Промышленный дизайн как бизнес – успешный и не очень

Оглянитесь вокруг: шкаф, стоящий позади вас, степлер и ручка, лежащие у вас на столе, и даже стул, на котором вы сидите, – то, как все это выглядит, есть результат промышленного дизайна. Хорош он или не очень – судить вам, ну а мы решили основываться на мнении профессионала в этом деле, создателя и арт-директора Holmuradov Design Улугбека Холмурадова.

IMG_6388

 

О том, что такое промышленный дизайн и насколько он важен

Промышленный или предметный дизайн – это не только красивый внешний вид и оригинальная форма. Здесь больший смысл, чем просто оформление. Качественный промдизайн характеризуется высокой технологичностью продукта, его удобством, безопасностью и, наконец, ценовой доступностью. Тем более когда мы говорим не просто о бытовых предметах, но и о более важной технике, такой как медицинские приборы или заводские агрегаты. При их создании важно все, начиная от расположения кнопки включения до места получения конечного продукта. Именно поэтому представляется очень важным производить свое, с оригинальным дизайном, так как только мы сами можем знать потребности нашего рынка и в целом ход мыслей потребителей.

«Промдизайн – это когда проектируется все: не только производимое изделие, но и станок, на котором оно будет создаваться. Эта сфера сегодня развивается недостаточно. За редким исключением в местном производстве нет ничего, что было бы от начала и до конца придумано отечественными специалистами. Национальный промышленный дизайн в большинстве случаев ограничивается пририсованной сбоку тюбетейкой и наличием адраса. Это далеко не то, что можно расценивать как необходимый и успешный в реализации продукт, соответствующий интернациональным стандартам. Когда-то сфера развивалась, промышленный дизайн был хорош, примеры тому можно найти в отечественных книгах на эту тему и других источниках. Но с течением времени он сошел на нет, и тому было немало причин».03

 

Дизайн как бизнес

Этот бизнес должен и может развиваться намного успешнее, чем сейчас. Для этого есть все задатки – благоприятный для товара рынок и необходимый спрос. Дело здесь еще в том, насколько поменяется мышление людей: как скоро и насколько четко они смогут понять, что есть красиво и эстетично и что они могут требовать и ожидать от производителя, а не считать местное производство безнадежным и просто выбирать из того, что есть. Как только им понадобится качественный дизайн, найдутся те, кто сможет его осуществить.

«Если мы начнем углубляться в эту тему, то хорошего мы найдем немного. Рынок недоразвит и не дает возможности заработать, развернув большой бизнес. Быстрыми темпами развивается легкая промышленность, успехом пользуются графический и рекламный дизайн. Но когда дело доходит до промышленного дизайна, выясняется, что заказчик хочет быстро и дешево, несмотря на то, что при этом значительно страдает качество. Но это мало кого волнует, и по этой причине среднее непрофессиональное предложение остается на плаву и выживает.

Все, что у нас есть – западное, но при этом мы ругаем их за образ жизни. Но, знаете, если это им помогает создавать что-то новое, креативное и успешное, тогда уж лучше с недостатками и при этом с развитием, чем быть «идеальным» обществом, потребляющим блага, созданные другими. А мы продолжаем ругать их и при этом «делаем» экономику этих стран, являясь хорошим рынком сбыта. В стране есть небольшие предприятия, частные предприниматели и малые фирмы, занимающиеся производством, которые очень хорошо делают свою работу, но они не придумывают продукцию сами. Чаще всего это лицензионное производство, когда покупаются права на изготовление аналогичной продукции. Но нельзя категорично сказать, что это плохо. Мы это делаем, мы делаем это на высоком уровне, беря за основу хорошие примеры. Будем думать и надеяться, что после накопления достаточного опыта и мастерства следующий этап будет переходом к созданию чего-то своего, оригинального и востребованного».

IMG_6384

 

Развитие промдизайна в стране равняется одному проданному креслу

«Сфера развивается медленно в первую очередь потому, что массовый потребитель пока не готов. Могу рассказать на своем примере. Holmuradov Design предоставляет несколько видов услуг: дизайн ювелирных украшений, дизайн интерьера и производство мебели. Последнее пользуется наименьшей популярностью. Вот, например, можно приобрести шкаф, как у нас в офисе, но ведь он мало куда впишется. Чтобы поставить такую мебель у себя дома или в кабинете, нужно, чтобы и все остальное соответствовало по стилистике. Значит, нужно переделывать весь интерьер, а это не только хлопотно, но и затратно.

Есть и другая сторона – вот, например, одно из наших кресел. Оно изготовлено из качественных материалов и имеет много плюсов: легкость, как раз для наших келинок, съемный чехол, благодаря которому чистка не составит особого труда. Первое, что смущает клиентов – отсутствие ножек. Прямо так и спрашивают: «Как это — кресло и без ножек?». Трудно понять им. Цена на него доступная, так что нельзя сказать, что его не берут только потому, что дорого. Вот вам и ситуация с развитием в стране бизнеса на промышленном дизайне. Оно равняется одному проданному креслу за четыре месяца».IMG_6387

 

Обучение и популяризация. Как развить промышленный дизайн?

«Промышленный дизайн подразумевает массовое производство, а значит, и массовое потребление. Но для этого нужно, чтобы что-то начало меняться в мыслях у людей, а значит, должно меняться все вокруг. Должна быть другая архитектура, другая мебель, другие занавески и совершенно иная одежда. Когда люди перестанут делать свадьбы в «Версале», тогда у нас будет промышленный дизайн. Когда пафос, демонстрация богатства и пристрастие ко всему золотому и блестящему уступят современному дизайну (пусть он будет даже люксовым, но другим), тогда у нас будет промышленный дизайн. Когда будет больше конкуренции, больше участников этого процесса – это автоматически будет означать заинтересованность населения».

Также, по мнению Улугбека Холмурадова, система обучения дизайну требует пересмотра. Эта профессия требует полета фантазии и безграничного творчества, которое уже в учебных заведениях ограничивается установками типа «белый верх, черный низ», «закрой предмет – получи стипендию» и прочими формальностями, мало относящимися к творческому процессу. Что касается непосредственно преподавания: нынешние педагоги, несомненно, профессионалы своего дела, но не нужно забывать, что ничто не стоит на месте, и сфера также претерпевает значительные изменения. Необходимо привлекать как можно больше практикующих дизайнеров и действующих бизнесменов отрасли. Именно они могут дать полную картину того, как выглядит дизайн сегодня и что от него требуют. Именно они могут подготовить к дальнейшей работе.

04

 

Важно привлекать и зарубежных специалистов. Взять хотя бы соседние и близкие к нам страны: быть может, у них уже что-то поменялось на качественном уровне, и чем скорее произойдет обмен – тем скорее этот опыт будет применен и у нас.

Другой аспект – популяризация современного дизайна. Необходима активная работа со стороны телевидения, нескольких глянцевых журналов, посвященных этой теме. Должна быть соответствующая стратегия со стороны государства, более активная, чем сейчас.

Можно уезжать за границу, туда, где наших дизайнеров поймут и примут. Можно критиковать, сетовать на отсутствие благоприятных условий и при этом сидеть сложа руки. А можно действовать как команда Holmuradov Design – сквозь многолетние трудности продолжать свое дело и стать game-changer на рынке промышленного дизайна.

 

 

 

Похожие материалы
Популярное