Мировой бренд в Узбекистане: как работает франшиза «Додо Пицца Фергана»

В Фергане уже больше года действует франшиза международной сети пиццерий «Додо Пицца», а уже осенью откроется точка в Ташкенте. О том, как работает изнутри феноменально успешная система, придуманная Фёдором Овчинниковым, рассказал франчайзи Зафар Орипов.

Додо пицца 01

Фёдор Овчинников основал компанию «Додо пицца» в 2011 году в Сыктывкаре, а теперь это — международная сеть из 217 пиццерий (по данным на июль) в России, Литве, Эстонии, Казахстане, Узбекистане, Кыргызстане, Румынии, Китае и США. К 2020 году планируется открыть больше 400 пиццерий в США. Всего же к этому моменту сеть будет насчитывать более 2500 точек по всему миру. В ближайшее время открывается первая пиццерия в Великобритании.

Выручка сети за 2016 год составила 2,89 млрд рублей, что почти втрое больше показателя 2015 года (1,06 млрд рублей). Высокие темпы роста обеспечивает франчайзинг и инновационная бизнес-модель. Она основана на облачной информационной системе Dodo IS, которая управляет всем бизнесом и повышает эффективность как каждой отдельной пиццерии, так и всей сети в целом.

Взнос для франчайзи составляет 350 тыс. рублей + НДС, роялти — 3,5–5% от выручки + НДС, требования к бюджету — минимум  4,5 млн рублей. Рентабельность, по данным на сайте «Додо Пицца», составляет 15–25%, а окупаемость — от 1 года.

«Додо Пицца Фергана» открылась чуть более года назад. Ее владелец Зафар Орипов — выпускник Ферганского политехнического института в направлении экономики, Технологического института МАРА (Малайзия) по направлению бизнеса. Сотрудничал с международными организациями, в основном – с USAID и ПРООН, запустил консалтинговую фирму. Осенью Зафар планирует открыть вторую точку — уже в столице.

Додо пицца 08

Почему Фергана?

Философия Фёдора Овчинникова такова, что если ты смог построить бизнес в городе с малой численностью населения, то в большом – дело техники. Кроме Ферганы рассматривал еще Самарканд, но по некоторым причинам, в том числе из-за численности населения (нужен был город с населением менее 500 тыс. человек), выбрал Фергану. Открывая точку в Ташкенте, ни в коем случае не забросим филиал в Фергане. Более того, в планах охватить все областные центры республики.

Я не жалею о выборе города, я здесь родился, и это помогло в работе – специально для нас местные производственники изготавливают некоторые необходимые продукты (колбаса пепперони, сыр моцарелла и другие). Организовать это в Фергане мне было легче, чем где бы то ни было.

Проект себя еще не окупил, хотя с первого дня стал очень прибыльным. Рынок Ферганы тогда мне показался приближенным к ташкентскому, но я ошибся. Фергана — это индустриальный центр долины, поэтому многое здесь зависит от фабрик, заводов, больших производств. Первые три-четыре месяца был взлет в геометрической прогрессии, но когда крупные предприятия стали испытывать затруднения, это отрицательно отразилось на наших продажах. В течение первого года нас бросало из стороны в сторону. Наступил момент, когда пришлось заняться оптимизацией большинства процессов. И оказалось, что столько всего можно и нужно оптимизировать! Учась на определенных ситуациях и ошибках, мы выявили путь развития. Я благодарен этому опыту – это бесценно. В Ташкент идти уже не страшно.

Додо пицца 04

«Отец пицц»

Все думают, что название переводится как «отец пицц» (с узб. «doda» — папа, отец), так же и произносят, кстати. Редко кто интересуется и узнает, что на самом деле додо — это вымершая в XVII веке птица. Но иногда это нам даже на руку. Много шуток звучит на эту тему, что, в свою очередь, повышает лояльность. Хотя на самом деле по логотипу понятно, что додо – смешная, не умеющая летать птица, способная быстро передвигаться по земле, поэтому философию быстрой доставки можно проследить сразу. У «Додо Пиццы» есть условие: если пицца не окажется у клиента вовремя, он получает в подарок сертификат на большую пиццу.

Доставка у нас бесплатная, поэтому локацию для ташкентского филиала мы выбираем очень осторожно, чтобы выйти сначала на часть города, а потом постепенно охватить его весь. Ищем сейчас помещение в аренду, у франшизы есть куча требований – расположение, состояние здания и так далее. Также рассматриваем возможность строительства, но это долгий вариант, плюс много времени уйдет на бумажную волокиту.

Додо пиццf 09

Пицца – блюдо для компании

У нас было недопонимание с людьми, которые ни разу не пробовали пиццу, а таких оказалось очень много. Большая пицца у нас стоит от 47 до 55 тысяч сумов, маленькая — от 27до 35 тысяч. Поэтому многие думают, что у нас дорого. Тогда я объясняю, что пицца – это блюдо не для одного, а для компании. А значит, и сумма, разделенная на двоих, троих, пятерых человек уже не так страшна — выходит даже дешевле, чем один гамбургер или шаурма.

Наша основная аудитория — семейные люди от 25 до 45 лет, хотя мы предполагали, что это будет молодежь. Я очень долго ломал голову и выяснил, что наше заведение ассоциируется у ферганской молодежи со словом «дорого». Я организовал множество разнообразных ивентов, чтобы привлечь молодых посетителей, но они не становятся регулярными гостями. И третьей нашей нишей стали дети. Специально для них по выходным мы проводим мастер-классы, праздники. Ну и не обходится, конечно же, без истинных ценителей пиццы, которые заходят к нам почти каждый день.

Сейчас в моду входят масштабные проекты вроде изготовления самого длинного лаваша, самого большого плова. Мы же собираемся провести после открытия точки в Ташкенте «День пиццы», который организуют все партнеры франшизы. В этот день пиццы продаются по символическим ценам, устраиваются шоу при приготовлении, разыгрываются акции, ваучеры.

Додо пицца 05

Если пицца, то «Додо Пицца»

Вначале каждая открывшаяся точка снабжается необходимой рекламной продукцией. Потом предприниматель, исходя из возможностей и финансов, строит и адаптирует маркетинговые стратегии. Есть события, рекламные компании и акции, которые спускаются с головного офиса. Если для российских франшиз они обязательные, то для иностранных —рекомендуемые. В остальном мы свободны. Единственное, чего мы должны придерживаться (и это логично) – логотип, общий дизайн, бренд. В любое время можно связаться со специалистами из России и получить дельный совет и предложение.

На странице в Facebook у нас около 2000 подписчиков – немного, но зато активные. В своё время очень помогло в раскрутке бренда. Но больше всего мне понравился таргетинг через радио (что интересно, таким образом привлекли клиентов с окраин — как оказалось, волну слушают больше там). Самая популярная радиостанция Ферганы — «Рухсор», где мы и крутили  рекламу со слоганом «Если пицца, то ‘’Додо Пицца’’». И вот через некоторое время приезжают жители из Маргилана, Кувасая, Ташлака, Риштана. Сыграло сарафанное радио, увеличился наплыв, и где бы я ни появлялся, везде меня сопровождал тот самый лозунг.

Индивидуальный подход к каждому партнеру

У компании одинаковые требования к каждому партнеру, но иногда они идут на компромиссы исходя из специфики страны или города. К примеру, для нас были приняты специфичные решения. Формат заведений «Додо Пиццы» — подача в коробке. Это решает многие проблемы на кухне. Во-первых, нет посуды, во-вторых, во время поступления заказов не нужно ломать голову, куда идёт очередная пицца – на стол или на вынос.

Додо пицца 02

В Фергане народ не понял подобного подхода. У нас изумленно спрашивали, почему еду кладут в коробку, а не на тарелку. Другой причиной стала цена за упаковку, которая у нас намного выше. В итоге головной офис разрешил перейти на деревянные подносы внутри ресторана.

Как и во всех подобных системах, каждый месяц мы выплачиваем роялти. Сначала это были 3,5% сейчас — 4,5%. В каждой стране процент разный. Для нас это вполне удобная цифра.

Чем отличается «Додо Пицца Фергана» от российских заведений

В России в основном используют замороженные продукты, а у нас всё свежее. Поэтому рецептура для нас была немного изменена. Специально для этого приезжал технолог и адаптировал методы приготовления. Также для нас были изменены названия пицц. Есть бестселлер — пицца «Дастархан», придуманная нами. Разновидностей пицц у нас 20, в меню указано 16. Когда человек приходит впервые, глаза у него разбегаются, и он выбирает то, что ему роднее, по всей видимости.

С другой стороны, в некоторых ситуациях мы не можем что-то повторить за российскими заведениями. Например, использовать бекон, или смородину в несезон.

Додо пицца 03

Главное отличие «Додо Пиццы» от местных пиццерий

Я замечаю, что владельцы местных пиццерий читают наш сайт: используют советы оттуда, изучают блог команды «Сила ума», созданный Федором. Поэтому особых отличий нет. Но главное отличие — это наша информационная система, настолько гибкая и удобная, что промедлений с заказами не бывает. Как только клиент делает заказ, это отображается на планшете, приходит голосовое уведомление. Эти же уведомления ведут все этапы приготовления до момента сдачи блюда посетителю.

Помимо поваров, официантов и кассиров, в нашей команде четыре человеке, и мы справляемся. Думаю, для Ташкента будем открывать офис, набирать команду и на аутсорсе обслуживать некоторые механизмы работы в Фергане.

Каждый член команды знает азы приготовления пиццы. Поэтому, когда заказов слишком много и повар не успевает, грубо говоря, вытащить пиццу из печи и положить в коробку, за него это делает кассир. И я при необходимости могу заменить каждого.

Додо пицца 06

От мытья полов до франчайзи

Обязательное условие в договоре при открытии «Додо Пиццы» — обучаться всему самому, то есть франчайзи не может отправить на обучение повара или менеджера.

Начинается всё с дистанционных переговоров по скайпу. Так представители головного офиса выявляют интересы, цели, мировоззрение и философию, чтобы понять, «их» человек или нет. Через несколько месяцев принимается решение, и если оно положительное, приглашают приехать в офис в России.

Со мной вместе учились предприниматели из Кыргызстана, Эстонии и других стран СНГ. Мы в теории и на практике изучили все процессы, которые проходят во всех заведениях «Додо Пицца». Нас поселили в хостеле, обучение проходило весело, с драйвом, в дружественной атмосфере.

За два дня мы научились готовить тесто для пиццы, а потом и саму пиццу. На следующий день уже в качестве инструкторов учили следующую прибывшую группу. Идёт конкретное закрепление материала.  Мы изучали методологические учебники, разработанные основателями франшизы. Готовили пиццу, а потом сами её и ели, отвозили в детские дома.

После занятий на кухне мы мыли посуду, столы, полы и туалеты. Никто не понимал, что происходит: зачем хозяину бизнеса знать, как чистить лексаны и какой шваброй драить полы в туалете? «Нужно знать всё и периодически делать самому», — с улыбкой говорили инструкторы.

Додо пицца 07

Наше любимое слово в команде — «стандарт». Во всём должен быть стандарт – в чистоте, в блюде, в сервисе. Обучение настолько отточило мой взгляд, что изъяны теперь я вижу сразу. Во всех заведениях открытая кухня, поэтому внимание нужно уделять абсолютно всему. Помню, однажды во время обучения стоял, подперев бока. И мне запретили так стоять, потому что это поза выражает напряжение, а клиенты не должны видеть его на кухне. И просто так стоять тоже нельзя – если дела нет, то лучше найти его.

В итоге мы написали дипломную работу, проанализировав рынок того города, в котором собирались открыть точку – делали полную выкладку и впоследствии использовали ее как бизнес-план.

База знаний

В сети создана «База знаний», к которой есть доступ только у сотрудников компании и франчайзи. Там каждый день появляется новая информация – успешные практики, обновления рецептуры,  правила, стандарты и многое другое. Нас учили пользоваться базой, делать заготовки, писать конспекты. Пользуемся мы ею и сейчас, это очень удобный инструмент.

Полгода назад мне дали зеленый свет на открытие второй точки, так как Фергана показывала стабильный подъем. Не прошло и двух недель, как я уехал в столицу, чтобы решить некоторые технические моменты – продажи в Фергане упали. Вернувшись, я понял, что менеджеры не готовы к самостоятельной работе и точку в Ташкенте открывать еще рано.

Есть еще вторая часть обучения, которую я пока не прошел — она охватывает построение сети, обучение управляющих, менеджеров. Мне это как раз сейчас нужно – научиться самому и потом определить управляющего, который вместо меня будет контролировать всё в Фергане.

Фото: личный архив героя

 

Похожие материалы
Популярное