Личное авто vs такси: что выгоднее?

Выгодно ли иметь свой автомобиль? Мы спросили водителя со стажем и представителя службы такси в Ташкенте, каковы плюсы и минусы владения собственным автомобилем и пользования услугами такси, а также посчитали их расходы.

такси 870

По оценке экспертов, за годы независимости обеспеченность транспортными средствами личного пользования в Узбекистане выросла в 2,4 раза. В 2015 году на 1000 жителей Узбекистана приходилось 58 автомобилей, сегодня — уже 70. По прогнозам, обеспеченность автомобилями в стране будет расти и дальше.

Выгодно ли иметь свой автомобиль? Мы спросили водителя со стажем и представителя службы такси в Ташкенте, каковы плюсы и минусы владения собственным автомобилем и пользования услугами такси.

Баходир АминджановБаходир Аминджанов, администратор группы «Водители Ташкента»

Выбор: Chevrolet Lacetti, семейное авто – Chevrolet Cobalt

Стаж: 13 лет

Объективные факторы

— Высокая мобильность. На своем авто можно поехать куда угодно и когда угодно. Личное авто здорово выручает, особенно если дело касается рабочего времени, когда нужно уложиться в обеденный перерыв или поехать куда-то за полночь – очевидно, что не надо лишний раз думать о заказном такси. А что делать тем, кто живет в отдаленных уголках столицы? Бывают случаи, когда выходишь от гостей, опять-таки, очень поздно. Очевидно преимущество тех, у кого есть личный транспорт.

— Бесценная возможность рвануть на выходные в другой город с семьей или друзьями, не подстраиваясь под даты и не думая о покупке билетов.

— Радость вождения и любовь к своему «железному коню».

Субъективные факторы

— В среднем расстояние до работы составляет 10 км. Но, помимо этого, бывают разные поручения, которые необходимо выполнять. Неотложные дела. В таких случаях километраж увеличивается в среднем до 1000 км в месяц.

— Автомобилем пользуются все члены семьи, а водитель все-таки один — я сам. Так повелось, что в нашей семье автомобилей несколько, и я ревностно отношусь к своему имуществу – пусть каждый водит свою машину.

Расходы

Я особо не заморачиваюсь на стоимости обслуживания в определенно какой-то период или сезон – как правило, после всех калькуляций, оказывается, что ездить зимой или летом для кармана почти одинаково. Мы живем в средней широте – зимой не надо покупать зимники с шипами. Наши зимы не отличаются суровостью. Но стиль езды, конечно, зависит от сезона. Зимой нужно планировать поездку заранее, и желательно, ездить намного аккуратнее, чем мы привыкли это делать летом. Ошибки водителя на влажной от осадков дороге выльются в куда более серьезные последствия, чем на сухой дороге.

Копейка рубль бережет

Я считаю себя аккуратным водителем, критически настроенным к собственному поведению. 13 лет назад, когда я только окончил автошколу, ошибок было намного больше, чем сейчас. Штрафы сыпались горой. И это хорошо. Не зря ведь говорят, что правила написаны кровью. Штрафы – это «малая кровь». В среднем нарушаю не чаще одного раза в год.

Особенности личного вождения

На дорогах сегодня остро не хватает уважительного отношения к другим участникам движения. Конечно, это не экспертное мнение. И в разных районах столицы однозначно ездят по-разному. Тем не менее, многие участники движения – неопытные, не побывавшие в затруднительных ситуациях. Очень здорово водителя отрезвляет попадание в острую критическую ситуацию, после которой бесповоротно делаешь правильные выводы. Ярко выраженное уважительное отношение к участникам движения поднимает настроение «коллегам», дает ощущение защищенности от глупых выходок и, в конце концов, просто повышает самооценку водителю. Когда в плотном потоке уступаешь место для выезда автомобилю из тесной улочки и видишь моргнувшую в благодарность «аварийку», ощущаешь себя лучше – помог другому.

Руслан СулеймановРуслан Сулейманов, заместитель директора компании Taxi.uz

Выбор: такси

Стаж: начинающий пассажир

Субъективные факторы

— Сезонность: в зимнее время года езда на собственном автомобиле – это всегда риск. Риск попасть в ДТП, уйти в занос, нарушить правила дорожного движения, повредить/поцарапать машину.

— В семье есть еще одна машина, так что меня частенько подкидывают до середины пути. Также вариант – друг/коллега со своим автомобилем, если вам по дороге и ваши графики совпадают

— Чтобы доехать до работы, нужно сменить не менее двух видов общественного транспорта.

— Жители мегаполисов хорошо знают о том, что припарковать автомобиль в городе – большая и часто неразрешимая проблема. К тому же нередко нужно платить за парковочное место. Платная парковка в Узбекистане начинается от 2000 сумов за час в зависимости от местоположения.

— Можно не терять время и уже в дороге вести дела.

— Заказать такси можно и заранее. В Taxi.uz заявку можно оформить за день до поездки.

870 пассажир такси

Бонусы

Сегодня многие службы такси имеют свой программу акций и бонусов. В Taxi.uz каждый клиент может получить до 5% бонусов от стоимости поездки.

Объективные факторы

— В 2017 году цены на автомобили производства GM Uzbekistan подняли до 40%, а это значит, что приобретение собственного авто обойдется в копеечку.

— С 15 ноября 2017 года в Узбекистане в среднем в полтора раза повысились цены на автобензин и дизельное топливо ( на АИ-80 — 3800 сумов за литр (+35,7%), АИ-91 — 4300 сумов (+43,3%), дизтопливо — 4100 сумов (+72,6%) и дизтопливо ЭКО — 4200 сумов (+71%).

— Минус заботы о парковке, минус потраченные нервы из-за пробок и различных дорожных ситуаций.

— Минус переживаний о смене резины, ремонте и продлении страховки.

— Если необходимость в автомобиле у вас возникает нечасто – 2-3 раза в неделю, когда нужно вернуться пятничным вечером домой из ресторана или отвезти тяжелые сумки из супермаркета, выгоднее пользоваться такси.

— Есть возможность выбирать автомобиль под свое настроение.

Лайфхак

Воспользоваться услугами такси очень удобно заботливым родителям, которые могут выбрать в службе ответственного водителя, который смог бы отвозить/забирать их чадо из школы. Для пущего спокойствия вы можете отслеживать маршрут водителя сами.

На что можно потратить деньги, если не на машину

На эту сумму вы спокойно можете провести незабываемый отпуск с семьей за границей, посетить красивейшие места и получить массу приятных впечатлений. Кроме того, деньги можно потратить на самообразование – это беспроигрышные инвестиции во все времена.

Сколько тратят водители и пассажиры?

— Цены на автомобили отечественного производства в Узбекистане начинается от 41 млн сумов на самый простой Matiz и превышают отметку в 220 млн сумов за Captiva и Malibu.

— Обучение в автошколе – от 2 млн сумов.

— Регистрация автомобиля – 3% от стоимости машины

— Регистрация госномера и техпаспорт – 3 МРЗП, 516 720 сумов

Сравним расходы усредненного водителя, который проезжает около 12 тыс. км в год — 20 км в день по маршруту работа — дом — работа, плюс поездки по делам, за покупками, в гости, за город и т. п. со стоимостью тех же поездок на такси.

Если раздробить этот километраж на поездки по 10 км, каждая будет стоить 13 000 сумов (6000 сумов за первые 3 км и по 1000 сумов за каждый последующий), итого 15,6 млн сумов в год.

таблица 3 такси расходы

Единоразовые расходы на авто

таблица 2 расходы

Ежегодные расходы на топливо содержание авто — 4 970 240 сумов

таблица 4 ежегодные расходы

таблица 1 такси авто

Мы отнюдь не призываем всех отказаться от личного автомобиля и пересесть на такси. Но в принципе эффективная служба такси может быть одним из способов сдерживая автомобилизации. А вы всё еще хотите купить автомобиль?

 

Похожие материалы
Популярное