По горячим следам MobiCon 2016: секретные материалы Сергея Ан

На первую в Узбекистане международную конференцию в сфере мобильных технологий MobiCon 2016 приехали докладчики из Казахстана, России, Беларуси, Болгарии и Нидерландов. Так, Сергей Ан из агентства бережливых стратегий Pashigrev Marketing (Москва) поделился секретом, как сделать из мобильного приложения мегахит. На следующий день в интервью Kommersant.uz он подробно рассказал о новом перспективном бизнес-направлении.

image

 

Сергей, насколько продвижение мобильных приложений совпадает с вашими детскими и юношескими мечтами?

— Это весьма неожиданный поворот. Когда я учился в школе, таких технологий еще не было. Однако смартфоны – это лишь ступень к будущему. Наверняка появится что-то революционное. Хотя последние пять лет рынок развивается больше количественно, чем качественно. Думаю, что в будущем мобильные приложения трансформируются в какую-то новую технологию. И заниматься этим интересно и здорово.

— Как появилась идея заняться интернет-бизнесом?

— Во-первых, я не отношусь к этому как к бизнесу. Это дело, которое приносит удовлетворение и результат. А желание пришло совершенно случайно в 2010 году. Главным образом из увлечения технологиями. Мы почувствовали перспективу, что Android станет конкурентоспособной альтернативой операционной системы iOS. Тогда мало кто в это верил. Но нам показалось, что за ней будущее, и мы начали популяризировать идею. И просто как фанаты Android стали рассказывать о платформе большому количеству людей. Вот и все. Поэтому как к бизнесу мы к этому не относились. Да и это не основное наше направление. Pashigrev Marketing разрабатывает бережливые маркетинговые стратегии. А мобильные приложения к экономичным инструментам не относятся.

Сейчас к нам обращаются разработчики с большими бюджетами, у которых уже есть популярное приложение. Например, их программу скачали 1-2 млн раз. А они хотят довести этот показатель до 5-10 млн. То есть приложение уже протестировано, работает и пользуется популярностью. Но здесь важно уточнить, что нашим клиентам интересна аудитория, которая не пользуется Google Play. На самом деле таких людей очень много. Ведь в последнее время китайские noname-смартфоны стали очень популярными. А на них, как правило, магазин Google Play не предустановлен. И владельцам таких устройств приходится изрядно повозиться, чтобы найти нужное приложение через поисковик или в стороннем онлайн-магазине приложений. И мы помогаем в этом своим заказчикам. Находим форумы, сайты и другие ресурсы, где аудитория заинтересована в продукте клиента. И добиваемся, чтобы его приложение устанавливали и использовали.

32

 

— Как вам это удается?

— Время и опыт. У нас были разные клиенты с разными приложениями. Иногда получали хороший результат, иногда не очень. Не стоит списывать все на везение (хотя и такое бывает). Зачастую успех или неудача — это закономерность. Ты сделал что-то по-другому. Надо думать, почему у тебя что-то получилось? Почему что-то не получилось?

Самое главное — следить за конкурентами. Если мы знаем, что конкурентное приложение более популярно, то изучаем алгоритм их действий. Пытаемся выяснить, как они этого добились. И пробуем новые фишки у себя. Если замечаем у них минусы, тоже используем это как возможности. Всегда нужно учиться. И у нас часто заимствуют наши наработки. Нельзя сказать, что крадут. Это нормально. Конкуренты – твои лучшие друзья. Если нет сильного конкурента, то у кого тогда учиться?

— Как вы думаете, почему одним командам с теми же действиями удается получить хороший результат, а другим нет?

— Иногда это скорость. Кто первый, тот и успел. Быть первым в чем-то означает, что некая методология когда-то была лишь гипотезой. И кто-то осмелился эту гипотезу первым проверить на деле. Нужно желание экспериментировать. Если ты все повторяешь за конкурентом, то, конечно, улучшишь свои позиции, но вряд ли станешь лидером. Поэтому нужна расторопность, мозги и капелька везения.

— Как не надо продвигать мобильные приложения?

— Во-первых, еще на этапе разработки найдите свою фишку. Не надо бездумно копировать. Придумайте что-то полезное и интересное. Удивите пользователей. В Узбекистане мало полезных приложений. Среди хороших примеров — MyTaxi и olx.uz.

Во-вторых, не используйте чужие бренды и продукты без договоренностей. Бывает, разработчики делают игру с запатентованным персонажем. Например, Железным человеком. И за счет этого приложение становится популярным. Но со временем владелец авторских прав наверняка потребует его закрыть. Так происходит в 90% случаев. Или, что еще хуже, подаст на вас в суд и потребует возмещения ущерба.

В-третьих, не перестарайтесь. Если вы накручиваете скачивания в Google Play, неестественная активность может вызвать подозрения. И ваше приложение могут забанить. Единственное утешение в том, что это счастливая и приятная проблема. Вроде как превышение спроса. Когда ты не успеваешь производить товар, потому что его тут же раскупают. Это намного лучше, чем отсутствие спроса. Но этого добиться очень сложно. Можно сказать, это единичные случаи.

sergey an-1

 

— Какую самую крупную ошибку вы допустили в продвижении и как выходили из положения? Например, один из докладчиков признался, что как-то потерял $80 тыс.

— Опять-таки, авторские права. Когда продвигаешь проект, который использует чужое имя, об этом не задумываешься. Ты его раскрутил, вложил силы, время и деньги. А это приложение требуют переименовать. И ничего не остается, кроме как подчиниться закону. И тогда эти $80 тыс. покажутся мелочью. А когда переименовываешь приложение, то все: ты новый. Тебя не знают. Допустим, есть некий популярный сайт. Все его знают под одним доменом, и вдруг он неожиданно получает другой. И теперь никто не знает, как на этот сайт попасть. Его ищут под старым адресом, а там пусто. При этом его новое название мало кому известно.

— Сергей, расскажите какой-нибудь забавный случай, когда некий малозатратный инструмент неожиданно дал хорошие результаты.

— Как-то наши друзья создали свой клан в игре Clash Royal и назвали его именем продвигаемого нами приложения. Вскоре клан стал популярным. Сторонние геймеры гуглили про наш клан и попадали на страницу приложения. Мы получили волну дополнительных установок, и это ничего нам не стоило.

— Есть ли в продвижении мобильных приложений что-то маловажное, без чего можно обойтись? Или все нужно в комплексе?

— Для тех, кто продвигает приложения, существует множество инструментов. Но мы используем далеко не все. Если мы можем обеспечить 10 тыс. установок определенным способом, мы не будем использовать другие. Однако в процессе надо анализировать, какой инструмент сработал лучше и принес большую отдачу. И вот на нем и сосредоточить свои силы.

— Чем вас приятно удивил Mobicon 2016?

— Больше всего меня обрадовал успех руководителя Ledokol Group. Мы с Дильшодом (Музаффаровым — прим. ред.) учились вместе в Ташкентском университете информационных технологий. Я видел, как он начинал. И то, чего он добился, просто вдохновляет! Это показатель того, как человек умный, волевой и верящий в идею может превратиться из студента с мечтами в человека, который продвигает IT на уровне страны. Он первый, кто организовал такое масштабное мероприятие на мобильную тематику. И сделал это на высоком уровне. Также мне понравилось, что на конференцию пришло так много людей. Ну, и было интересно пообщаться с зарубежными коллегами.

img844 copy2

 

— Напоследок, что вы пожелаете тем, кто тоже хочет связать свой бизнес с Интернетом?

— Если ваш ребенок хорошо знает математику и имеет пытливый ум, делайте из него программиста. Это уже одна из самых востребованных и высокооплачиваемых профессий. Поскольку все идет к тому, что человеческий труд и сервис со временем заменят компьютеры.

А если говорить об электронной коммерции, то надо сначала дождаться, когда у нас нормально заработают платежные системы. Когда я смогу купить ноутбук или хотя бы заказать обед в одном приложении, только тогда я поверю в то, что это работает. А пока существующие решения далеки от совершенства. Но, послушав панельную дискуссию с ЦБРУз, ЕОПЦ, Click и Beepul, прихожу к выводу, что мы медленно, но все-таки верно движемся в этом направлении.

 

Видеопожелание Сергея читателям Kommersant.uz:

 

 

 

Лента
Популярное