Алексей Боков о событийности, хакатонах и идеях.

Алексей Боков — событийный продюсер, основатель Продюсерского агентства BOKOVFACTORY. Занимается продюсерской деятельностью с 1995 года.

Алексей Боков —

событийный продюсер, основатель Продюсерского агентства BOKOVFACTORY.

Занимается продюсерской деятельностью с 1995 года. 

e74849eb_7419_47a9_b3c8_973e987abb92

У Алексея большой опыт, который не ограничивается одноформатными задачами, так например в 2014 году продюсерское агентство выступило как партнер в создании благотворительного аукциона и презентации оперы «Щелкунчик» художника Павла Каплевича.

В 2013 году Алексей закончил EMBA Skolkovo.  С лета 2013 — вице-президент Академии журналистики ИД «Коммерсантъ».   В 2013 году Алексей Боков совместно с Дианой Вишневой дал старт ежегодному Фестивалю современной хореографии CONTEXT.

2012 год — открытие персональной выставки Айдан Салаховой «FASCINANS AND TREMENDUM» в Московском музее современного искусства. В этом же году Алексей Боков выступил в качестве генерального продюсера Международного фестиваля им. А. Тарковского «Зеркало».

В сентябре 2010 года вместе с продюсером Александром Цекало и ресторатором Александром Орловым Алексей Боков открыл ресторан Chichibio.

В 2007 Алексей Боков и Елена Лидовская решили создать школу, которая стала бы ведущим центром для людей, заинтересованных в получении продюсерского опыта и образования.  Так появилась «Школа событийного продюсирования», которая ежегодно выпускает два курса.

В 2004 году агентство BOKOVFACTORY запустило ежегодную церемонию GQ «Человек Года». Также агентство BOKOVFACTORY до 2009 года продюсировало церемонии World Class Fitness Awards, «Женщина Года Glamour», в 2006 и 2007 годах – Национальный Телевизионный конкурс ТЭФИ, c 2006 по 2008 гг. – премию в области Современного искусства «Инновация». Алексей Боков вырос в Ташкенте, где закончил среднюю школу № 17.

Событийный продюсер. Что для вас означает это понятие?

Если очень кратко, то это человек, который, благодаря своему проекту создает тенденцию для своей целевой аудитории. Но, при этом, он настолько выходит за рамки аудитории и получает такой большой постэффект, что из обычного мероприятия получается целое событие. Чтобы это не просто был сайт, а событие, не просто церемония, а событие. История многих громких мероприятий удивляет именно потому, что они носят событийный характер. И, представьте себе,  этому можно научиться. В своей школе, которая так и называется «Школа событийного продюсирования», я обучаю своих студентов относиться к мероприятиям как к событиям, как к процессу, который должен выделиться и очень ярко запомниться. Событийное продюсирование – это отдельное направление и оно отличается от понятия ивент. Ивентом в большей степени занимаются агентства, которые делают праздники. Но, если проводится какое-либо социально значимое мероприятие, то это должно быть уже событие.

Почему вы согласились провести мастер-класс в Ташкенте?

Для меня сегодня на первый план выходят созидательные процессы, и в частности, просветительство. Почему я согласился приехать и провести мастер-класс в партнерстве с Агентством «TrendSetter»? Во-первых, потому что считаю, что в этом проекте присутствует событийность. Я вижу большой потенциал в вашей аудитории. Я за эти полтора дня много поездил и посмотрел, многое у вас по-другому, есть очень интересные моменты.

Во-вторых, я возвратился к своему начальному пути. На меня сильно повлияло воспитание в Ташкенте, потому что я здесь родился и вырос. И для меня до сих пор фундаментальное значение имеют те взаимоотношения между людьми, понятия о которых я получил, будучи подростком. И еще человеческий фактор. Хотя очень многие мои одноклассники разъехались, есть какие-то фундаментальные вещи, которые являются теми правильными реперными точками, которые притягивают тебя даже через много лет. Я не был в Ташкенте 22 года и с огромным удовольствием сейчас приехал провести этот мастер-класс, посетил некоторые места детства, которые заложили важные знания и даже сейчас вызывают эмоции.

Поговорим о понятиях. Есть ли, на ваш взгляд, разница между понятиями церемония, событие и зрелище?

В понятии церемония главное — это установленный порядок, но с другой стороны, это еще и формат, такой же, как жанры книг, детский праздник или свадьба — не важно, это все жанры.

Событие же, как таковое, уже является термином, это то, что происходит в произвольной точке пространства. Это может быть и происшествие, и явление, и действие. С точки зрения продюсера, любой продукт может стать таким событием, без которого вы уже не сможете обойтись, если уже при подаче продукта удалось включить в него событийность. Событием может быть, например, стартап, праздник, мероприятие, сайт.

Зрелище — это массовость, творчество, визуальные вещи, так называемые «вау эффекты», всегда прямое взаимоотношение между визуальным контактом и многочисленным зрителем.

Важно другое. Каким бы термином ни назывался ваш проект, его нужно делать на основе трех китов: идеи, реализации идеи и искусства продаж. Это моя формула реализации успешных проектов. На первом этапе нужно четко понимать, в чем конкретика идеи, дальше — как вы будете ее позиционировать, чтобы она сама вириально расходилась. Для digital-маркетинга еще важны такие инструменты как эксклюзив, интерактив и актуальность. Допустим, вы имеете эксклюзивную информацию. Это уже продукт. Дальше его нужно сделать интерактивным. Например, задать вопрос аудитории, с которого начнется обсуждение. Разговор без актуальности может быть абстрактно приятным, а если спросить что-то очень актуальное, то это еще один элемент вириальности. И эта формула действительно очень хорошо работает.

9c4d6765_4c86_47f4_ad96_0c34802afcaa

Успешный Event — это больше командная работа или талант продюсера?

Это всегда взаимодействие. Если дирижер будет не талантлив, то музыканты вряд ли смогут идеально сыграть даже самое прелестное произведение, а если дирижер талантлив, то дирижер вправе кого-то заменить. Я никогда не боялся, что люди обучатся, уйдут, создадут что-то свое. По моим наблюдениям, вevent-индустрии средняя продолжительность жизни агентств 5-8 лет. Это те агентства, которые боятся обучать свою команду, держатся за свое ноу-хау, за клиентов, так, что в финале становится некого обучать.

Для event-индустрии и рекламной отрасли, в частности, очень характерна кадровая миграция.  Раньше люди выбирали себе профессию не просто раз и на всю жизнь, но и раз на несколько поколений: профессия наследовалась от отца к сыну. Причины были разные, в том числе и недостаток возможностей обучения. Сейчас наметилась тенденция довольно частной смены профессии. Здесь много причин, и в том числе неконкурентность на рынке труда имеющейся профессии, нежелание работать в данной сфере, ограниченная возможность самореализации или ее полное отсутствие. Люди пробуют себя, потому что видят этот вид деятельности, как ступеньку к чему-то, зачастую не представляя перспективу через 15 лет. Кто-то уходит, кто-то, наоборот, возвращается. И это нормально.

Откуда вы знаете, какая из ваших идей будет успешна или вы не знаете, а только предполагаете?

Я не гадаю на кофейной гуще, а очень четко все просчитываю.  У меня есть ясное понимание формулы из трех составляющих, о которой я говорил выше. А идеи, они действительно витают в воздухе. Например, организатором моего мастер-класса в Ташкенте является национальная дисконтная система «Barakacard». У меня в Москве есть такой проект, когда я делаю питчинг выпускников Skolkovo. Я, как глава комиссии, веду этот питчинг. Однажды на одном питчинге  было сразу три похожих проекта и все про дисконтные системы, потому что общая система скидок — очень хорошая идея с точки зрения уберизации сервисов. Идей много, но вопрос в том, кто и как их реализует. Какой процент идей выживает и становится значимым событием – это другой вопрос. Я просчитываю свои идеи на соответствие моей формуле складывания проектов и, если имплементирую все правильно, то я на 80% уверен, что он будет успешен. Так складываются мои проекты, которые работают уже в течение 20 лет моей деятельности. В этом и есть мои знания, которые я смог сформулировать в виде формулы, которой я делюсь с моими учениками, студентами в Школе (Школа Событийного Продюсирования Алексея Бокова – прим.ред), и которая начинает работать у них тоже и о которой мы говорили на моем мастер-классе.

Каково бывает ваше состояние после мероприятия, что Вы чувствуете? Может это удовлетворение, опустошение, желание сразу работать над новым проектом?

Разделю свой ответ на две части: формула отношения к успехам и неудачам. Благодаря этой формуле у меня нет послесловия эмоций. Эмоции не всегда успеваю почувствовать, потому что я двигаюсь быстрее них. И живу в режиме реального времени, здесь и сейчас.

Если есть время посидеть и подумать, какой был успех, то у меня есть на этот случай простая формула: любое признание собственного успеха приводит к остановке. Радуйся, но не будь доволен. Потому что если ты доволен, ты сел, расслабился, и шага вперед уже не сделал. Я достаточно функционально радуюсь, но никогда не доволен. Мне все время чего-то не хватает, все время мало, и поэтому я все время иду вперед. По поводу любого неуспеха или неудачи… Не страшна неудача, страшно ее повторение. Если наступаешь на грабли второй раз, значит, ты что-то делаешь неправильно, и надо это срочно проанализировать и пересмотреть. Неудачи — это опыт. В стартаперской среде Америки инвестиции скорее дадут тому стартаперу, у которого 15 провалов, потому что у него уже есть опыт. Чем больше идей, пусть даже неудачных, тем больше вероятность успеха.

unnamed

Вы создатель хакатона «Культурный код», соревнования уникального формата, объединяющего технологические инновации и культуру. Расскажите, в чем его идея?

Я много наблюдал за тем, как работают в Силиконовой долине, как инновации взаимодействуют с городским пространством в Нью-Йорке. Потом совместно с Apps4all, профессиональной социальной сетью для разработчиков приложений, мы создали новый проект.

Основная цель соревнований «Культурный код» — создание и развитие пространства, которое систематически и целенаправленно способствует внедрению digital-инноваций в креативные индустрии. Эти инновации позволяют преодолевать «Китайскую Стену», которая часто разделяет очень талантливых разработчиков и молодых режиссеров, продюсеров, экспертов индустрии.

В нашем первом хакатоне приняло участие свыше 100 человек. Успех проекта превзошел все ожидания.

Чаще всего, хакатоны проводятся промышленными или финансовыми институтами, а культурный слой остается за рамками. Я увидел в этом нишу. Хакатон — это, прежде всего, соревнование и площадка для общения программистов, экспертов и инвесторов. Каждый хакатон имеет свою тематику, кино и телевидение, урбанистические сервисы, музеи. Сейчас готовим хакатон на тему музыки. Очень востребованная тематика. Например, нужны приложения по созданию инструментов, голосовым изменениям, монтажу файлов и прочее.

Мы столкнулись с особенностями ситуации при номинациях  в ресторанном секторе. Пришли программисты и рестораторы, повара, эксперты. Казалось бы, существует очень много мобильных ресторанных сервисов — всевозможное бронирование столов, доставка еды. Что там можно еще предложить интересного? Но программисты предлагали такие идеи, которые рестораторам не приходили в голову. Например, создать мобильное приложение по фудшерингу. Фудшеринг – это спасение свежей и здоровой еды, которую не купили вовремя в кафе и ресторанах, и её раздача желающим бесплатно.Иногда есть идеи, которые не имеют никакого отношения к реальности. Но когда они озвучиваются, то владелец сети ресторанов получает какое-то новое видение своего бизнеса. Или еще пример. Для очень известной клиники пластической хирургии придумали бота по гармонизации. По следам хакатона они запустили эту дополнительную услугу в своем мобильном приложении. За неделю было больше заказов, чем за полтора года работы приложения. Функционал любого мобильного приложения можно улучшить таким образом, и примеров этому множество.

У многих наших людей существует страх: боюсь, что мою идею украдут, поэтому лучше ничего никому не рассказывать.

Вы не поверите, но этот страх есть у всех и эти вопросы мне задают и в России, и в Италии, и даже в США. Я придерживаюсь мысли, что идеи без реализации ничего не стоят. Не нужно их копить. Знаете, есть такие копители идей, которые имеют их полную тумбочку, даже если они уже устарели. Наоборот, очень важно найти соратников, увлечь людей своей идеей, завербовать, чтобы вместе создать коллаборацию, чтобы дать идее жизнь и энергию, необходимую для воплощения. Лучше иметь меньшую долю в большой компании, чем большую идею в маленькой тумбочке. В моей школе очень развит институт менторства. Я сам обучаю менторов и радуюсь, когда они создают свои школы и успешные проекты.

Расскажите о своей Школе Событийного Продюсирования, кто ее студенты?

Идея создания школы появилась в 2007 году, когда мы с Еленой Лидовской решили создать школу, которая стала бы ведущим центром для людей, заинтересованных в получении продюсерского опыта и образования.

Чему учат в школе? Это, прежде всего, мастер-классы и практические занятия, на которых учащиеся демонстрируют знание инструментов продюсирования. Прежде, чем заслужить звание выпускника, каждый из учеников защищает дипломный проект. Сделать его ярким и незабываемым — задача и мечта каждого «боковца». Эту, наверное, самую сложную часть обучения проходят те, у кого хватает таланта, терпения и нервов не просто отстоять свой проект, а сделать его качественным. Именно они получают право называть себя дипломированными продюсерами нашей школы.

Как в вашей жизни появились «Пекарни Мишеля»?

Идея была проста: создать кофейню, в которую хотелось бы прийти самим. Сейчас это площадка для общения людей искусства, место, куда люди приходят отдыхать с удовольствием. Бизнесмены, политики, чиновник, актеры, писатели, люди искусства. За три года оно стало точкой притяжения и встречи для всех и вся. В чем отличительная черта кофейни? Наверное, это синтез атмосферы, теплоты, позитива и отсутствие ощущения неловкости.

Я бы порекомендовал всем рестораторам не гнаться за какой-то унифицированной формулой, а создавать уникальную формулу собственного успеха. При этом самое, пожалуй, главное — это ваша целевая аудитория и важность понимания ее мотивации. Когда я понимаю, кто моя целевая аудитория, какова ее мотивация прийти, я создаю тот продукт, который нужен. Когда я создаю продукт, только потому, что он мне кажется хорошим, то люди могут не прийти. Не думать, какой ты классный, а какая классная аудитория и что ей можно еще дать. Нужно постоянно и очень много задаваться вопросом о своей целевой аудитории. И от этого дальше пойдут все элементы реализации, от айдентики до интерьера.Когда есть понимание, что дать, то есть и понимание, как это упаковать. Например, определение своей целевой аудитории как «с доходом выше среднего» и «семейные пары» не работает. Гендерная принадлежность, семейное положение и уровень дохода не являются главными определителями целевой аудитории. Это только начало. Нужно идти намного дальше: что они читают, какие интересы, хобби, может быть особенности вида деятельности. Целевая аудитория определяется гораздо большим количеством факторов, чем просто гендер или возраст. Изучайте.

9456e122_28f2_4162_b814_b6fcd78a3c4a

Работа для вас — это важное или главное?

Если я — это некая целостность, то для того чтобы я был, все части должны взаимодействовать, а это любимое дело, моя семья и мои друзья. Все главное и все важное. Я сам состою из этих составляющих, получаю от них положительные эмоции и энергию и не представляю без них своего существования.

Ваши пожелания узбекистанцам.

Я до сих пор нахожусь под впечатлением прогулки, возвращающей меня в детство, как будто вернулся домой через много лет. Поэтому как своим знакомым и дорогим людям, я хочу пожелать всем, прежде всего мира, спокойствия, благополучия, созидания и процветания.

img_5378jjkjj

Мы, в свою очередь, выражаем благодарность Алексею Бокову, за содержательную беседу и участнице нашей встречи, Шахризод Гулям, за организацию интервью.

Беседовала Малика Караматова.

 

Похожие материалы
Популярное