Мушег Саакян: «Конкуренция — это всегда хорошо»

Развернутое интервью Мушега Саакяна, директора по международному развитию «Яндекс.Такси», о запуске сервиса в Узбекистане.

Запустившись неделю назад, сервис «Яндекс. Такси» стал самым обсуждаемым событием недели.

Kommersant поговорил с Мушегом Саакяном, директором по международному развитию «Яндекс. Такси», и узнал интересные подробности работы компании в Узбекистане — почему сервис запустился именно сейчас, какая у компании стратегия, что думают о конкурентах, как строится работа с водителями и как долго цена будет оставаться на отметке 2 000?

Мушег Саакян

Анализ рынка: Переводы, инсайты, стратегия

K.: Расскажите, как принималось решение о выходе на рынок Узбекистана «Яндекс. Такси»? Какие факторы сыграли роль при принятии решения? И почему решили заходить именно сейчас?

Мушег Саакян: «Яндекс. Такси» — первый сервис «Яндекса», по-настоящему локализованный для Узбекистана, чем мы очень гордимся. Тем не менее сервисы «Яндекса» у вас хорошо знают и любят. «Яндекс. Такси» давно звали сюда и пользователи, и потенциальные партнеры. Мы тщательно изучали рынок, анализировали, насколько наша бизнес-модель применима в Узбекистане, какие у нас здесь перспективы. И решили, что пора.

Но перед выходом в новую страну, помимо поиска партнеров, нужно проделать много работы, например, подтянуть качество «Яндекс. Карт» и «Навигатора», перевести клиентское и водительское приложения на язык этой страны, привести все аспекты работы в соответствие с местным законодательством — скажем, в разных странах и даже городах одной страны могут быть разные требования к оклейке машин. Все это заняло не один месяц. И вот мы здесь.

K.: Изучали ли вы местный рынок такси? Какие интересные инсайты для себя выявили? Что удивило?

М.С.: Что почти все машины такси в Ташкенте — одного цвета. На самом деле удивил, скорее, не рынок такси, здесь у разных стран много общего. Приятно удивило то, как за короткое время изменилась страна. Она быстро прогрессирует, открыта инвестициям, новым технологиям, приходу международных компаний, и вот это по-настоящему здорово.

К.: Какова стратегия выхода на рынок в Узбекистане? Есть ли какие-то целевые показатели, к которым стремитесь? Какое количество клиентов/перевозок ставите на три месяца, полгода и год?

М.С.: У нас есть внутренние KPI, но делиться ими мы не готовы. Главное для нас в первые несколько месяцев работы в новой стране — наладить работу сервиса и службы поддержки, увеличить базу водителей в соответствии со спросом, решить возникающие вопросы (а они есть всегда), собрать статистику об использовании сервиса. И дальше мы понимаем, в какую сторону теперь двигаться. Стоит ли выходить в другие города, корректировать существующие тарифы, запускать новые и подобное.

Работа в Ташкенте: сотрудники, конкуренты, водители

К.: Расскажите о команде. Есть ли сотрудники «Яндекса» в Узбекистане? Как строится работа? Маркетинг, HR, менеджмент?

М.С.: Мы интернет-компания, потому можем находиться где угодно. Главный офис «Яндекс. Такси» в Москве, но моя команда по-настоящему международная, наши сотрудники в разных странах. Например, региональный директор «Яндекс. Такси» в Казахстане помогал запускать сервис в Риге. В Узбекистане у нас пока несколько сотрудников службы поддержки. Со временем появится и региональный директор, и центр «Яндекс. Такси», в котором мы будем обучать водителей партнеров пользоваться нашим приложением, проводить экзамены на знание города и проверять, достаточно ли они вежливы с пассажирами.

K.: Что думаете о конкурентах MyTaxi и GoTaxi? Кого считаете главным конкурентом? Рассчитываете ли на привлечение к своему сервису клиентов местных игроков MyTaxi и GoTaxi?

М.С.: Конкуренция — это всегда хорошо, мы только «за» конкуренцию. Чем она выше, тем в конечном счете дешевле и качественнее услуги для потребителя — ведь конкуренты вынуждены подтягиваться друг за другом. Мы открыты к сотрудничеству со всеми. У «Яндекс. Такси» нет запретов для водителей на работу с другими онлайн-сервисами и таксопарками или диспетчерскими. Необязательно работать с нами полный день — можно подрабатывать после основной работы где-то в другом месте, можно выбирать, какой заказ хочешь выполнить — пришедший от «Яндекс. Такси» или, скажем, от обычного таксопарка. Так что в этом смысле наш конкурент, скорее, нелегальные «бомбилы» на улицах.

K.: Как строится работа с водителями? Все лицензионные? Какое количество автомобилей сейчас в системе и какой таргет стоит на ближайшие месяцы? Как долго будет длиться акция с бесплатными поездками на «мерседесах» и останутся ли они в системе в дальнейшем?

М.С.: «Яндекс. Такси» не работает с водителями напрямую — только с официальными таксопарками и диспетчерскими. Если водитель хочет подключиться к нашему сервису, он может оформиться к одному из наших партнеров, пройти обучение и выйти на линию. На старте к нам было подключено больше 200 машин, но ажиотаж в городе был такой, что заказать машину захотели сразу несколько тысяч человек. Конечно, мы не справились, но это нормально. Делиться внутренними планами не готовы, но сейчас мы с партнерами активно занимаемся подключением новых водителей.

Бесплатные поездки на «мерседесах» S-класса — это рекламная акция, она продлится еще несколько дней или чуть дольше. Эти машины в системе не останутся, но в будущем, если мы увидим в Ташкенте спрос на услуги более высокого класса и если в городе найдутся партнеры с нужными автомобилями, мы запустим тарифы «Комфорт» и «Бизнес».

Технические детали: стоимость, карты, планы

К.: Как долго планируете держать цену в районе 2 000 сумов и какой будет цена в дальнейшем? Насколько считаете данную стратегию эффективной и признаете ли, что это демпинг? Какой процент пользователей будет продолжать пользоваться вашими услугами и после повышения цены? Прогнозируется ли такой показатель?

М.С.: Главная особенность «Яндекс. Такси» как сервиса — это технологии, которые лежат «под капотом» сервиса. Мы — не просто приложение для телефона, которое прилагается к службе такси.

В первую очередь «Яндекс. Такси» — это «умная» система распределения заказов, автоматически передающая заказ водителю, который доедет до пользователя быстрее всего. Во-вторых, это карты и навигатор, которые умеют точно определить расположение пользователя и провести водителя оптимальным маршрутом в обход пробок. В-третьих, это цепочки заказов, когда система заранее прогнозирует, когда водитель доедет до конечной точки, и подберет ему новый заказ неподалеку. Все эти и другие технологии в несколько раз сокращают то, что и определяет себестоимость поездки: время простоя и холостого пробега водителя. Другими словами, за одно и то же рабочее время водитель с нами выполнит намного больше заказов, чем обычно, и заработает больше. Именно поэтому мы можем предлагать доступные тарифы — так что о демпинге речи не идет. Сервису уже семь лет, так что стратегия себя полностью оправдывает.

Менять тарифы прямо сейчас не планируем. Но мы следим за рынками наших стран, анализируем ситуацию на них и, если видим необходимость, корректируем тарифы в конкретном городе — причем не только в большую, но и в меньшую сторону.

К.: Как строится работа с картами? Кто и как долго их заполнял до запуска? И как будет строиться заполнение карт дальше? Насколько считаете этот инструмент важным в вашей стратегии?

М.С.: «Яндекс» — не просто технологическая, а еще и картографическая компания, у нас есть собственная служба производства карт. «Яндекс. Карты», «Пробки» и работающий на их базе «Яндекс. Навигатор» — это и основа работы «Яндекс. Такси» (без них сервис бы не существовал), и просто одни из важнейших сервисов «Яндекса». Мы любим говорить, что «Яндекс. Такси» автоматически приводит в страну и другие сервисы компании, которыми могут пользоваться все местные жители, бизнесы (те же службы доставки), скорая помощь, другие коммунальные службы и вообще кто угодно. Мы будем рады, если наши технологии принесут пользу городу и стране.

Карты Ташкента у нас в каком-то виде уже были, но перед запуском «Яндекс. Такси» мы постарались их улучшить, на это ушло несколько месяцев. Планируем актуализировать и дальше, у нас много методов. В некоторых городах мы выпускаем на улицы команду специалистов, которые «ногами» обходят город и проверяют точность карт. Но нам можете помочь и вы сами — у нас есть редактор «Яндекс. Карт» (mapeditor.yandex.com), в котором любой пользователь интернета может нарисовать свой дом, отсутствующие улицы или, например, исправить ошибку. После проверки модераторами в течение 1–2 недель исправления появятся и на самих «Яндекс. Картах».

K.: Какие у вас планы на ближайшие месяцы? Какие маркетинговые активности планируются? Какие тарифы планируете запустить?

М.С.: О планах на ближайшее время я уже говорил. Закрепимся на рынке и посмотрим, на что есть спрос. У нас есть стандартный набор тарифов — «Эконом» (пока единственный из доступных в Ташкенте), «Комфорт», «Минивэн», «Детский», «Бизнес». Но, условно говоря, если мы увидим, что в Ташкенте имеет смысл запустить специальную услугу по перевозке велосипедов, мы это сделаем. Так что следите за новостями.

K.: Есть ли планы по выходу в другие города? Когда и куда планируете выходить дальше?

M.C.: Если нас будут ждать в Самарканде, Бухаре, Хиве, любых других городах — с удовольствием придем.

 

Похожие материалы
Популярное