Узбекистан глазами Макса Пенсона: летопись в фотографиях

Макс Пенсон – фотограф из плеяды корифеев советской фотографии 20-30-х годов прошлого века, который был принудительно вытеснен из профессии в 40-х и триумфально вернулся на выставки, в галереи и музеи в начале 90-х.

Макс Пенсон главная

Известный фотограф, фотохудожник, фотокорреспондент газеты «Правда Востока» и всесоюзного информационного агентства ТАСС Макс Захарович Пенсон родился в небогатой семье в городе Велиже Витебской губернии 17 марта 1893 года, в семье работника местной типографии.

Ребенком его отдали на обучение в переплетную мастерскую, а грамоте мальчик обучился самостоятельно. В 1911-м окончил Велижское городское училище, затем уехал в Миргород, где полгода учился в художественно-керамической школе. После поступил в художественно-промышленную школу общества имени Антокольского в Вильно.

Когда началась империалистическая война, Макс Захарович уехал в Среднюю Азию, город Коканд, где служил счетоводом и одновременно преподавал рисование в школах до конца 1917 года. До 1922 года работал в Кокандском отделе Народного образования заведующим учебно-производственными мастерскими, в 1923 году по распоряжению Наркомпроса был отозван в Ташкент. Из-за сокращения штатов уволился и работал счетоводом в табачной мастерской до 1925 года.

В Ташкенте Макс купил свой первый фотоаппарат. Это событие стало поворотным в его жизни. Фотосъемка буквально поглотила его. Пенсон сумел совместить художественные навыки, композиционное чутье и любовь к технике, стремление к новаторству. С 1925 года он начал делать фоторепортажи. Макса можно было увидеть всюду: и в далеком кишлаке, и в воинской части, и на ликбезе, и на хлопковом поле.

Летописец Средней Азии снимал Узбекистан в эпоху больших изменений. Освобождение женщин Востока, всеобщая механизация, индустриализация и коллективизация, пропаганда спорта, ликвидация безграмотности, эвакуация в годы войны, строящиеся фабрики, заводы, библиотеки, стадионы, парки, театры, институты… Никто другой не передал повседневную и парадную жизнь Ташкента тех лет так информативно, тщательно и талантливо.

В 1926 году Пенсон стал фотографом-корреспондентом в редакции газеты «Правда Востока». Его фоторепортажи были весьма популярны в Советском Союзе в 20-х и 30-х годах. Фотографии его стали занимать призовые места на всесоюзных выставках, появлялись на обложке знаменитого «Огонька». Один из номеров журнала «СССР на стройке» был полностью составлен из снимков Макса Пенсона – при том, что в издании работали светила советской фотографии во главе с Родченко и Лисицким.

Постепенно репортажные снимки становились все более и более художественными. Самая известная его фотография — портрет «Узбекской Мадонны» — получила высшую награду на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

Uzbek MadonnaПенсон любил людей, не представлял свое искусство без эмоций. Отсюда так много портретов – открытые лица, счастливые глаза. Глядя на его фотографии 30-х годов, поражаешься сакральному отношению к истории живописи, к историческому художественному наследию, которое он великолепно знал. И композиция, и свет в кадре – всё это влияние великих мастеров Возрождения. У него были и живописные произведения, и прекрасные рисунки углем. А в его снимке обнаженного человека, которого санитарка поливает водой и тело которого светится в кадре, один из художников увидел прямую связь с Леонардо да Винчи.

Стиль Пенсона сплавлен из авангарда и социалистического реализма. Обладая знанием узбекской культуры, он смог создать полноценный фотографический портрет республики. Камера Макса Пенсона документально фиксировала изменения в жизни Узбекистана, во многом помогая социалистической пропаганде, однако каждый его снимок становился метафорой, безупречной по эстетической форме. Полученные с детства художественные навыки и природное чутье обеспечили высокий уровень фотографического мышления. Эстетика его сочетала монументальность образа с легкой примитивизацией.

Существуют две особенности работ Пенсона. Первая — необычные ракурсы фотографий, объем, геометрия, ощущение пространства. Это тени физкультурников или грядки хлопкового поля, ряды военных на параде или сохнущие кирпичи — все подмечено в виде геометрических линий, создающих пространственный и эмоциональный эффект.

Работы Пенсона — это жизнь наших дедов и прадедов без прикрас, без наслоений конъюнктуры. Сергей Эйзенштейн писал, что «невозможно говорить о Фергане без упоминания вездесущего Пенсона, который прошел со своей камерой по всему Узбекистану». Пенсон сделал огромное количество фотографий. Сохранившийся архив негативов насчитывает около 50 тысяч снимков.

Penson 10 ФабрикаФабрика

Penson 11 Смех и слезыСмех и слезы

Penson 12 ОрошениеОрошение

Penson 08 БорьбаБорьба

На протяжении более чем четверти века Макс Пенсон ежедневно печатал «для себя» крупноформатные выставочные отпечатки, много экспериментировал с техникой фотопечати. Ценность отпечатков начала открываться лишь в конце 1980-х, когда был заново «переоткрыт» его архив.

40-е и 50-е годы были тяжелыми для Макса Пенсона — его отстранили от фотографии, часто вызывали для «бесед» в органы. В 1949 году он был лишен лицензии фотографа и уволен из газеты, в которой проработал больше 20 лет. Изгнанного с работы фотожурналиста агентства ТАСС, лауреата международных премий не брали на работу даже в третьеразрядную газету. На дворе стоял не самый ласковый к людям и предвзятый к евреям 1949-й год. Кругом выявляли космополитов и прочих «врагов народа». К таковым был причислен и Пенсон.

Фотограф тяжело переживал вынужденный уход с работы. 56-летний Пенсон, которого близкие и друзья характеризовали как человека энергичного, был обречен сидеть дома без любимого дела. Его настигла жесточайшая депрессия, здоровье стало ухудшаться. Макс Захарович умер в 1959 году в возрасте 66 лет.

Во время ташкентского землетрясения 1966 года фотографии Макса чуть не погибли под завалами. Из-под обломков здания их спасли дочь фотографа и ее муж. Позднее, когда речь зашла об устроении выставок, дети Пенсона поняли всю ценность негативов, которые хранились в старой квартире. Немало усилий к популяризации наследия Пенсона приложил и Московский дом фотографии во главе с Ольгой Свибловой, которая организовала множество выставок Макса Пенсона по всему миру. Теперь он — признанный художник, классик фотографии ХХ века.

Основные выставки, в которых участвовал Макс Пенсон:

1936 год. Фотоконкурс газеты «Правда». Третья премия за снимок «Сын».

1937 год. Первая Всесоюзная выставка фотоискусства, Москва. Диплом второй степени за снимок «Прием в колхоз последнего единоличника».

1944 год. Персональная выставка в Союзе художников УзССР: «Отчет за 20 лет».

1958 год. Первая республиканская выставка художественной фотографии, Ташкент. Диплом первой степени за снимки «Народный художник Исаев», «Друзья», «Дедушка».

1958 год. Всесоюзная выставка «Фотоискусство СССР за 40 лет», Москва.

1998 год. Лувр, Париж (Франция).

2000 год. Центр искусств, Москва (Россия).

2001 год. Музей фотографии Bildens Hus, Сунсвалл (Швеция).

2003 год. Московский дом фотографии, Москва (Россия).

2004 год. Штаб-квартира ООН.

2005 год. Ташкентский дом фотографии, Ташкент (Узбекистан).

2007 год. Лондон (Великобритания)

Фото: «Старый Ташкент»lj_humus

 

 

Похожие материалы
Популярное