Правила жизни: Улугбек Холматов

Предприниматель, стратег, семьянин, философ и человек с отличным чувством юмора. Правилами жизни с Kommersant.uz поделился Улугбек Холматов — основатель и управляющий клиники эстетической стоматологии Stomaservice.

Улугбек Холматов_main

 

Страсть, вера, стремление, знания и дух — вот критерии, по которым я определяю успешность. Понятия «успешный человек» и «успешный бизнесмен» стараюсь чётко разграничивать, иначе может получиться путаница. Для меня «успешный человек» — это тот, кто преуспел в семье, в личных отношениях, в домашнем уюте. Соответственно, «успешный бизнесмен» — тот, кто добился высот в деле.

Если вы начинающий предприниматель или просто целеустремленный человек, всегда прислушивайтесь к успешным людям, именно у них вы почерпнете много интересного. Когда-то я с трудом, но купил офис, сделанный по последнему слову современности. Тогда человек, который создал этот офис, сказал мне: «Дорогую вещь легче продать». Эта фраза сыграла в моей жизни очень важную роль, а имя этого человека — Линур Ислямов.

У меня было очень много препятствий, невероятно много. Бизнес сам по себе сопряжен со множеством препятствий, но чиновничий произвол, который был в 90-х годах, – это намного хуже. Второе сложнейшее препятствие, которое было за 25 лет моей предпринимательской деятельности, – это два банкротства. Настоящее банкротство, когда остаешься практически «без штанов». Я сделал большую ошибку, открыв филиалы своей клиники. Но, несмотря на всё это, нашел в себе силы двигаться дальше, так как у меня была наработанная репутация, был свой путь, своя аудитория. Сейчас клиника у меня одна — единственная и неповторимая.

Открывать филиалы или вести параллельно другой бизнес – это только распыление. Максимальный уровень, который можно достичь на этом пути — «один из многих». А тем, кто хочет стать передовиком, нужно держать в руках только один бизнес, но чтобы он был лучшим и первым в своем сегменте рынка. По молодости я не знал этого, потому и прогорел в 90-е.

Медицина – это не конвейер, здесь требуется концентрация. Все мечтают о глобализации и корпорациях, но, как оказалось, это не для меня. Ничего бы я в своей жизни не изменил, разве что не открывал бы филиалы. Воздержание от этого шага оставило бы во мне больше сил. Но, зная себя, могу сказать, что если не тогда, то когда-нибудь это всё равно бы произошло и, возможно, имело бы другие, худшие последствия. Поэтому я расцениваю это как опыт и ошибку, которую уже никогда не совершу.

Для меня незыблемы такие понятия, как честь и достоинство. Я храню их в неприкосновенности в течение всех 25 лет моей работы. Наверное, именно поэтому Stomaservice на сегодняшний день является брендом. И я культивирую эти понятия в моём коллективе, потому что они очень важны в нашей работе, да и в любой другой деятельности.

Здоровье – это самый дорогой товар. Как и у любого другого товара, у него есть срок годности. Говорят, что здоровье не купишь. Когда возникает проблема со здоровьем, каждый начинает искать специалиста, который решит эту проблему. Вопрос о цене уходит на второй план. Дэвид Рокфеллер в свой 101 год перенес шестую или седьмую операцию по трансплантации сердца. Так что здоровье еще как можно купить — если есть необходимые средства.

Деньги — лишь инструмент, деньгами не насытишься. Ими я зарабатываю себе репутацию, потому что всегда вкладываю их в бизнес. Я вкладчик, не собиратель. Свой капитал я вкладываю только в дело – в технологии, специалистов, рекламу, улучшение территории. И, если честно, финансов мне не всегда хватает – беру кредиты, залезаю в долги, чтобы покрыть расходы своего дела.

Если не Stomaservice, то… никогда не задумывался об этом. Понял для себя лишь одно – что бы я ни выбрал своим делом, я сделал бы его хорошо.

Есть несколько столпов успеха, на которых зиждется работа моей клиники: уважение к личности, внимание к клиенту, высшее качество работы. А мой личный девиз… «Не тормози, сникерсни!» (смеется). Шучу, своего девиза как такового нет.

Играю в шахматы с пяти лет и стараюсь не упустить шанса, где бы я ни был, сыграть пару партий. Эта игра лично мне помогла понять, что в жизни, как и в бизнесе, может быть невероятное количество ходов и вариантов развития событий. Самое главное — научиться просчитывать свои действия на несколько шагов наперед. Если говорить философски, шахматы помогли мне осознать, что даже если ты остался один на поле боя – игру выиграть можно.

Если бы мне 20-летнему показали картину моей нынешней жизни, я бы ни за что не поверил. Я мыслил настолько мелко, что когда мы открывали свою первую клинику на ТТЗ, у меня была цель стать одним из лучших в своём районе. Только по прошествии многих лет я стал выходить на уровень города, затем страны, а потом и международный.

Stomaservice – это семейное дело, в котором участвует вся наша семья, от млада до велика. И это хорошо, если во время работы поставлены рамки, обязательства и прочее. В противном случае всё может закончиться очень плачевно, вплоть до распада семьи. Мы эти границы соблюдаем, и в этом наш плюс. Подобное практикуется часто, приветствуется во всём мире. Например, в США люди платят на 30% налогов меньше, если занимаются бизнесом всей семьей.

На работе члены моей семьи не имеют никаких привилегий. Дети, племянники и другие родственники работают на равных со всеми моими сотрудниками. Это оговаривается при приёме на работу: если происходит какая-либо оплошность с их стороны – никаких обид не должно быть. Иначе и быть не может, потому что это будет убыток бизнесу, а значит, убыток семье. Я так объясняю своим сотрудникам: заходите на территорию клиники — забудьте о личной жизни, выходите за территорию клиники – забудьте о работе. Всё просто. Что же касается меня в семье – там я добрый, заботливый папаша. Бывает, порой и злость пробирает – не без этого.

В первую очередь надо учиться работать с людьми. Всё можно сделать – дом построить, фирму развить, кредиты брать, оборудование привозить, но самое важное – уметь работать с людьми. Кредиты мы берем, может быть, раз в пять лет, дом строим раз в 20 лет, а с людьми мы работаем каждый день. Поэтому я большое внимание уделяю социальной политике – заботе о сотрудниках, достойной зарплате, питанию на работе и так далее.

Я рекомендую начинающему предпринимателю сделать два самых главных шага. Первый шаг – это понять и утвердить пять-шесть позиций своего бизнеса, по которым он будет развиваться в дальнейшем. Второй шаг – привести территорию фирмы в надлежащий вид, оснастить необходимой техникой, найти лучших специалистов и уделять внимание рекламе. Если одно из этих направлений упустить, вряд ли получится что-то путное.

Я желаю успехов и удачи нашим предпринимателям, неважно, начинающим или состоявшимся. Когда мы только начинали, были свои препятствия – старые законы не работали, новых законов не было, у администрации были развязаны руки. Сейчас есть законы, есть защита предпринимательства, но есть другая проблема, которой не было у нас в своё время – это высокая конкуренция. Сейчас очень сложно войти на рынок без какого-либо бюджета и капитала. Однажды, когда я был в Америке, американец-бизнесмен мне сказал: «Улугбек, здесь ты уже ничего нового не откроешь. Если открывать – то должен быть либо лучшим в своем деле, либо первым с новой идеей. Других вариантов нет». Мне кажется, не только в штатах так, скоро и у нас так будет. Поэтому хотелось бы, чтобы каждый предприниматель подходил к делу с предельной ответственностью.

Фото: Абдумавлон Мадмусаев

 

Подписывайтесь на Telegram-канал Kommersant.uz и получайте свежие новости и подборки интересных материалов.

 

 

 

 

Похожие материалы
Популярное