«Я открыла галерею в Дубае». Наталья Андакулова об арт-бизнесе в ОАЭ

Наталья Андакулова — самаркандка, открывшая арт-галерею в Дубае, — рассказала Kommersant.uz об особенностях рынка искусства в ОАЭ и о том, сложно ли вести бизнес в Эмиратах.

Андакулова 02

Andakulova Gallery знакомит жителей и гостей ОАЭ с искусством Средней Азии. Это единственная галерея на Среднем Востоке с такой концепцией. Наталья создала галерею в 2012 году, и за пять лет работы ей удалось сделать имя в своей сфере: вернисажи и культурные акции Andakulova Gallery посещают ценители искусства, о них пишут Wall Street Journal, Financial Times, The National.

Наталья Андакулова выросла среди архитектурных шедевров Самарканда – орнаменты древней столицы, узоры на майоликах, изящество каллиграфии заложили в ней любовь к искусству. Во время учебы на физико-математическом факультете Навоийского государственного педагогического института девушка начала брать уроки живописи, посещала выставки и мастерские художников. Любовь к точным наукам сочеталась с интересом к искусству, и последнее все-таки победило: окончив магистратуру по направлению «Информатика», Наталья уезжает в Лондон, где проходит курс «Арт-бизнес» в Christie’s Education — образовательной организации при знаменитом аукционном доме. Филиалы учебного заведения, в котором готовят знатоков в области истории искусств, арт-бизнеса и современного искусства, находятся и в других крупных городах планеты, таких как Нью-Йорк, Гонконг, Дубай.

Сейчас Наталья совмещает руководство галереей — а это и частые перелеты, и мониторинг различных ресурсов, и проведение переговоров — с заочным обучением на факультете «История и теория искусства» в Петербургском государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина.

Andakulova Gallery, 19.09-134

 

Почему Дубай?

— Расскажите, как пришла идея открыть галерею?

— Галерея — мое первое и пока что единственное место работы. Основной идеей было желание познакомить публику Среднего Востока с художниками Средней Азии. У нас много талантливых художников и они, как оказалось, интересны в этом регионе. В Узбекистане своеобразная  национальная живопись: сочетание сильной школы и удивительного колористического подхода, который идет от красоты нашей природы и богатой истории. В Дубае знают наших предков, таких как ибн Сина, Хорезми, Термези, Улугбек, Амир Темур. Но для меня и моей галереи теперь важно показать современное искусство.

Сегодня арт-рынок и культурная жизнь ОАЭ  очень бурно развиваются, регион стремится стать частью современного культурного контекста в качестве места проведения интересных событий в мире искусства. Если 10 лет назад в Дубае насчитывалось всего 10 галерей, то сегодня их число приближается к сотне. В последние годы развернуто масштабное строительство музейных комплексов. В Абу-Даби скоро появятся филиалы французского Лувра и американского Музея современного искусства Соломона Гуггенхайма. Бизнес-элита и правящие круги стран Персидского залива вкладывают большие средства в произведения искусства, увлечены коллекционированием. Современное искусство становится трендом. Я провела небольшое исследование и выяснила, что здесь нет галереи, которая представляла бы искусство Средней Азии. Поэтому и решила восполнить этот пробел.

В Andakulova Gallery предоставлены художники трех уровней.

Первый уровень — Griffe — художники, заслужившие мировое признание. Их работы находятся в музеях и частных коллекциях монарших особ и знаменитостей.

Второй уровень — Pure Luxury – художники, отвечающие критериям галереи.

И третья категория — молодые потенциально перспективные художники, которым галерея помогает найти себя, получить отзывы, раскрыть свой творческий потенциал.

Все художники, которых представляет галерея, связаны с нашим регионом. Бывают различного рода коллаборации, но они также так или иначе связаны со Средней Азией.

AG, Zoetic, 2 March-33

 

Бизнес и искусство в ОАЭ

— Насколько сложно открыть собственное дело в Дубае и поддерживать его?

— Открыть свое дело было несложно, а вот поддерживать – это совсем другой вопрос. Лучше всего получить лицензию в Свободной экономической зоне. Сложности возникали в основном на этапе поиска финансирования. Сотрудники — в основном экспаты, соответственно, их зарплата должна покрывать аренду жилья, что, в свою очередь, увеличивает операционные расходы.

В галерее проводятся лекции, мастер-классы и другие мероприятия, что позволяет иметь дополнительный доход. Также периодически оказывают спонсорскую поддержку финансовые компании.

— Сложно ли было адаптироваться к жизни в Дубае? Какие есть преимущества и подводные камни?

— Важным аспектом адаптации является знание английского языка, образование и, конечно, упорство в достижении своих целей. Преимущество в том, что практически все платежи, обновление лицензий, аудита, регистрации документов ведутся в онлайн-режиме. Недостатки тоже есть —  высокая стоимость аренды в противовес преимущественно низким ставкам по ипотечному кредитованию.

— Каковы особенности ведения бизнеса в ОАЭ? Сильно ли отличаются от нашей манеры ведения дел?

— Основы ведения бизнеса одинаковы. Принципы пунктуальности, четкости, стремления к совершенству ценятся в каждой стране.

GENE7678

— Сколько стоит самый ценный экспонат в вашей галерее?

— Цены на картины очень приемлемые, что делает их инвестиционно привлекательными. Мой совет бизнесменам Узбекистана — начинайте коллекционировать искусство. Стоит это сегодня совсем не дорого. Правда, для этого нужно найти время, чтобы собирать информацию о художниках, посещать мастерские. В этом тоже есть своя прелесть. У вас всегда будет тема для разговора. Например, на Всемирном экономическом форуме в Давосе, как известно, обсуждают только две темы: деньги и искусство.

Коллекционирование живописи не только радует глаз у вас дома или в офисе, но и подчеркивает вашу интеллигентность, широкий культурный кругозор. А еще это хорошая инвестиция.

Многие скажут, что они ничего не понимают в искусстве. Это нормально. Есть искусствоведы, арт-эксперты, которые помогут сделать выбор или же сформировать целую коллекцию. Знаменитый американский банкир и филантроп Дэвид Рокфеллер продал картину Марка Ротко за рекордную в истории сумму — $72,8 млн — на торгах в Нью-Йорке. А изначально приобрел эту работу всего за $10 тыс. по рекомендации специалиста Музея современного искусства Дороти Миллер. Картина высотой почти семь футов (около двух метров) висела в его кабинете с 1960 года.

— У вас есть возможность сравнивать – как бы вы охарактеризовали особенности среды искусства в Дубае и в Ташкенте?

— В Дубае множество частных галерей, которые выставляют и продвигают работы совершенно разных художников со всего мира. Благодаря такому широкому объему работ можно больше узнать о вкусовых предпочтениях арт-экспертов и ценителей искусства.

В Ташкенте же хотелось бы видеть больше экспериментальных выставок в сотрудничестве с арт-кураторами, в которых поднимались бы актуальные вопросы и использовались новые технологии. Сейчас по сравнению с недавним временем их стало очень мало.

Всем запомнилась, например, одна из первых выставок концептуального искусства 2005 года под названием «Констелляция». Она проходила на территории пустующих цехов одного из старых промышленных  предприятий. Необычный опыт «арт-конверсии», всколыхнувший творческую инициативу, особенно среди молодого поколения художников. Что-то подобное необходимо продолжать и развивать.

DZ3C5906

 

Будущее арт-рынка в Узбекистане

— Как оцениваете состояние и перспективы рынка искусства в Узбекистане? Что нам нужно перенять для развития?

— Как я уже говорила, очень важно внедрить культуру коллекционирования. Также важным, на мой взгляд, является вопрос о меценатстве — необходим закон, закрепляющий правовой статус благотворителей и предоставляющий им налоговые льготы. Такой закон действует во всей Европе и недавно был принят в России.

Узбекистану необходимо проводить международные арт-ярмарки, биеннале, резиденции для художников по обмену опытом, открывать частные галереи с грамотными сотрудниками. Организация конкурсов, заказы от крупных компаний, банков помогут созданию частных коллекций. Наличие всех этих аспектов может сформировать в итоге и сам арт-рынок.

— Какие проекты осуществляли в Узбекистане?

— В октябре 2016 года Andakulova Gallery поддержала подготовку проектов концептуального искусства для выставки, которая прошла на трех площадках выставочных залов Академии художеств Узбекистана. В экспозицию пошли работы художников из 40 стран Ближнего Востока, Латинской Америки, СНГ, Центральной Азии. Отобранные инсталляции, видео-арт и перформанс были созданы с использованием различных материалов: не привычных для нас холста и масла, а, например, резины, керамики, стекла.

GENE7992

17 ноября 2016 года в галерее Andakulova Gallery в Дубае состоялась церемония открытия выставки, посвященной 25-летию независимости Узбекистана. Это был групповой фотопроект под названием «Узбекистан сквозь призму фотокамеры: контуры и вариации», организованный под патронажем Генерального консульства Узбекистана в Дубае.

— Планируете ли открыть галерею в Узбекистане?

— Конечно,  я хотела бы открыть галерею в Ташкенте. Мы уже работаем над этим, но пока вопрос упирается в финансирование.

— Ваше отношение к искусству. Что оно для вас значит?

— Искусство занимает огромное место в моей жизни. Однако галеристу (галерист – эксперт в области искусства, владеет исчерпывающей информации о стилях и авторах, знает, как отличить шедевр от ретроспективы — Прим. авт.) недостаточно просто любить искусство, нужно серьезно заниматься продвижением его лучших образцов, через них транслируется культура, наследие, мироощущение.

— Что касается событий — чего нам ждать в ближайшее время?

— В данное время готовимся к выставке, посвященной 70-летию известного художника, академика Баходыра Джалалова. Также готовим монографию о нем совместно с издательским домом Skira. Это лидирующий издательский дом,  специализирующийся на книгах об искусстве. Для нас это большое событие. Презентация книги пройдет одновременно с выставкой в ноябре 2018 года в Ташкенте.

Фото: личный архив Н. Андакуловой

 

Похожие материалы
Популярное