине. Зачастую зритель узнает о предстоящей новинке перед самым ее показом, а многие даже не узнают о существовании премьеры. Поэтому продвигать и ставить в известность о грядущем фильме нужно, обхватив разные источники информации — от сарафанного радио до массового вещания. Было бы круто, если бы маркетинговые агентства работали по схеме: раскрутил фильм — получил процент от выручки кассы, а не так — 100 процентов предоплата за услуги с неизвестным конечным результатом.

В этот раз я сам начал вести маркетинговую политику своего нового фильма «Тугилмаганлар-2». Задействую СМИ, а также узбекский мультимедийный портал RizaNova® , по моим расчетам, реклама данного фильма будет составлять 3-5 процентов от стоимости фильма.

 

К.: Давайте поговорим об окупаемости кино. Сколько стоит прокат фильма в кинотеатрах?

Б.Ж.: Раньше средняя стоимость проката была порядка 30 процентов от кассовой продажи фильма. Сегодня норма проката — 10 процентов в совокупном исчислении от общего годового экранного времени частных кинотеатров. В августе 2017-го наш президент утвердил ряд мер по поддержке и дальнейшему развитию национальной кинематографии.

Президент организовал Творческий союз кинодеятелей Узбекистана при НА «Узбеккино», увеличил квоту по выпуску полнометражных художественных, документальных, научно-популярных, учебно-методических фильмов, киножурналов, мультипликационных фильмов. Это огромная ниша для людей, которые посвятили себя кинематографу, для молодых специалистов, начинающих свой путь в этой отрасли. Шавкат Мирзияев также поддержал идею создания культурно-развлекательных комплексов, которые будут оснащены киностудиями и кинозалами нового формата. Также будет возможность для молодых специалистов обучаться в зарубежных образовательных учреждениях.

 

К.: Сколько в целом можно заработать на фильме?

Б.Ж.: Если говорить образно, то прибыль с фильма в соотношении с затратами будет 1 к 3, проще говоря — вложил сум, получил три.

 

К.: DVD-релизы у нас не приняты, рынок довольно пиратский. Как реализуется картина после проката?

Б.Ж.: DVD-релизы — слабое и шаткое звено в кинобизнесе, и не только в нашей стране. Но у нас это проявляется особенно, несмотря на то, что принят ряд законов о пиратстве и защите авторских прав.

sFAdQRbf0d2VbLWxЗнаете, чего у нас не хватает? Отдельного органа, который будет заниматься именно этим вопросом. Я как режиссер и автор фильмов нуждаюсь в подобной организации, агентстве, которое защитит мои интересы и авторские права, будет следить за политикой реализации лицензионных носителей фильмов. И мы готовы платить за это. А пока, на сегодняшний день, после проката реализация фильма на этом заканчивается.

 

К.: Фестивали и конкурсы — можно ли заработать на победах на этих мероприятиях, стоит ли снимать кино для фестивалей?

Б.Ж.: Гранты за призовые места в международных фестивалях немаленькие, и зачастую победители вкладывают эти средства для новых кинопроектов. Но я не рассматриваю фестивали и конкурсы как источник заработка — победа на киноконкурсах, как и в спортивных соревнованиях, — это возможность выдвинуть на пьедестал отечественную марку, занять достойное место, заявить о себе.

 

К.: Можно ли говорить о кино в нашей стране как о бизнесе?

Б.Ж.: Говорить, что киноиндустрия — это бизнес, еще рановато, но уже сейчас можно говорить, что старт работе дан. Правительство поощряет деятельность искусства, открывает новые возможности, подтачивает законодательство для беспрепятственного развития кинематографа и на государственном, и на коммерческом уровне.

 

К.: Много ли у нас коммерческих режиссеров, зарабатывающих на этом?

Б.Ж.: Коммерческие режиссеры есть, но большой конкуренции пока еще нет. Так как нет бума качественных фильмов, и это дает возможность режиссерам нашего кино с каждым разом улучшать свои фильмы, следить за тенденцией потребности зрителей к жанрам, исполнению и подаче картин. И с каждым годом интересных фильмов становится все больше.

 

К.: Что нужно делать, чтобы развивать рынок?

Б.Ж.: Нужна пропаганда образования в кинематографе, привлекать внимание молодежи к развитию кино и не бояться пробовать свои силы как в коммерческом аспекте, так и в рамках искусства.

 

К.: Дойдет ли рынок кино Узбекистана хотя бы до уровня России? И что для этого необходимо?

Б.Ж.: Что значит хотя бы? В свое время наше кино было одним из лучших, это было время, когда снимали качественное кино — во имя искусства. Нужно возродить наш уникальный почерк узбекского кино, взрастить новое поколение, используя современный учебный материал и крепкий фундамент кинематографистов прошлых лет.

 

К.: Отличается ли нынешняя школа актерского мастерства?

Б.Ж.: Конечно! Вот для примера, в то время, когда я учился, мы приходили на учебу в одежде и обуви, в которой нам удобно. Учебный процесс был иным, мы меньше конспектировали и больше играли, практиковались. У нас не было лимитированного времени нахождения на территории учебного заведения. Диалог с преподавателями был, скорее, дружеский, нежели официальный, это здорово отражалось на успехах в учебе.

 

К.: А сейчас разве не так?

Б.Ж.: На мой взгляд, студенты сейчас в неких рамках соблюдения учебной формы, внешнего вида, много конспектов. Актер и те, кто с ним в команде, — люди творческие, свободолюбивые, мне кажется, что институт актерского образования должен отличаться от институтов других дисциплин. Чтобы было, как раньше…

 

К.: Каким вы видите кинематограф в будущем?

Б.Ж.: Если говорить о кинематографе в общем, то через 10 лет каждый владелец телефона с приличной камерой будет снимать интересные сюжеты (как раньше статьи писали только журналисты, а сейчас каждый третий пишет посты в интернете, и неплохо, я вам скажу). Но будущее отечественного кинематографа в наших с вами руках. Нам нужно вернуть нашего зрителя, и мы стараемся это сделать.

 

Похожие материалы
Популярное