Как попасть на TechWomen из Узбекистана и увидеть Силиконовую долину?

Что это за программа, как стать ее участницей и стоят ли усилия полученного опыта.

Елена Сергеева, руководитель компании Education Standard, подала заявку на участие в программе TechWomen в последний момент. Международный конкурс рассчитан на талантливых и решительных женщин, в числе которых и оказалась наша героиня.

Пять недель IT-жизни в одном из крупнейших международных конкурсов для женщин — бесценный опыт, нетворкинг и вдохновение. Kommersant.uz поговорил с героиней материала и узнал, как попасть на стажировку, как подать себя для участия и какой опыт получают участницы.

photo_2018-01-12_14-43-37

Справка: TechWomen — программа профессионального наставничества и культурного обмена для женщин-лидеров в области науки, технологии, инженерии или математики (STEM) из стран Африки, Центральной Азии и Ближнего Востока. В течение пяти недель 100 отобранных участниц будут работать в проектах со своими наставниками в ведущих компаниях Сан-Франциско и Силиконовой долины. В 2017 году на конкурс было подано более четырех тысяч заявок.

K: Как вы попали на TechWoman?

Е.С.: До этой программы я не считала себя Techwomen в глубоком смысле слова, многие участницы были представителями IT-специальности и в области Green-технологий. Я же подавалась как предприниматель, Decision Maker, который использует IT-технологии для продвижения бизнеса. Я позиционировала свою заявку на том, что старая школа ведения бизнеса может и хочет учиться технологиям.

О программе я узнала поздно: анкету для участия заполнила 14 января, а дедлайн был 17 января. У меня было всего три дня, чтобы заполнить анкету и написать сочинение. Времени писать красиво не было, поэтому писала как есть.
Мои цели в жизни? Как я демонстрирую свои лидерские качества в выбранной области? С какими сложностями сталкивалась в жизни и как с ними справилась? Были вопросы и о волонтерской деятельности, но как такового опыта волонтерства у меня не было. Но я знаю язык глухонемых и какое-то время помогала получать визы в другие страны глухонемым. О чем и написала. Ну и, конечно, о планах на будущее, где я описала проект создания образовательного портала, который уже попозже, благодаря TechWoman обретет еще и социальную миссию.

photo_2018-01-12_14-45-47

Вторым этапом заявки были рекомендации. Так как я занимаюсь образовательным консалтингом уже много лет, рекомендации мне дали ректор одного из зарубежных университетов Имантс Бергс и Марка Кросси, глава British Council в Ташкенте. В начале апреля меня пригласили на интервью. Это означало, что я прошла два этапа конкурса.

K: Как проходило интервью?

Е.С.: Перед интервью я очень сильно нервничала, и было такое ощущение, что забыла английский язык навсегда. После первых трех вопросов уже чувствовала провал. Мне казалось, что у меня не получается донести до интервьюеров свои мысли. Когда мне задали последний вопрос «Расскажите о каких-нибудь ваших достижениях вне работы или провалах в жизни, и какие уроки вы из них почерпнули?», я сказала себе, что нужно собраться. И решила рассказать об одном интересном факте из моей жизни.

Когда-то, играя в любительский боулинг, я подала заявку на участие в первом чемпионате Узбекистана и, по счастливой случайности, выиграла кубок. Мне выпала честь представлять Узбекистан на международном турнире кубка AMF в Словении в 2005 году.

21950778_1915580288708743_1085037163242999781_o

Нужно было отыграть 24 квалификационные игры. Так как «Uzbekistan» и «USA» начинаются на одну букву, я и участница из США играли на одной дорожке. Квалификационные игры прошли с одним из самых профессиональных игроков и фаворитов турнира Линдой Барнес. В один из дней квалификации я выразила восхищение ее мастерством, и она, видя мою неопытность, спросила, куда я смотрю, когда бросаю шар. «Конечно, на кегли», — ответила я, и она объяснила, что кегли — это результат броска, а нужно сфокусироваться на четырех шагах, которые ты делаешь до него, с правильным разбегом, маятником руки, координацией движения.

Не нужно смотреть на кегли, если ты все сделаешь правильно, то обязательно будет лучший результат. Правило четырех шагов я применяю и по сей день в своей жизни и бизнесе: нужно подготовиться, сфокусироваться на предварительных шагах, и в итоге результат не заставит тебя ждать. Об этом я и рассказала на интервью. Но тем не менее, когда через месяц я получила письмо с поздравлением от организаторов программы, я все еще думала, что это какая-то шутка. А когда поняла, что меня отобрали из 4 000 женщин из 20 стран, мой восторг был похож на радость после сделанного «страйка».

K: Как устроена программа?

Е.С.: Участие в программе бесплатное — если вас выбирают участником, то US Department of State оплачивает все — билеты, стипендию, проживание. Кроме того, участникам выдаются макбуки, рюкзачки и все необходимое для работы.

Первая неделя — знакомство друг с другом и подготовка к мероприятию, участницы из каждой страны должны были представить свою культуру. Параллельно нас знакомили с Силиконовой долиной: мы посетили такие компании, как Symantec, Microsoft, Linkedin, Synopsis, Google. Всю эту неделю участников погружают в атмосферу долины и готовят к предстоящей стажировке. А потом в течение трех недель идет стажировка, погружение в компанию под руководством ментора.

photo_2018-01-12_14-43-34

Кроме основной работы, участники занимаются волонтерством. Например, мы посетили ботанический сад Сан-Франциско, где работают только волонтеры, и посвятили два часа уборке парка, посадке деревьев, уходу за растениями. Вечерами можно выбирать культурные мероприятия, посмотреть Golden Bridge, пойти поужинать или послушать музыку. В свободное время я посетила университеты Стенфорд, Беркли, California State University, Golden Gate и HULT, где встречалась со своими студентами и убедилась, что им все нравится. После стажировки еще одну неделю мы провели в Вашингтоне, где проходило награждение, и делились впечатлениями.

K: Почему вы выбрали стажировку в Sales Force?

Е.С.: За год до участия в программе мы со своей командой Education Standard хотели оптимизировать бизнес-процессы в компании и обращались к различным компаниям, в том числе к Sales Force. Мне понравился их продукт, и я заинтересовалась компанией. И увидев список предложенных компаний в Силиконовой долине, отметила три компании, в которых я хотела стажироваться. Это были Facebook, Twitter и Sales Force, но какое-то время участник не знает, где будет проходить практику. Это решают сами компании, изучая наши анкеты и интервью, и так вышло, что меня выбрал сам Sales Force.

K: Как проходила ваша стажировка?

Е.С.: Я работала в отделе по тестированию продукта. Хотела увидеть их бизнес-процессы, как проходит их день и их встречи. Мы встречались с руководителями Sales Force и задавали интересующие нас вопросы. Департамент грантов проводил для нас тренинг о том, как подавать на финансирование, советовали, как писать бизнес-проект, а также учили презентовать проект инвесторам.

photo_2018-01-12_14-43-40

В Sales Force часто проводят тренинги, обучающие устанавливать контакт между сотрудниками и клиентами. На одном из них мне удалось поучаствовать в Agile T@P Bootcamp. Тренинг по изучению не классического, а «водопадного» метода управления проектами, где основной подход строится на четырех главных принципах:
1. Команда и взаимодействие, они важнее процесса и инструментов;
2. Сам продукт важнее технической документации;
3. Клиент и сотрудничество с ним важнее условий контракта;
4. Гибкость — умение изменять первоначальный план.
На тренинге мы менялись ролями: менеджер становился айтишником и старался нарисовать продукт, а программист входил в другую роль заказчика.

Три недели пролетели очень быстро, но на ценность полученных знаний краткосрочность программы никак не повлияла.

K.: Что осталось после участия в TechWomen?

Е.С.: Во-первых, это друзья по всему миру — женщины, лидеры своих стран, которые еще сделают свой вклад в развитие общества. Второе — продуктивный нетворкинг, который объединен в сообществах International Exchange Alumni и Techwomen Alumnue (больше пяти тысяч участников обменных программ). Ну и, конечно же, новые знания, опыт и впечатления, которые зачастую стоят больше дорогих материальных ценностей.

IMG_5220-1

Но самое главное — вдохновение для реализации нового проекта, где будут внедрены инновационные технологические продукты. Проект, конечно же, связан с моей любимой сферой — образованием, и он стал главным «героем» моего участия в программе. Я уже начала его реализовывать.

K.: Что можно посоветовать тем, кто хочет участвовать в этой программе?

Е.С.: Конкурс для участия в программе еще открыт, и я бы советовала женщинам попробовать себя в этом интересном испытании, не бояться, не недооценивать себя и рискнуть заполнить анкету. Критерии для подачи простые: использовать технологии в своей деятельности, иметь высшее образование, знать английский язык, хотеть сделать что-то полезное обществу, создавать новые проекты, быть деятельным и активным. И, конечно, знать, что, несмотря на стереотипы, женщина способна быть предпринимателем, освоить STEM-профессии и при этом реализовать себя. Все, кому нужен будет совет, — пишите мне на elena.sergeeva@esgroup.uz.

#партнерский материал

 

Похожие материалы
Популярное