Кейс: Как Glotr.uz пытался копировать Alibaba, понял свои ошибки и стал популярным интернет-гипермаркетом

Руководитель Glotr.uz рассказывает о появлении проекта, первых ошибках, арбузной рекламе и монетизации проекта.

Почти десять лет назад один бизнесмен хотел запустить в Узбекистане крупный проект. Для этого ему нужно было купить оборудование. Он открыл сайт Alibaba.com, нашел там нужного поставщика, поехал в Китай, провел пару встреч и вернулся со всем необходимым.

Вместе с ним работал Рустам Мамаджанов, руководитель Glotr.uz. У них появилась мысль — в Узбекистане нет ни одного каталога товаров, из которого можно было бы выбирать. О том, что было дальше, рассказывает Рустам Мамаджанов.

Первый шаг

Начало 2010-х было сложным временем для бизнесменов, которые искали товары и услуги внутри страны. В ходу были только каталоги компаний вроде Golden Pages, и, если кому-то был нужен калькулятор, ему приходилось очень долго думать, как и где его заказать. Он открывал справочник, искал компанию, которая продает калькуляторы, звонил туда, уточнял ассортимент, что-то решал и только потом заказывал. Вот мы и подумали — было бы неплохо сделать не каталог компаний, а каталог товаров и услуг — всех услуг, которые только можно найти на рынке страны.

Соответственно, на первом этапе мы пытались подражать «Алибабе», изучали платформу, пытались понять принципы. В тот момент мы ориентировались на B2B, а затем перешли на B2C, но об этом позже.

Первая ошибка

Мы запустили проект и сразу же наткнулись на главную проблему любого молодого каталога — у нас совершенно не было контента. Какие-то компании узнавали о «Глотре», регистрировались, но ничего не публиковали. Так как на старом сайте отображались именно товары, а не названия компаний, он был практически пустым.

Тогда мы поняли свою ошибку: «Глотр» был маленьким, никому не известным проектом, посещаемость была если не нулевой, то очень низкой, а как результат — у поставщиков не было никакой мотивации тратить свое время и публиковать товары. В тот момент мы и решили менять формат, а «Глотр» постепенно стал превращаться в то, что есть сейчас.

Нам нужна была фишка — хотелось сделать так, чтобы компании сами стремились присутствовать на площадке. И со временем фишка появилась. Наши разработчики сделали платформу, через которую компании могли создавать не просто страницы, а сайты. Довольно простые, с типовым дизайном, но рабочие, полноценные сайты. Это позволило решить вопрос с наполнением, ведь если у кого-то есть сайт, он должен постоянно обновлять контент и что-нибудь там публиковать.

photo_2018-03-07_16-43-36Да, наши сайты внешне выглядят устаревшими, они не адаптированы под мобильные устройства, но все-таки это полноценные сайты, которые выполняют те же функции, что и другие. Они индексируются, у них есть домен, есть страницы, есть информация для клиентов. Сайт всегда доступен, и вы в любой момент можете обновлять его. Внешний вид устарел, но мы над этим работаем и скоро предложим клиентам сайты, которые уже отвечают современным требованиям, осталось немного.

Главным плюсом как для нас, так и для продавцов было то, что каждый опубликованный на их сайтах товар автоматически попадал в каталог «Глотра». Ну, а когда сформировался определенный минимум товаров в каждой категории, мы начали думать о привлечении покупателей. Ведь покупатели приходят только туда, где уже что-то есть.

Арбузная реклама

В самом начале мы ориентировались на B2B, но очень быстро поняли, что этот рынок интернету пока не нужен. И с 2013 года, сменив формат и дизайн, запустили вторую версию «Глотра» для B2C. Тогда же мы провели рекламную кампанию, которую многие помнят до сих пор. У нас было не так много денег, мы обращались к разным рекламным агентствам, но никто не мог показать что-то, что нам нравилось. Честно говоря, даже мой секретарь мог придумать что-то более крутое, чем многие рекламные агентства.

Нужна была интрига, хотелось сделать так, чтобы люди просто разок зашли на сайт. Кому надо — тот останется, кому нет — уйдет. И вот как-то вечером мы ели арбуз и случайно придумали тот самый слоган: «Глотр.уз — не арбуз. Зайди на сайт, убедись сам».

photo_2018-03-07_16-43-44Это было круто. Мы сразу же сделали имидж, разместили его на автобусах, купили баннеры на сайтах и в первый же день подняли посещаемость со 150 до 10 000 человек. Потом, конечно, она упала, но после кампании мы начали получать стабильные 1 500 посещений в день. Ну, а потом практически не делали никакой рекламы и думали только о развитии сайта и монетизации.

Монетизация проекта

Первый вопрос — как создать сайт? Второй — как начать продавать? Вы создаете сайт, вы есть в сети и каталоге, но это не значит, что вам сразу же начнут звонить. В нашем каталоге 10 000 компаний, и появляется вполне резонный вопрос: кого показывать первым?

Например, у нас будет 100 компаний, которые продают мебель в Ташкенте. Нужно решать, кто будет в топе. Другие проекты просто продают места, но мы пошли иначе. Место в рейтинге «Глотра» зависит не столько от того, как много вы заплатили, а от того, как хорошо вы работаете.

У нас работает рейтинговая система, оценивающая активность участников и качество их работы, формируя базовый рейтинг. Чтобы быть в топе, компании нужно постоянно обновлять информацию. Это играет на руку и нам — больше контента, и продавцам — их видят, и покупателям, которые постоянно получают новую информацию. Но дело еще в том, что просто хорошо работая и постоянно обновляя информацию, вы не окажетесь на самом верху. Вы будете высоко, вас будут видеть, но для полного топа придется купить один из тарифов.

photo_2018-03-07_16-43-24Однако тарифы не продают места, они просто добавляют немного рейтинга. Но в тарифы включается полное техобслуживание, оформление страницы и самое главное — работа с контентом, которую мы берем на себя.

В чем фишка

Представьте, что вы продавец и хотите работать в интернете. Вам нужен сайт. Вы можете заказать его за определенную сумму и дальше платить за содержание и ведение сайта. Но что будет дальше, будут ли клиенты заходить на ваш сайт? Будут ли реальные продажи или звонки. И тут выяснится, что, помимо сайта, вам нужен еще и бюджет. Бюджет на раскрутку сайта и привлечение посетителей.

Теперь представьте: вы создали свой сайт на платформе «Глотр». Оформили сайт, добавили свои товары и услуги, и ваши товары сразу отображаются в каталоге Glotr.uz. Например, вы продаете мебель и опубликовали 30 наименований своей продукции. И помимо того, что ваши товары отображаются на вашем сайте, они также отображаются и в категории «Мебель в Ташкенте».  Это означает, что будет определенный гарантированный приток клиентов. Тем более что хостинг у вас бесплатный, да и техподдержка тоже. Так что здесь есть над чем подумать.

Зачем нужен сайт, если есть соцсети

Я никогда не говорил и не скажу, что нужно пользоваться только нашим сервисом и больше ничем. Рынок диктует простые правила: надо заниматься всеми возможными ресурсами и присутствовать на всех площадках. Везде есть своя аудитория, у каждой платформы есть свои плюсы и минусы.

Если вы как предприниматель завозите в страну товары и хотите их продавать, вам нужны каналы сбыта. Да, всегда можно договориться с магазинами. Но предприниматель «в тренде» должен обращать внимание и на интернет, он популярнее, чем ТВ или газеты. Он уже давно стал самым быстрым, мощным и доступным каналом передачи информации. Соответственно, хороший предприниматель понимает, нужно ли ему там быть.

А сделать это можно по-разному. Можно выложить объявление на OLX, можно открыть страницу в Facebook или вести хороший профиль в Instagram. Но чтобы работать в интернете максимально эффективно, нужна посадочная страница, место, где посетители легко и просто найдут всю информацию о вашей компании.

Делая покупки, нужно зайти в магазин, чтобы увидеть весь ассортимент конкретного продавца. И одно рекламное предложение, конечно, ничего не расскажет. Если вы, например, продаете оборудование, и у вас 1 000 товаров, вы не сможете выставить на OLX все — вы, скорее, сделаете общее объявление, чтобы люди связывались с вами и искали что-то нужное. Для этого и нужна страница, свой сайт.

Я всегда сравниваю «Глотр» с «Абу-Сахий». Грубо говоря, у меня есть большая торговая точка с множеством магазинов, и я даю продавцам одинаковые условия. И здесь главное — не то, как выглядит магазин, а то, где он находится. Конечно, вы можете построить себе отдельный большой магазин с зеркальными потолками и эскалаторами, но если он будет где-то в районе Малой кольцевой, в него вряд ли кто-то придет. А на «Абу-Сахий» всегда есть люди. И пробки по воскресеньям. Имея там магазин 2×2 метра, вы будете делать больше денег — там уже есть свои посетители.

photo_2018-03-07_16-43-27Вы регистрируетесь, буквально за 30 минут создаете сайт, получаете техподдержку и хостинг. На бесплатном тарифе вы сможете сразу опубликовать 40 товаров и бесконечное число новостей. Вы не представляете, насколько сложно было объяснять продавцам, зачем им быть в интернете, лет пять назад. Они считали, что этот канал бесполезен, и отвечали на предложения сделать сайт словами: «Мы подумаем». Время меняется, в интернет приходят многие, но не все, и мне кажется, что это неправильно.

Эта площадка нужна тем, кто хочет быть максимально эффективным. И уже совсем скоро каждый, кто до сих пор «думает», начнет проигрывать. За интернетом не просто будущее, за ним уже настоящее.

Более 9 500 компаний в Узбекистане уже присоединились к Glotr.uz. Создайте себе бесплатный сайт или найдите необходимые товары и услуги прямо сейчас на www. Glotr.uz!
──────────

Партнерский материал

 

Похожие материалы
Популярное