Личный опыт: как аннулировать штраф ГУБДД через суд и получить моральную компенсацию

Автовладелец из Ташкента рассказал, как противостоит некомпетентности сотрудников УБДД при помощи видеорегистратора и брошюры «Правила дорожного движения».

дороги 870

Житель Ташкента Станислав Капустин ведет канал в YouTube, куда выкладывает видеосъемки своих разбирательств с сотрудниками УБДД, в том числе свидетельства их непрофессиональных действий.

Видео на канале немного, но, по словам Станислава, в личном архиве их достаточно – он решился публиковать ролики только после того, как убедился в открытости государственных органов и эффективной работе с обращениями граждан.

Станиславу удалось выиграть дело в гражданском суде, аннулировать неправомерно выписанный штраф и получить моральную компенсацию в размере 500 тыс. сумов.

 

«Закрой рот и стой спокойно»

Стас Капустин кропСтанислав Капустин: «Случай, который окончательно вывел меня из себя, произошел в Самарканде. Меня остановили сотрудники дорожной инспекции и попросили представить документы на проверку. Действуя в рамках закона, я попросил сначала показать их документы.

В ответ они вытащили меня из машины, открыли багажник и начали обыскивать автомобиль. Вокруг собралось человек 50, к которым я пытался обратиться за помощью, но услышал: «Закрой рот и стой спокойно». Я понял, что нет смысла противиться и начал вести видеосъемку.

Перевернув всё в машине вверх дном, сотрудник УБДД попросил документы – права, талон, техпаспорт и страховку. Второй сотрудник запросил мой паспорт, чтобы установить личность. Я ответил, что паспорт в Ташкенте, а водительские права — равнозначный документ, идентифицирующий личность человека. Этот аргумент проигнорировали. Меня посадили в машину инспектора и повезли в участок, а мой автомобиль бросили на месте.

В участке один из сотрудников, который присутствовал при задержании, изъял мой телефон и удалил все видеозаписи. Минут через 20 дежурный вернул мне документы и сказал, что я могу идти. На мою просьбу предоставить данные инспекторов, которые меня задержали, отвезти или сопроводить назад к машине, не последовало ответа, за мной просто захлопнули дверь.

Кое-как, спрашивая дорогу у встречных жителей, я добрался до места, где осталась моя машина. Тогда я и решил приобрести видеорегистратор, чтобы обеспечить собственную безопасность».

 

Бесконечные разбирательства

На сегодняшний день Станислав ведет сразу несколько судебных разбирательств. Дело, которое ему удалось выиграть, показано в ролике под названием «Разводят на скорость. Узбекистан ГАИ ДПС».

Ситуация произошла в марте на трассе М-39 Ташкент — Самарканд, в Джизакской области. На 989 километре водитель, не нарушая правил, двигался в сторону Самарканда, когда его остановил инспектор УБДД.

Оказалось, что якобы был нарушен знак 3.24 «Ограничение максимальной скорости», ниже которого располагалась табличка 7.1.1 «Расстояние до объекта» (указывается расстояние от знака до начала опасного участка, места введения соответствующего ограничения или определенного объекта (места), находящегося впереди по ходу движения). По словам Станислава, данные знаки в совокупности не имеют смысла, потому как остановка была совершена после знака разворота (что означает прекращение действия вышеуказанного знака ограничения скорости).

Стас Капустин кропСтанислав Капустин: «Я часто езжу по этому маршруту и каждый раз вижу эти знаки. Меня останавливали на данном участке дороги три раза (в ролике зафиксирована третья остановка). Два предыдущих раза инспекторы возвращали мне права и отпускали, после того как я доказывал свою невиновность. На третий раз инспектор, по всей видимости, принципиально решил довести дело до штрафа. Но я уступать не собирался.

По моей просьбе мы сели в машину инспектора (на «торпедке» которой уже лежали два оформленных протокола) и доехали до вышеупомянутого знака. Я показал на таблицу «Расстояние до объекта» и сказал, что ее расположение здесь нелогично. Без этого знака проблема бы разрешилась.

Сотрудник УБДД стал доказывать обратное, но при этом отказывался посмотреть в протянутые мной «Правила дорожного движения», которые я ношу при себе всегда. Это и понятно – таким образом он показал бы свой непрофессионализм.

Я решил довести разбирательство до суда и попросил оформить протокол, чтобы разрешить вопрос по закону. На меня оформили штраф в размере 750 тысяч сумов. В свою очередь, я направил заявление в ГУБДД, которое перенаправило меня в районное УБДД. Так как последнее не отвечает за тот участок дороги, мы оформили акт, который перенаправил мое дело в Джизакское УБДД.

Через некоторое время меня вызвали из Ташкента в городское УБДД Джизака. Свободное время у меня было, и я сразу туда поехал. На месте мне вернули права, признали свою неправоту, и добавили, что если у меня нет претензий, я могу быть свободен. Претензии у меня, конечно же, были.

В первую очередь к тем сотрудникам, которые оформили на меня протокол и штраф. Во-вторых, я все-таки хотел, чтобы с того отрезка дороги убрали знаки, которые запутывают водителей. Кроме того, я попросил, чтобы мне возместили материальный и моральный ущерб, который в совокупности я оценил в 750 тыс. сумов.

Только через месяц мне пришло письмо о том, что штраф аннулирован, а по поводу возмещения ущерба нужно обращаться в гражданский суд. Я подал иск в гражданский суд, приложив также объяснительную инспектора, который изложил свое видение ситуации».

Стас Капустин 01 письмо кроп

 

Знаки сняли, штраф отменили

Решения суда Станислав смог добиться только через обращение в виртуальную приемную президента. Суд постановил выдать истцу 500 тысяч сумов в счет моральной компенсации и 75 тысяч государственной пошлины (сумма, потраченная при подаче иска). Материальную компенсацию было решено не выплачивать из-за отсутствия чеков, несмотря на доказательства того, что человек посещал различные ведомства, подавал заявления, оплачивал квитанции и несколько раз ездил в Джизак. Дорожные знаки на 989 километре трассы М-39 Ташкент — Самарканд, из-за которых возник конфликт, сняты.

Стас Капустин 02 письмо 03 кроп

Компенсацию удалось получить через три с половиной месяца после решения суда и через восемь месяцев с момента остановки инспектором. Несмотря на то, что суд признал правоту Станислава, в Джизакском УБДД водитель всё еще числится как правонарушитель — если он, скажем, превысит скорость хотя бы на 5 км/ч, ему грозит штраф в размере 5 МРЗП (861 200 сумов) — как за повторное правонарушение. Этот вопрос Станислав намерен решать через Генеральную прокуратуру.

 

Две беды

К сожалению, многие водители действительно недостаточно хорошо знают ПДД, свои права и обязанности. С другой стороны, среди сотрудников УБДД попадаются неквалифицированные специалисты, что красноречиво иллюстрируют ролики на канале Станислава — почти каждая записанная беседа с сотрудниками дорожной инспекции доходит до абсурда. Инспекторы не могут обосновать остановку водителя, начинают «высасывать из пальца» нарушение, обращаться к водителю панибратски, демонстрируя некомпетентность.

Есть еще одна проблема – зная, сколько нервов и сил отнимет ведение дела и преодоление бюрократических барьеров, большинство водителей предпочитает «решить всё на месте». Мало кто готов тратить время на прохождение этого «квеста»: поездки в разные учреждения, бумажная волокита, внезапные вызовы в УБДД. Это несовершенство бюрократической системы, которая подразумевает многоступенчатое решение одной проблемы.

Цель Станислава — своим примером мотивировать водителей досконально изучать и отстаивать свои права и, конечно, не нарушать ПДД, а также привлечь внимание ГУБДД к проблеме непрофессионализма сотрудников и случаев их злоупотребления служебным положением.

 

Похожие материалы
Популярное