Как найти воду без помощи государства?

С 2004 года в селах Узбекистана работает интересный проект по поставке питьевой воды в регионы.

С 2004 года в стране работает проект «Водоснабжение и санитария в сельской местности Узбекистана» по питьевому водоснабжению населения в селах. Проект финансируется Швейцарским агентством по развитию и сотрудничеству и осуществляется канадским Международным секретариатом по воде.
За эти годы в рамках проекта около 120 тысяч жителей Ферганской долины были обеспечены безопасной питьевой водой. Проект реализуется в пилотных поселках Ферганской долины и Сырдарьинской области.

Ферганская долина — это три области: Ферганская, Андижанская и Наманганская. Жители Ташкента и областных центров не всегда осознают, что доступ к обычной питьевой воде может быть нелегким в других городах и селах. И к каким неудобствам в быту, потерям времени и проблемам со здоровьем может привести отсутствие этого доступа.

photo_2018-05-11_14-55-28По оценкам, в Узбекистане около половины из существующих 5 000 сельских населенных пунктов не имеют качественно работающей системы водоснабжения. Системы водоснабжения многих поселков строились еще в 50-70-е годы прошлого века и пришли в негодность. Население таких кишлаков использует для питья и бытовых нужд воду из каналов или хаузов. Это приводит к росту заболеваний диареей и гепатитом, А, и, по словам медработников, в недавнее время в отдельных селах число заболеваний превышало эпидемиологический порог. В сельских школах из-за отсутствия нормальных санитарных условий в туалетах некоторые дети отказываются от еды и питья во время занятий в течение половины дня. Такой режим приводит к проблемам с их здоровьем.

Как решать проблему нехватки питьевой воды, особенно в случаях удаленных от централизованной сети сел?

Было несколько проектов, когда разными фондами строились водонапорные башни в отдельных селах. Практически жителям поселков они доставались даром. Было не совсем понятно, кто за них отвечает, кто должен следить за техобслуживанием, чинить поломки и прочее. Обычно их передают на баланс районных водоканалов, у которых множество проблем со сбором оплаты за воду с населения и вопросами обслуживания оборудования.

Отличие проекта по водоснабжению Швейцарского агентства в том, что тут не просто строится водонапорная башня, что составляет только техническую сторону дела. В проекте есть социальный компонент, по его условиям содействие в строительстве автономной системы водоснабжения в населенном пункте возможно лишь при вовлеченности не менее 85 процентов жителей поселка.

photo_2018-05-11_14-55-16При сложности протяжения централизованной системы водоснабжения для отдаленных сел рациональнее устроить автономную систему. Управление системой водоснабжения доверяется независимой организации питьевой воды (ОПВ). Эта организация создается самими жителями села, прямым голосованием на общем собрании принимается решение о ее создании, выбирается комитет ОПВ. Комитет назначает руководителя, принимает на работу кассира и сантехника. Водонапорная башня и вся система водоснабжения находятся в собственности ОПВ. Взносы жителей идут на содержание штата из трех человек, оплату электроэнергии, ремонт и амортизацию системы. Тариф на воду составляет около 3 000 сумов за кубометр. Это немного дороже, чем тарифы от централизованного водоснабжения. Но ведь централизованное в этих селах давно отсутствует, и люди иногда покупают привозную воду в цистернах по 50 000 сумов за два кубометра — во время проведения свадеб, например, либо пьют некачественную воду из открытых водоемов.

Сотрудники проекта «Водоснабжение и санитария в сельской местности Узбекистана» работают в трех направлениях: техническая помощь в строительстве и восстановлении систем водоснабжения, социальная мобилизация местных жителей для решения проблем с питьевой водой и санитария и гигиена.

Первый пункт включает в себя множество задач: подготовка топографических карт местности до начала строительства, выбор оптимальной схемы уличных водоразделов с помощью нового программного обеспечения, использование современных технологий для проектирования системы, закупка и установка высококачественного оборудования — полиэтиленовых труб, фитингов, энергоэффективных погружных насосов.

Отдельная задача — спроектировать и установить дезинфекционные установки, чтобы питьевая вода отвечала местным санитарным нормативам и требованиям. Сложные технические расчеты требуются для гидравлического проектирования систем индивидуальных подключений. Каждое домохозяйство подключается к приборам учета потребления воды. Счетчики воды дисциплинируют жителей, они не используют питьевую воду для полива огородов и садов.

Вторая составляющая проекта — социальная мобилизация — создает действительно работающий механизм. В поселке Гайрат в январе 2017 года создана Организация питьевой воды и построена автономная система водоснабжения. На собрании выступал один из первых активных участников проекта, бывший председатель махаллинского комитета. Пилотные села выбирались из множества сел-кандидатов, и поселок Гайрат был выбран благодаря активности местных жителей. Они предложили пробурить скважину для воды за счет собственных средств населения, а проект помог им со строительно-монтажными работами для системы водоснабжения длиной 80 км. Бывший председатель начал говорить на собрании, но не смог закончить из-за сильного волнения — мужчина в прямом смысле слова плакал от счастья, так как в селе, наконец, появилась вода. Чистой воды не было в Гайрате с 1970-х годов.

photo_2018-05-11_14-56-14Это стало возможно благодаря единству граждан одного села. Они убедились, что сложная многолетняя проблема при верном подходе стала решаемой. Может быть, впервые за много лет молодежь увидела пример реального гражданского общества у себя в селе, когда жители не были на позициях пассивных потребителей, а стали активными созидателями не только в рамках личных хозяйств. Самоуправление ОПВ дает возможность долгого существования проектам автономного водоснабжения. Дает устойчивость, которая является приоритетным критерием при осуществлении социально значимых проектов.

В другом поселке, Калайнав Риштанского района, ОПВ управляют две женщины — директор и кассир. По их словам, сбор членских взносов и оплата по тарифам за доставку питьевой воды собирается вовремя. Видно, что директор ОПВ пользуется заслуженным авторитетом в своем селе. Если руководитель не назначенец, а выборная должность, это естественно. Сотрудники проекта вспомнили, как при создании ОПВ в Калайнаве в 2006 году возникли бюрократические проволочки со стороны районных организаций по электроснабжению (РЭС). Автономная система водоснабжения — это не только скважина, насосы и трубы, это еще и электрические трансформаторы, и моторы, и система учета расхода электроэнергии, и множество других составляющих. И РЭС под разными предлогами не давала разрешения на установку трансформатора, купленного на средства ОПВ. Тогда директор ОПВ сумела самостоятельно решить вопрос с бюрократами, твердо заявив им, что за создаваемые препоны они будут отвечать перед жителями всего села и она сама за этим проследит.

Вопрос взаимоотношений с местными властями непростой. Одна из целей проекта — содействие в процессе регистрации организации питьевой воды в качестве легальной организации, укрепление сотрудничества и партнерства с местными органами власти. В поселке Гайрат и во многих других сотрудничество с хокимиятом и другими госорганизациями идет в нормальном режиме, но бывали случаи, когда органы власти на местах поступали не совсем законно. В одном ОПВ средства со счета были изъяты районным Бюро принудительного исполнения (БПИ) под предлогом больших долгов населения за электроэнергию. В других были сложности с регистрацией ОПВ в формате ННО — некоммерческой неправительственной организации. Пришлось регистрировать их как ООО, а это совсем другие налоговые выплаты. Сейчас вопросы перерегистрации в форме ННО решаются положительно.

Почему за 14 лет никто не знает о проекте водоснабжения

Сделана большая работа по обеспечению населения питьевой водой, но количество сел, все еще нуждающихся в системах водоснабжения, в десятки раз больше числа охваченных пилотных сел. Логично предположить, что Швейцарское бюро не обязано и дальше вкладывать средства в решение проблем с питьевой водой. Большая заслуга этого проекта в том, что с его помощью апробирована схема децентрализации систем водоснабжения, и эту схему можно и нужно применять дальше — при поддержке государства. Формы поддержки могут быть разными — это и прямое финансирование из бюджета, и предоставление льготных кредитов сельским сходам граждан, и привлечение разных спонсоров и фондов.

photo_2018-05-11_14-55-31Попутно такие шаги надо освещать в прессе, увеличивать информированность населения о существовании автономных систем водоснабжения. Бурение скважин, прокладка труб, технический расчет систем индивидуальных подключений — это сложные и затратные мероприятия. Здесь и финансовые затраты, и привлечение технических специалистов высокого класса, и умение организовать управление эксплуатацией систем водоснабжения.

Без поддержки такие мероприятия могут провалиться и закончиться пустой тратой средств населения либо даже нанесут урон экологии местности. Поэтому надо использовать большой опыт, наработанный командой проекта за 14 лет. Вопрос о снабжении питьевой водой должны поднимать депутаты на своих заседаниях, он должен решаться на всех уровнях, вплоть до самых высоких. Ведь это базовый жизненный вопрос. И у нас есть запасы воды, нужно лишь доставлять ее до населения самым технологичным современным способом.

 

Похожие материалы
Популярное