Юлий Юсупов об итогах последнего видеоселекторного совещания президента

«Оптимизация импорта и реализация экспортного потенциала невозможны без экономических реформ», — независимый эксперт-экономист Юлий Юсупов прокомментировал видеоселекторное совещание, проведенное президентом Шавкатом Мирзиёевым 19 апреля. На совещании обсуждались меры по оптимизации импорта за счет углубления локализации производства, а также выполнение прогнозных параметров и увеличение объемов экспорта.

юсупов_main

 

— Глава государства поставил вопрос необоснованного роста объемов импорта, который приводит к неэффективному использованию валютных средств. Даны указания по контролю за соответствием структуры и номенклатуры импорта профилю деятельности импортеров, а также полной инвентаризации предоставленных законодательством льгот по таможенным платежам. Как вы оцениваете данные меры?

— Необходимо разграничить несколько моментов.

 

divider 01Проблема необоснованности роста объемов импорта связана, на мой взгляд, исключительно с наличием в стране множественных обменных курсов. Озабоченность президента, по всей видимости, вызывают большие объемы импортных закупок, осуществляемых по официальному курсу. Почему это происходит? Ответ очевиден: импортеры, имеющие возможность покупать валюту по официальному курсу, который отличается от рыночных курсов (черного и так называемого биржевого) в разы, получают уже от факта покупки валюты огромную незаработанную прибыль. Понятно, что спрос на валюту по официальному курсу практически неограничен.

Эту проблему может решить только девальвация официального обменного курса, снятие ограничений на конвертацию по текущим операциям и устранение административных барьеров на пути наличного денежного обращения, что должно привести к унификации обменных курсов. Обменный курс, сформированный на рынке, а не в чиновничьих кабинетах, обеспечит равенство спроса и предложения, уничтожит ажиотажный спрос на валюту, так как лишит избранных импортеров, покупающих сегодня валюту по официальному курсу, сверхприбыли.

Соответственно, решится и проблема несоответствия структуры и номенклатуры импорта профилю деятельности импортеров. Если не будет сверхприбыли от конвертации по официальному курсу и все субъекты экономики смогут свободно покупать и продавать валюту по единому курсу, то тогда зачем предприятиям нужно будет покупать валюту для непрофильной деятельности?

 

divider 02Ни в коем случае нельзя допустить механического ограничения импорта административными методами. Это нанесет вред экономике. Во-первых, пострадают потребители: они вынуждены будут покупать товары более низкого качества по более высоким ценам. Во-вторых, пострадает конкурентоспособность наших производителей. Для создания конкурентоспособной продукции им нужны импортные сырье, комплектующие и оборудование. Кроме того, ограничение импорта убивает конкуренцию, что также негативно сказывается на конкурентоспособности. В-третьих, искусственное ограничение импорта, как это хорошо известно экономистам, негативно сказывается на экспорте.

И дело не только в сложностях для экспортеров в получении доступа к импортным ресурсам, но и в том, что ограничение импорта ведет к уменьшению спроса на иностранную валюту и, соответственно, завышает обменный курс национальной валюты (занижает курс доллара). А это невыгодно экспортерам (они получают за заработанные на экспорте доллары меньше сумов). В результате экспорт и поступления валюты в страну сокращаются. Возникает порочный круг: мы сокращаем импорт, чтобы сэкономить валюту, но тем самым убиваем стимулы эту валюту зарабатывать.

Соответственно, очень важно, чтобы идея оптимизации импорта не превратилось в акцию по еще большему искусственному ограничению конвертации. Административный пыл наших чиновников, к сожалению, нам хорошо известен. Они вполне способны «вместе с шапкой принести и голову». И мы вместо решения проблемы получим ее обострение.

 

divider 03Касательно инвентаризации предоставленных законодательством льгот по таможенным платежам. Безусловно, это необходимо: льготы, как и предоставление отдельным предприятиям возможности покупать валюту по заниженному официальному курсу при отсутствии таких возможностей у других предприятий – главный источник разрушения конкуренции в нашей экономике. Пока мы не устраним неравные правила игры, связанные с тем, что одни имеют доступ к льготной конвертации, к таможенным и налоговым льготам и прочим преференциям, а другие нет, мы в принципе не сможем создать конкурентоспособную экономику, так как при такой модели буду выживать и процветать не самые эффективные, а те, у кого есть связи или возможность «покупать» льготы.

Но устранение льгот надо обязательно сочетать с уменьшением размеров таможенных платежей. Сейчас они чрезмерно завышены, что на самом деле не защищает национальных производителей, а способствует распространению контрабанды и коррупции.

Таким образом, ключ к решению проблемы оптимизации импорта лежит в плоскости либерализации валютного рынка и внешнеторгового режима. Самый надежный защитник отечественных производителей – это не административные барьеры на пути импорта, которые не работают, да еще и вредят самим производителям, а единый рыночный обменный курс. Именно он ограничит спрос на импорт и позволит обеспечить равные правила игры для всех участников рынка.

 

quotes_miniСамый надежный защитник отечественных производителей – это не административные барьеры на пути импорта, а единый рыночный обменный курс.

 

— Президент выразил также озабоченность тем, что не все возможности увеличения экспорта используются.

— Совершенно согласен, мы плохо используем наш экспортный потенциал.

— А что должно быть сделано, чтобы реализовать экспортный потенциал?

— Во-первых, осуществить все ту же долгожданную либерализацию валютного рынка. Экспортеры больше всех страдают от отсутствия конвертации и множественных обменных курсов. Многие из них вынуждены продавать часть своей валютной выручки по официальному курсу, что равносильно для них дополнительному налогообложению. Они ограничены в возможностях покупать импортные ресурсы, без чего зачастую невозможно производить конкурентоспособную продукцию. Из-за отсутствия свободного рынка валюты они не всегда могут эффективно распорядится своей валютной выручкой.

Во-вторых, нужно убрать административные барьеры на пути экспорта, например, требование 100%-ной предоплаты и штрафы за несвоевременное поступление валютной выручки. Штрафы почему-то платит не покупатель, который не произвел расчет вовремя, а экспортер, и это при том, что экспортер платит налоги независимо от того, оплатил экспортную поставку покупатель или нет.

В-третьих, нужно устранить монопольные структуры, занимающиеся экспортом отдельных видов товаров, например, плодоовощной продукции, хлопка. Экспортными операциями должны заниматься частные, конкурирующие друг с другом компании, а не государственные монополии. Монополизм никогда до добра не доводит. Государство же может получать свои выгоды, облагая сырьевой экспорт таможенными пошлинами.

 

quotes_miniНужно устранить монопольные структуры, занимающиеся экспортом отдельных видов товаров, например, плодоовощной продукции, хлопка.

 

— Если либерализация валютного рынка так важна, почему ее до сих пор не провели?

— Во-первых, власть, видимо, пытается подготовиться к этому действию, предусмотреть, устранить или смягчить возможные негативные последствия.

А во-вторых, и, я думаю, это самое главное — те, кто не заинтересован в введении конвертации, сопротивляются реформе. И самое опасное, что это сопротивление не носит открытого характера, оно осуществляется негласно, где-то в коридорах власти. Поэтому ему так трудно противостоять.

— И что же нас ждет, по вашему мнению?

— Я очень надеюсь, что мы все-таки проведем реформы в самом ближайшем будущем. Ибо, как совершенно справедливо недавно заметил сенатор Садык Салихович Сафаев: «Либерализация валютного рынка, как и либерализация экономики, всегда имеет цену, но задержка или отсутствие реформ имеют гораздо большую цену».

При этом надо иметь в виду, что либерализация валютного рынка – это не панацея, а лишь один из элементов (хотя и очень важный), комплексной экономической реформы, включающей в себя налоговую, банковскую, административную, аграрную и прочие реформы (подробнее об этом – в статье Ю. Юсупова «Конкурентоспособность и экономические реформы»прим. ред.).

 

Подписывайтесь на Telegram-канал Kommersant.uz и получайте свежие новости и подборки интересных материалов.

 

 

 

Похожие материалы
Популярное