Payme: «Безопасность в нашем деле – превыше всего»

Ворвавшись на рынок Узбекистана в начале 2016 года, приложение сразу же взлетело на вершину популярности и по сей день находится в топе рейтингов скачиваемости. О том, каким трудом осуществляется стартап в сфере финансово-технологической индустрии, какие подводные камни могут встать на пути, рассказал основатель и визионер компании Сарвар Рузматов.

photo_2016-12-26_08-45-58

 

Сарвар Рузматов, 28-летний основатель Payme, окончил в 2010 году Ташкентский государственный экономический университет и сразу же поступил в магистратуру Университета мировой экономики и дипломатии. Признается, что жалеет о впустую потраченных студенческих годах: «Я думаю, ни для кого не секрет, что на сегодняшний день такое понятие, как институт образования, изжило себя. Та информация, которую мы черпаем в годы учебы (если черпаем), поступает к нам не на территории вуза».

В годы обучения Сарвар был вдохновлен бизнес-моделью компании Amazon.com и по завершению университета приступил к осуществлению подобного маркетплейса в Узбекистане со своим однокурсником. Был открыт интернет-магазин, который не проработал и месяца по следующим причинам: отсутствие законодательной базы, инфраструктуры, условий для онлайн-платежей. Все эти факторы пресекали развитие электронной коммерции. Единственным приемлемым решением было закрыть это заведомо проигрышное предприятие и заняться вопросом онлайн-платежей.

— С чего началось создание Payme?

— Когда мы занимались открытием интернет-магазина, встала первоочередная необходимость — открытие банковского счета для приема платежей, и мы столкнулись с тем, что ни у одного банка не было возможности оказать бизнесу услуги по интернет-эквайрингу (прием банковских кредитных и дебетовых карт в качестве средства оплаты товаров и услуг). Это была свободная ниша для действий.

В 2011 году я приступил к исследованию индустрии финансовых технологий, в 2012 году назрела уверенность и решил создать компанию, которая предоставит банкам технологию и обеспечит местному ритейлу новый виток развития. В 2013 году мы запустили сервис под названием Paycom в сотрудничестве с «Алокабанком», первым банком, который поверил в нас. Paycom — это, так сказать, большой брат Payme, который мы запустили уже в 2016 году, 1 апреля. В процессе работы мы придерживались понятия MVP (most viable product) — выпускали продукты по мере надобности. Payme мы разрабатывали целых четыре года. Четыре года нервов и бессонных ночей.

13332912_1014421305304058_2027325360345572692_n

 

— В чем разница между Payme от Paycom?

Paycom – это сервис, предназначенный для бизнеса, в то время как Payme — консьюмерское решение, то есть для частных клиентов банка, держателей карт. В целом эти два продукта взаимодополняют друг друга и в какой-то степени взаимозависят.

— Откуда появилась идея такого нейминга?

— Мы закладывали самое простое понятие в Paycom – это payment company, то есть компания по обработке платежей. И далее решили дать приложению название, созвучное с первым проектом. Так и получилось Payme. Первой услугой, которую мы запустили через наше приложение, был банковский перевод с одной карты на другую, от которого и пошло название «заплати мне», то есть Payme.

— Простым языком — что такое Payme?

— Это, скажем так, средство, позволяющее моментально осуществлять платежи, оперативно распоряжаться своими финансами. Если говорить еще проще – это единый пул обращения потребителей к своему оператору финансов, независимо от того, в каком банке они обслуживаются. Захотели перевести деньги на счет другого человека? Пожалуйста. Решили оплатить коммунальные услуги или пополнить счет мобильного? Пожалуйста. На сегодняшний день это необходимость, и здесь огромное преимущество перед традиционным банкингом играет опция круглосуточного функционирования сервиса. Не побоюсь сказать, что без этого в целом развития экономики и быть не может, так как чем быстрее платежи поступают на счет поставщика, тем быстрее ускоряется воспроизводственный цикл экономики. То есть наша цель — помочь потребителю быстро и качественно распорядиться своими финансами и решить необходимые вопросы. С Payme уже не нужно стоять в очередях в ожидании ответа на банальный вопрос «Куда были потрачены средства?». Всё это есть в приложении, начиная от истории использования карточки и анализа расходов вплоть до блокировки счета не выходя из дома.

— Кого вы называете «поставщиками»?

— Поставщики в индустрии финтеха ничем не отличаются от поставщиков в привычном значении. Это все те, чьими товарами и услугами мы пользуемся ежедневно: торговые точки, интернет-магазины, поставщики коммунальных услуг, кафе, рестораны. Кстати, для последних мы первыми внедрили услугу оплаты на местах. То есть с помощью собственного смартфона и установленного на нем нашего приложения вы можете оплатить свой счет в заведении и тут же получить электронный чек в телефон.

13517371_1028021837277338_6808082682457765613_o

 

— Какие сложности возникали на начальной стадии и в период внедрения продукта на рынок?

— Нехватка кадров. Большинство хороших специалистов уехало за рубеж, и это проблема, которая коснулась и нас. Но благо мой партнер, технический директор Paycom Олег Гевергес, — человек превосходный, обладающий блестящим умом. Он является и архитектором и тем, кто имеет четкое видение того, как наладить разработку и как должен выглядеть продукт в итоге. Вместе с ним мы всегда находили правильных людей, что и продолжается до сих пор, потому что смена специалистов происходит постоянно. Один из специалистов, который сыграл важную роль в разработке сервиса, переехал в Австралию. Это было больно наблюдать, но компания должна развиваться дальше, и конечный продукт должен быть качественным, поэтому мы с Олегом постоянно в поисках.

— Главный вопрос – вопрос безопасности. Почему потребителям стоит доверять свои финансы вашему приложению? Есть ли какие-то гаранты безопасности?

— Да, конечно. Недавно процессинговый центр прошел аудит по безопасности. Есть международный стандарт, который называется PCI DSS. После прохождения аудита выдается сертификат, подтверждающий, что данный центр отвечает международным стандартам безопасности, в котором соблюдены все методы правильного обращения с картами, методы хранения и обработки карточных данных так, чтобы максимально обезопасить каждую транзакцию. То есть данный сертификат позволяет процессинговому центру обеспечить безопасное сотрудничество с такими сервисами, как Payme.

Кроме того, перед запуском очередного обновления мы всегда проводим внутри нашего сервиса стресс-тесты на предмет грубой ошибки или возможной утечки информации. Только после того, как мы удостоверимся, что продукт отвечает безопасности, мы запускаем его на рынок. Безопасность в нашем деле – превыше всего.

13669785_1041890499223805_8054562755193726960_n

 

— Что из себя представляет команда Payme на сегодняшний день? Есть ли у вас какая-либо система распределения обязанностей?

— На сегодняшний день у нас порядка 20 сотрудников, большинство из которых — разработчики и программисты-инженеры. Недавно мы объявили о новых вакансиях, идет большой набор сотрудников, так как запросов со стороны потребителей более чем достаточно, и на их выполнение нужны дополнительные мозги и руки.

На самом деле мы шли к настоящей команде и системе управления на протяжении всего существования компании. В начале это был хаос, никто никого не контролировал. Была просто миссия сделать «такой» продукт, согласно «такому» макету, и в него закладывалась бизнес-модель. Потом поняли, что такая система все-таки не пойдет и что это чревато потерей времени, ресурсов, в том числе финансовых. И тогда в силу отсутствия опыта мы просто брали пример зарубежных IT-компаний. Таким образом, совместив разные стили управления, мы выработали свой собственный. По мере необходимости распределяли роли между специалистами, кто-то даже осознанно делегировал свои обязанности другому сотруднику. На мой взгляд, большой плюс нашей команды в том, что она хорошо мотивирована и способна критически оценить результат своей работы. Команда Payme — это настоящие творцы, те, кто привносят в бизнес-сообщество свою лепту и меняют реалии, выражаясь модным языком, истинные дисрапторы. Я горжусь тем, что меня окружают такие люди.

— Какова ваша роль в Payme?

— Моя роль в компании – это бизнес-план, бизнес-модель. Но это не выглядит так: «Вот моя бизнес-модель, давайте делать так…». Нет. Мы всё обсуждаем с командой, насколько каждый шаг будет оправдан с пользовательской стороны. Всегда моделируем какой-нибудь кейс, где каждый наш сотрудник выступает в роли потребителя. Таким образом мы проводим своего рода тест-драйв.

— Насколько сильная конкуренция в вашей области и сколько вообще игроков на данный момент? Кто из вас лучше?

— В местной финтех-индустрии на сегодняшний день четыре представителя – это мы, Click, MBank и Upay. Кто из нас лучше и качественнее, может сказать только потребитель или же рейтинг скачиваемых приложений. Я могу рассказать только наше видение, рассказать о рынке в нашем сегменте. Для нас конкурент – это Click. Глядя на них, мы стараемся улучшить наш сервис, сделать его еще более комфортным. Как ни крути, конкуренция – это лучший мотиватор. Для нас главная задача – это обеспечить комфорт пользователям, а порой предугадать их желания и требования. По этой причине мы всегда находимся в режиме мониторинга и исследования. В среднем мы обновляем наши программы раз в неделю.

photo_2016-12-26_08-46-01

 

— Каков бюджет стартапа?

— Это зависит от различных факторов, в том числе от подхода к делу, от того, каким образом вы реализуете продукт, и от цены хорошего специалиста на рынке. Поскольку данный продукт является плодом интеллектуального труда, здесь основную статью расходов занимает заработная плата специалиста. Чтобы создать такой продукт, как Payme, нужно как минимум 10 квалифицированных специалистов и три года безостановочной разработки. А хороший специалист на данный момент получает от 5 до 10 миллионов сумов. С учетом налогов эти цифры превратятся в 7,5–15 миллионов (заметьте, это расходы на каждого специалиста). Вот и считайте, какой расход нужен только на сотрудников, а есть еще аренда, серверная инфраструктура (от 100 до 200 миллионов для стартового объема), платные программы для сопровождения среды разработки (в месяц — примерно 8–10 миллионов сумов), другие не менее важные расходы. На самом деле можно построить бизнес с разным бюджетом – всё зависит от подхода, гибкости команды и умения учредителя расставлять правильно приоритеты.

— Чего хочет потребитель сегодня? Чего он требует от вас?

— В основном спрос идет на как можно большее количество поставщиков услуг в нашем приложении. Например, очень много просьб включить возможность оплачивать коммунальные услуги посредством онлайн-платежей. Увы, зачастую инфраструктура самих поставщиков не готова к интеграции с платежными сервисами. Мы получаем сотни отзывов, предложений и вопросов каждый день – это очень радует, так как это основной показатель полезности нашей работы, но, к сожалению, не всегда получается решать эти вопросы сразу же.

Payme уверенно держится в топе самых скачиваемых приложений в нашем сегменте. По вашему мнению, с чем связан такой успех среди потребителей?

— Я думаю, с нашим постоянным фокусом на тех неудобствах, которые присутствуют в приложении. Мы изучаем каждый недочет нашего сервиса, как ведет себя потребитель, чего он недополучает, используя наше приложение. Мы сразу стараемся минимизировать неудобства, которые возникают при использовании Payme и, с другой стороны, непрерывно работаем над тем, как сделать приложение более комфортным. Это нравится нашим потребителям. Наш мир социальный, он любит общаться, рекомендовать и советовать. Поэтому, пользуясь нашим приложением, человек посоветует его другому.

— Как потребители связываются с вами?

— У нас три основных канала обратной связи — наш колл-центр, с которым мы сотрудничаем посредством аутсорса, фидбек в самих приложениях и страница Payme на Facebook.

 

Похожие материалы
Популярное