Истории: Как компания Elma заходила на рынок

О том, как удалось «захватить» отечественный рынок санитарно-гигиенической продукции и выйти на экспорт, рассказал Санжар Закиров, руководитель группы компаний Elma.

В истории каждой компании есть свои взлеты и падения. Но когда ты оказываешься практически первым на рынке, то эта история развивается совсем иначе.

Как все началось

Когда я работал в «Узжилсбербанке», один знакомый предложил начать свое дело — заняться производством туалетной бумаги. Ему нужен был человек, который разбирается в документах, а мне это показалось интересным.

Мы купили оборудование в Китае, привезли его и установили в арендованном помещении. Но до этого времени ни я, ни мой компаньон не занимались подобной деятельностью. Пришлось искать специалиста, который помог бы нам освоить технологию производства, но в Ташкенте таких не оказалось. Их не было даже в АО «УзБум». Поэтому я сам поехал в Китай, где и научился всему.

Через некоторое время, освоив технологию, мы начали производить туалетную бумагу. Обращали большое внимание на качество продукции. На рынке было уже достаточно много производителей туалетной бумаги, в том числе и импортной, и чтобы наша продукция отличалась от других, мы решили дать ей имя. Нам понравилось звучание и смысл слова «elma», и в 2002 году мы выбрали его в качестве торгового знака. В процессе работы у нас возникали различные проблемы по производству, мы их все изучали и находили способы устранения. То есть процесс улучшения технологии и оптимизации работы никогда не кончается, у нас он продолжается до сих пор.

Откуда мы брали деньги

Мы всегда ставили перед собой реальные задачи. Присматривали нужное оборудование, копили на него деньги и приобретали. Оборудование покупали такое, чтобы оно как можно быстрее окупало расходы на него. И так каждый раз. Большую часть прибыли всегда инвестировали в производство. Долгое время не решались брать кредиты, опасались, что наличие долга будет мешать работать. Со временем нашу торговую марку Elma начали всюду узнавать. Так, «Узбеклизинг» во главе с генеральным директором Зафаром Мустафаевым предложил взять у них средства для развития нашего бизнеса. Благодаря этому мы освоили еще одно направление — производство влажных салфеток.
Оно оказалось достаточно сложным, опять пришлось многое изучать по ходу работы.

С «Узбеклизинг» сотрудничаем до сих пор, они помогают нам в наших проектах. Сейчас также сотрудничаем с АО «КДБ Банк Узбекистан» и АКБ «InFinBank».

Вопрос конкуренции

Сейчас наша продукция успешно конкурирует с импортными аналогами в Узбекистане. Совместно с другими производителями удалось вытеснить большинство импортных производителей санитарно-гигиенических изделий из бумаги и освежающих влажных салфеток.

photo_2018-01-24_14-24-19Наши торговые марки Elma и SGlux популярны не только в Узбекистане, но и в странах ближнего зарубежья. Экспортируем продукцию в Казахстан, Туркменистан, Кыргызстан, Азербайджан, Таджикистан и Афганистан. Качество позволяет легко конкурировать с производителями в этих странах. Портфель заказов вырос настолько, что мы должны думать о новой технике. Это дорого, но, кажется, все получится.
Нашу компанию выбрали поставщиком для американской армии, мы обеспечивали туалетной бумагой американский контингент в Афганистане. Инициаторами сотрудничества с американцами были сотрудники МВЭС. Американцы оказались очень придирчивыми покупателями. Нашу продукцию и компанию они проверяли долгих пять-шесть месяцев — мы отсылали образцы по их заказу, представили все документы. В конечном итоге с нами был заключен контракт, и с 2012 по 2015 годы, пока в Афганистане находились значительные силы армии США, мы поставляли свою продукцию.

Как развиваться дальше

Хотя наш бизнес существует уже достаточно долгое время, мы не можем расслабляться. Уровень производства санитарно-гигиенических изделий в нашей стране значительно вырос за последние годы, и у нас есть сильные конкуренты. Надо все время осваивать новую продукцию, придумывать маркетинговые ходы и проводить рекламные кампании.

Мы часто посещаем выставки за границей, чтобы быть в курсе мировых тенденций в нашем бизнесе. Я и мои сотрудники были на таких международных выставках, как PAP-FOR, TISSUE WORLD, регулярно посещаем многочисленные выставки в Китае и участвуем в выставках в нашей стране. Мы учились на курсах повышения квалификации в России, в городе Санкт-Петербурге, учимся у поставщиков оборудования. Сотрудники компании посещают различные курсы и семинары в нашей стране, то есть всегда стараемся повышать уровень своих знаний.

Все это позволяет нам оставаться на передовых позициях нашей отрасли. Несмотря на это, как в любой другой сфере, конкуренция неизбежна. Поэтому постоянно находимся в поиске чего-то нового и в данный момент работаем над несколькими инновационными проектами:
— нами установлена и запущена в производство новая машина для изготовления бумаги, аналогов которой пока нет не только у нас в стране, но и в Центральной Азии;
— приобретаем современные автоматизированные линии для конвертинга и упаковки;
— разрабатываем новые перспективные материалы для нашего производства.

К тому же в наших планах выйти на рынок Российской Федерации. Качество продукции позволяет нам конкурировать. Портфель заказов так вырос, что мы уже должны думать о новой машине. Хотя это дорогостоящий проект, мы уверены в успехе. В этом нам помогают недавние экономические реформы. Благодаря им у нас появилась возможность более успешно развивать бизнес, быть уверенными в завтрашнем дне.

Как укрепить команду

Мы стараемся ничего не откладывать на завтра, трудиться и отдыхать в свое время. Для сплоченности коллектива полезно проводить вместе и свободное от работы время, и это не только совместное питание в чайхане или кафе. С весны по осень мы арендуем футбольные поля, и большинство наших сотрудников с удовольствием играет там в футбол, в том числе и я. Зимой у нас по расписанию горные лыжи для тех, кому это интересно и кто умеет. В выходные зимой часто выезжаем в Чимган на горнолыжные трассы.

photo_2018-01-24_14-24-50Мой совет тем, кто начинает бизнес, таков: не стоит бояться, но делом надо заниматься самым серьезным образом. Для этого необходимы знания, и не стыдитесь их получать в любом возрасте. Бизнес надо строить так же, как свой дом — подбирать каждый кирпичик, чтобы жить в нем долго и счастливо.

______

Партнерский материал.

 

Похожие материалы
Популярное