Учиться не для корочки: какой должна быть профориентация в школах Узбекистана

По статистике, 89% выпускников не работают по специальности. Кто-то учится «для галочки» или «для родителей», кто-то выбирает направление наобум, потому что не знает, чем хочет заниматься. Найти себя и свое место в жизни поможет центр профориентации My Way — новый проект Вячеслава Кан, создателя легендарной площадки объявлений Torg.uz.

Вячеслав Кан— Многие знают вас как основателя Torg.uz. Почему решили отойти от этого дела?

— Это мое детище, которому я посвятил больше 12 лет. Мы ввели в Ташкенте тенденцию продажи б/у вещей по Интернету, показали людям, что это выгодно и удобно. Польза для всех: один человек освобождает дом от ненужной вещи, другой получает товар по доступной цене.

Нужно было волевое усилие, чтобы отпустить ребенка в свободное плавание. Жители Ташкента хорошо знакомы с Torg.uz, но в регионах, где проживает большая часть 32-миллионного населения, сайт был практически неизвестен. Для развития нужны были большие инвестиции в рекламу. Такому мировому лидеру электронной коммерции, как OLX, я мог передать проект с уверенностью, что он станет еще успешнее.

— Как пришла идея создать центр развития и профориентации My Way?

— После завершения проекта Torg.uz передо мной встал вопрос о том, чем заниматься дальше. Для меня есть несколько ценных критериев в вопросе карьеры: чтобы мое дело приносило пользу людям, и чтобы я получал удовольствие от процесса.

По специальности я учитель, как и мои родители: мама всю жизнь проработала в школе, папа был директором дома культуры и общественным деятелем. Сколько его помню, он посвящал время односельчанам, проводил мероприятия для района. Организаторские способности и желание приносить пользу достались мне от отца.

Так я выбрал сферу образования. Эта тема близка мне еще и потому, что моей дочке 17 лет, и мы думаем, какой вуз ей выбрать. Самое важное — чтобы подросток нашел себя. Во всем мире есть центры профориентации, где молодежи помогают определиться, куда двигаться дальше. К сожалению, в Узбекистане такого нет. В школах номинально существует профориентация, но материал не преподносится правильно, школьники не получают практической пользы. Поэтому я и решил заняться этим сам.

 

quotes_miniДумаю, проект внесет вклад в развитие Узбекистана. Чем больше людей найдут себя и будут получать удовольствие от работы, тем больше эффективных кадров и пользы экономике.

 

— На кого рассчитаны курсы?

— На тех, для кого проблема выбора профессии наиболее актуальна — подростки от 14 до 18 лет: старшеклассники, студенты колледжей и лицеев. Родители тратят колоссальные средства на репетиторов и подготовительные курсы. Но если подросток не уверен в своем выборе, если ему не нравится будущая специальность, это пустая трата денег. Согласно статистике российского сайта studfiles.ru, 89% выпускников не идут работать по специальности (по Узбекистану данных нет).

На мой взгляд, профориентация должна внедряться в систему образования начиная с детских садов. Важно, чтобы человек всегда имел право выбора и был осведомлен о своих склонностях и сильных сторонах.

— По какой программе вы будете работать?

— Программа состоит из активностей и игр, нацеленных на знакомство и раскрепощение каждого учащегося. Мы приобрели программу Московского центра профориентации. Зачем изобретать велосипед, когда есть большой накопленный опыт? Центр специализируется на данном направлении много лет. Используя различные методики, они создали уникальную программу. Я рассматривал варианты разных стран, но выбрал Россию как близкую нам по менталитету.

— Какова длительность программы?

— У нас две программы для разного возраста. Первая группа — учащиеся девятых и десятых классов школ и первых курсов лицеев и колледжей. Для них длительность программы составляет шесть занятий по два часа. На шестом занятии планируется приглашать родителей.

Вторая группа — учащиеся 11-х классов и вторых и третьих курсов лицеев и колледжей. Длительность курса — семь занятий по два часа. Может быть, в будущем  к старшей группе добавится более взрослая аудитория, допустим, те, кому не удалось поступить в институт с первого раза.

Вячеслав Кан превью

— Как будет выстраиваться индивидуальный подход?

— Чтобы тренинги были максимально эффективными, в первой группе будет не больше 12 детей, в группе постарше — не больше 14-ти. В каждой группе будет работать по два профориентатора, так мы сможем получать наиболее полные данные о каждом ребенке.

Наша цель — чтобы по окончании курса у каждого слушателя сложилось точное понимание своего пути. Выбор, конечно, подросток будет делать сам. Мы не говорим, что кто-то на 100% должен заниматься определенной профессией, например, стать врачом. Мы даем направления, основываясь на склонностях и способностях. В каждой сфере есть множество специальностей. Название центра My Way — то есть «Мой путь» — говорит о том, что мы хотим помочь нашим учащимся выбрать собственный путь, а не тот, который навязывается  обществом или родителями.

— Кто будет преподавать в центре?

— Это был важнейший вопрос для меня. Мне повезло познакомиться с профессором психологии МГУ Тахиром Базаровым. Благодаря его рекомендациям у меня набралась группа психологов, окончивших этот вуз, действующих преподавателей МГУ. У них большой опыт тренерской работы с детьми. Для меня крайне важно, что они не просто хорошие специалисты, но и люди, которые желают воплотить нашу миссию.

— Как будет строиться совместная работа с учебными заведениями Ташкента?

— Сотрудничество очень важно для нас. Первые курсы мы начинаем совместно с Университетом Инха в Ташкенте. Это один из ведущих инновационных вузов столицы, который постоянно внедряет что-то новое в учебный процесс. Им удалось запустить курсы по программированию даже для маленьких детей.

В дальнейшем планируем сотрудничать и с другими учебными заведениями. Мы заботимся об удобстве учащихся. Понимаем, что не всем удобно далеко ездить на занятия. В будущем предоставим возможность проходить наш курс, не выходя за пределы родного колледжа или лицея.

 

quotes_miniКурсы будут выездными, пока не вижу смысла в аренде здания. Нам гораздо важнее вкладывать в развитие учебной программы и в наших специалистов.

 

— Сколько учащихся планируется охватить на первом этапе?

— Недавно мы провели тестовые тренинги, чтобы оценить эффективность. 4 и 5 декабря запустим две первые группы. Дальше будем полагаться на отклик, поймем, насколько это актуально. Сложно планировать, потому что эта тема абсолютно новая для Узбекистана. Есть планы внедрять программу в детских домах. Одаренным детям будем предоставлять возможность обучаться бесплатно. Хотелось бы охватить как можно больше детей.

— Какие документы будут вручены учащемуся?

— Мы выдаем профориентационную карту. Она покажет склонности и способности ребенка, точные рекомендации и сферы деятельности, в которых он мог бы стать успешным. В карте будут указываться институты, в которых обучают рекомендуемому направлению, пакет документов для поступления, курсы для подготовки.

Позже планируем открыть клуб выпускников, где ребята смогут делиться успехами, задавать вопросы и общаться. Для подростка, который ищет себя в жизни, это станет хорошим подспорьем. В клуб будем приглашать известных успешных людей Узбекистана, чтобы они рассказали, как пришли к своей профессии, как достигли таких результатов. Самое важное, что подросток должен понять: только тот, кто любит свою работу, имеет шансы на большой успех.

Страница Центра развития и профориентации MyWay на Facebook: https://www.facebook.com/mywayUzbekistan

Опубликовано на правах рекламы

 

Похожие материалы
Популярное