История здания: театр имени Алишера Навои в Ташкенте

Самый фотографируемый объект в Ташкенте, самое выдающееся архитектурное сооружение в городе, спроектированное самым именитым архитектором своего времени.

Спецпроект
Материал подготовлен совместно с проектом архивных фотографий «Старый Ташкент»

 

Рассказывая об архитектуре Ташкента, странно не начать с театра имени Алишера Навои, построенного, кстати, ровно 70 лет назад, в 1947 году. Но начнём издалека, с предыстории.

Место, которое нынче занимает театр и площадь со знаменитым фонтаном, было ранее известно как Воскресенский базар. Крупнейший рынок европейской части Ташкента, появившийся ещё в 70-х годах XIX века, был также популярным местом досуга — благодаря расположенным на его территории многочисленным кабакам и весьма сомнительной репутации в народе место прозвали Пьяным базаром.

navoiy theatre 011954 год, Театральная площадь

Советская власть решила проблему радикально. Базар был полностью уничтожен, а на его месте было решено построить здание для академического театра Узбекистана.

navoiy theatre 10

Проект А. Щусева

Был объявлен государственный конкурс, предлагаемые проекты публиковались в прессе и широко обсуждались. В итоге был выбран вариант, разработанный академиком Алексеем Щусевым. Ташкенту повезло, что проектом занялся автор таких культовых сооружений, как мавзолей Ленина, Казанский вокзал, станция метро «Комсомольская-кольцевая» и  гостиница «Москва».

navoiy theatre 02

1947 год, Театр оперы и балета. План академика А. Щусева

Строительство здания театра началось в 1939 году, в 1942 было прервано ввиду трудностей, связанных с военным временем. В 1944 году стройка была возобновлена. На этом этапе к строительству театра были привлечены перемещённые в ноябре 1945 года в Ташкент японские военнопленные из Квантунской армии, о чём свидетельствует памятная табличка на фасаде театра и неподдельно живой интерес к зданию японских туристов.

2016 Памятная табличкаПамятная табличка

Хотя театр был спроектированным московским архитектором, всё здание, и особенно его интерьеры — оммаж искусству узбекских зодчих и ремесленников.

Согласно плану архитекторов, каждое из шести залов-кулуаров имеет свой стиль, который отражает особенности архитектуры исторических регионов Узбекистана. В Бухарском зале ажурные орнаменты ганча наложены на зеркальные пилястры (выполнены Усто Ширином Мурадовым). В отделке Самаркандского зала использован газганский мрамор и применена двухслойная резьба — «ислими» (Кули Джалилов). Хорезмский зал украшен панно, которые повторяют резьбу по дереву хорезмских мастеров-резчиков (мастер Абдуллаев).

Для Термезского зала характерно оформление, украшавшее дворец правителя Термеза (мастер Нигматов). Ташкентский зал выполнен мастером Ташпулатом Асланкуловым, ферганский — мастером Наркузиевым. Фойе театра украшает живопись Чингиза Ахмарова. Кремовые бархатные занавеси сцены и лож расшиты узором, выполненным бухарскими золотошвеями по рисункам Щусева.

Однако театр Навои прекрасен не только архитектурой самого здания, но и всем ансамблем Театральной площади, обрамлённой с улиц Узбекистанской и Правды Востока пешеходными бульварами, украшенной помпезным фонтаном в центре и окончательно завершённой построенным через десять лет после театра зданием гостиницы «Ташкент», ещё одной архитектурной жемчужиной города. Но это уже другая история.

navoiy theatre 08

Люстра в зрительном зале. Фото: Абдумавлон Мадмусаев

 

Похожие материалы
Популярное