Почему перепродажа билетов на концерт Иглесиаса закономерна и даже правильна

Оказалось, что ноль долларов за живое выступление Энрике Иглесиаса, выражаясь на экономическом жаргоне, не является равновесной ценой.

Фото: Billboard
Бехзод ХошимовБехзод Хошимов — экономист, докторант бизнес-школы Университета Висконсина в Мэдисоне. С мая 2016 года работает исследователем в Вайнартском центре предпринимательства. Имеет степень магистра экономики Университета Висконсина, степень бакалавра математики Нанянгского технологического университета в Сингапуре. Представлял команду Университета Висконсина в конкурсе за лучшее предложение в области монетарной политики, проводимом Федеральным Резервом в 2015 и 2016 годах.

Вчера знаменитый певец Энрике Иглесиас дал концерт в Ташкенте. Было объявлено, что билеты будут бесплатно распространены среди одаренной молодежи и студентов, отличившихся в учебе.

Перед концертом внимание социальных сетей и СМИ привлек тот факт, что бесплатные билеты распродавали через Интернет или знакомых. Большинство пользователей с возмущением комментировали происходящее, особенно тот факт, что бесплатные места на концерте займут теперь вовсе не талантливая молодежь, а те, кто готов больше заплатить. По слухам, за билеты просили до $400.

Оказалось, что ноль долларов за живое выступление Энрике Иглесиаса, выражаясь на экономическом жаргоне, не является равновесной ценой. Вчерашний концерт показал, что для некоторых представителей талантливой молодежи $400 в кармане более ценны, чем пара часов на концерте звезды. Аналогичным образом покупатели билетов добровольно отдают свои $400 за возможность насладиться концертом. Сделка делает и покупателя, и продавца немного богаче.

Если человек оценивает $400 выше, чем посещение концерта, и добровольно отказывается от своего места за эти $400, значит, эта транзакция ему выгодна — он стал богаче.

То есть у продавца билета была предполагаемая планка, и если бы ему предложили цену ниже, он бы предпочел пойти на концерт сам. Условно говоря, если бы ему предложили не $400, а $1, то наверняка он бы пошел на концерт, значит, «ценность» концерта для продавца была обязательно ниже, чем $400 долларов и обязательно выше, чем $1. Объем выгоды для продавца от продажи билета — это $400 минус «ценность билета». Ценность, конечно, для каждого своя.

Ценность билета на концерт Иглесиаса для любителя классической музыки, возможно, ниже, чем для слушателя попсы, и если они продали билеты по одинаковой цене, то любитель классической музыки обогатился чуть больше. Ну, а если талантливый студент, которому вручили бесплатный билет, решил все-таки пойти на концерт, можно считать, что он заплатил все $400.

То же самое с покупателем: если кто-то готов заплатить $400, значит, «ценность» этого концерта обязательно больше, чем $400, то есть и покупатель стал богаче. Можно с уверенностью сказать, что все, кто был на концерте, вышли оттуда немного богаче, как и те, кто имел билеты, но туда не пошел. Именно так должны работать свободные рынки, и если не было правовых или моральных санкций за продажу билетов, то общество от этого только выигрывает.

Схожая ситуация произошла с известным комиком Джеем Лено. В 2009 году, во время финансового кризиса, Лено — большой автолюбитель — решил устроить два бесплатных шоу для безработных инженеров- автомобилестроителей под Детройтом. Некоторые из безработных, получивших бесплатные билеты, пытались продать их на eBay по $800.

tonight-show-with-jay-leno-2Фото: Variety

Когда Лено узнал об этом, он заставил eBay снять эти билеты с продажи. Кажется, что препятствование перепродаже билетов было корыстным: если бы в тот вечер зрителями его шоу были более зажиточные жители Детройта, а не безработные, щедрый жест мог показаться недостаточно альтруистическим. Другими словами, он заставил безработных людей смотреть его шоу, хотя перепродажа билетов для некоторых из них была выгодней.

С точки зрения общественного блага нельзя возражать против перепродажи билетов выше номинала, но, конечно, лучше, если выгода от высокой цены билета достается артисту, а не спекулянтам.

 

Похожие материалы
Популярное