Мухаммас Тинькову: как развивать себя предпринимателю в Узбекистане

Рекомендации по саморазвитию, вдохновленные главой из книги Олега Тинькова "Как стать бизнесменом".

тинькоф

Динара ДултаеваДинара Дултаева — основатель издательского дома Dinara&Co, главный редактор журнала Visit Uzbekistan. Более 15 лет работы в медиа, PR, продвижении национальной культуры и искусства, издательских проектах в Узбекистане и за рубежом.

Выпускница Кардиффского университета Великобритании. Преподавала и продолжает сотрудничество с Сингапурским институтом развития менеджмента в Ташкенте, Национальным университетом имени Мирзо Улугбека, Узбекским государственным университетом мировых языков. 

У меня был друг-предприниматель. Каждый раз, когда я видела у него в блокноте планы на день, первым пунктом было написано: саморазвитие. К слову, он бросил престижный вуз, чтобы развивать свой бизнес. О том, что лучший способ вложить 10 тысяч долларов — это инвестирование в себя и свое образование, есть известная притча. А вчера я слушала подкаст (пересказ последней книги Роберта Кийосаки) о том, что пятый из семи уровней инвестора — это, опять же, человек, инвестирующий в себя.

олег тиньков книгаПри этом на 200-й странице книги Олега Тинькова «Как стать бизнесменом» (которую, кстати, я рекордно «проглотила» за один день) я вдруг задумалась… Он приводит список 10 лучших бизнес-книг, которые он прочитал. Села составлять свой. Запнулась на пятой. Не то чтобы я редко читаю, но, похоже, не всё запоминаю и не всё могу рекомендовать к прочтению. К тому же на нашем рынке не очень развито предложение по современным книгам…

Тем не менее хотелось бы написать «мухаммас» (ответ или произведение, вдохновленное другим автором) на главу из книги Тинькова “Как предпринимателю развивать себя”. Впитывая передовой мировой опыт, он делится рекомендациями для российского бизнеса, а я в свою очередь хочу “локализовать” эти идеи.

Новости

В 2012 году Тиньков писал, что нужно читать много бизнес-изданий, ночью просматривать новости, быть в курсе всего. В Узбекистане в 2017 году нужно как минимум подписаться на телеграм-каналы ключевых новостных сайтов и в качестве бонуса — на телеграм-канал президента. Политические новости — это наше все. Большой прорыв на медийном пространстве, одновременная активизация сразу десятков ньюс-мейкеров как среди политиков, так и предпринимателей, налицо. А держать нос по ветру, гибко реагировать на изменения, нет, на огромную динамику изменений в стране, — это значит каждый день иметь шанс “проснуться успешным”.

Еще очень важно, на мой взгляд, смотреть программу «Тахлилнома», благо теперь есть телеканал O’zbekiston 24, где главного ньюсмейкера можно видеть вживую, иногда даже в прямом эфире. Ключевое слово тут “смотреть”. То, что говорят за кадром, как правило (и к сожалению), чаще всего или банально, или простая констатация, или вы это уже давно прочитали в том же телеграм-канале президента. Зато полезно внимательно смотреть. Если это, например, саммит — на тех, кто именно там присутствует, в какой последовательности сидит, какое выражение лица, кто после саммита дает интервью. Словом, анализировать. Это всегда интересно, к тому же развивает память.

uzbekistan24Кадр из выступления Шавката Мирзиёева на 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке, uzbekistan24.uz

Тиньков читает какие-то газеты и бизнес-журналы (хотя он, похоже, тоже иногда преувеличивает). У нас полезнее читать социальные сети трендсеттеров в бизнесе и политике. Иногда даже полезно писать свои мысли о развитии. Могут даже позвонить из правительства, попросить еще идей. Общественный диалог в действии.

 

Чтение книг

Тиньков говорит что читает четыре-пять книг в год. На месте его редактора или пресс-секретаря я бы вообще не позволила это упоминать. Топ-менеджер в среднем читает 60 книг в год, это мировая статистика. Это как отжимания делать. Нужна регулярность.

Среди наших бизнесменов есть хороший тренд на чтение. Благодаря Bookcafe, скорее всего. Даже те, кто не так много читает, знают имена популярных бизнес-гуру, приводят цитаты и всегда много анализируют, находят аналогии для своего бизнеса из практически любого примера.

Еще Тиньков пишет, что 40% прочитанного — художественная литература, и приводит список прочитанной им классики. Сейчас я читаю только бизнес-литературу, может, потому что я перечитала много классики в детстве, или просто такой период в жизни. Когда тянет на легкое, читаю бизнес-книги с элементами художественного сюжета. Последний раз попыталась начать нашумевшего Салмана Рушди, мне примерно на 10-й странице стало не по себе. Мода модой, а вероятность того, что буду с кем-то обсуждать последние романы, равна нулю.

Опять же, доступность разнообразной литературы (наличие книг и разветвленность сетей магазинов) сильно влияет на культуру чтения. Мы хотим повышать эту культуру, но чисто на рыночном уровне спрос очень ограничен. Чтобы купить эту книгу Тинькова, я недели две пыталась выкроить время, чтобы заглянуть в единственный известный мне магазин с широким ассортиментом в Ташкенте — «Книжный мир», и купить ее по цене чуть меньшей, чем МРЗП в стране. Про онлайн-покупку я вообще не говорю, хотя вот MyTaxi Express и Days начали хорошее дело.

На английском языке современную литературу пока найти сложно. Это при том, что выросло целое поколение молодежи, которое знает только родной узбекский и иностранный английский. Сеть «Китоб олами», к сожалению, пока в достаточно серьезном мисменеджменте — отсутствии стратегии и соблюдения базовых правил ритейла. Тогда как именно эта сеть имела (и, надеюсь, еще получит) все шансы стать аналогом британского Waterstones, американского Barnes and Nobles или как минимум казахского «Меломана».

китоб олами 01Фото: kitobolami.uz

Кино и искусство в целом

Тиньков рекомендует смотреть фестивальное кино, кроме «Волка с Уолл-стрит». Для меня фестивальное кино очень далеко. И вряд ли в Узбекистане есть смысл ходить в кинотеатры. За исключением случаев, когда ими владеете вы или ваш друг. Предложение очень ограничено, маркетинг практически нулевой. Вместо этого я предпочитаю покупать современное искусство.

Многие бизнесмены в Узбекистане — коллекционеры. Кто-то собирает картины, кто-то керамику. Есть те, кто создает собственное “наследие”, поддерживая таланты в бизнесе или других начинаниях. Есть те, кто коллекционирует лошадей или ездит на соколиную/лисью/прочую охоту. И, конечно, велика доля тех, кто банально меняет автомобили или вкладывает в недвижимость, увлекается дизайном интерьера. Увлечение — неотъемлемая часть характера любого предпринимателя. Увлеченность жизнью — главная мотивация.

 

Светская жизнь

Мне кажется, все эти рассказы Тинькова о том, что надо регулярно ходить на культурные мероприятия, сводятся к тому, что “приличный бизнесмен должен уметь поддержать разговор на тему культуры”.

У нас театральная жизнь еще ожидает своего подъема, хотя уже происходят отдельные события, достойные войти в тренд. Как, например, Open Air у театра Навои. Благо президент поощрил меценатство и инициировал целый ряд мер по поддержке творческой интеллигенции.

Open Air 04

И светская жизнь тоже потихоньку разнообразится. Показы, приемы, выставки, частные галереи, модные пятизвездочные отели и рестораны, кофейни с прогрессивными интерьерами и мероприятиями.

Лично мое правило: я хожу на концерты, приемы или показы как на работу. Во-первых, в силу того, что они и были для меня в свое время работой и я все еще имею привычку наблюдать за уровнем ивент-менеджмента и отточенности каждой детали (к моему стыду, даже на свадьбах сижу и даю оценку сценарию, работе фотографа, оформителя, стоило ли привлекать ивент-агентство, какая рассадка и, самое главное, насколько интересно или скучно или дискомфортно сейчас главным виновникам торжества). Во-вторых, я хожу на мероприятия в основном ради общения. Всегда есть шанс как минимум на одно полезное знакомство. Человек бизнеса просто не может позволить себе не вращаться в своих и новых кругах, не держать руку на пульсе сарафанного радио.

Как сказано в той же книге, из своего кабинета ничего не увидишь. Нужно путешествовать, посещать мероприятия, общаться с людьми.

 

Путешествия

Начав бизнес, я открыла для себя целый новый мир путешествий по бизнесу. Это настолько интересно, на грани с волшебством. Новые страны сами по себе интересны, но когда там еще надо найти нужных людей, о чем-то договориться или сделать совместный проект, азарт и стремление эффективно использовать каждую минуту возрастают до невозможности. Каждая поездка для меня становится инвестицией. Любой магазин, ресторан, отель, архитектура, привычки людей, обслуживание, общение даже с незнакомыми людьми — это наблюдения, сравнения, анализ, новые идеи, которые рано или поздно всегда пригождаются в бизнесе. И, самое главное, вдохновение. Стимул двигаться к новым вершинам. Мечтать и добиваться.

Динара Дултаева МИДС делегацией бизнес-лидеров 15 стран в Лондоне 

Метафизика

Больше всего мне в книге понравилось упоминание метафизики. Я никак не могла подобрать слово. Интуиция, энергия, личная сила, харизма, магия, секрет, притяжение… У Тинькова это называется метафизикой. Действительно, успешный бизнесмен всегда не такой как все. Немного фантазер, настоящий мечтатель, верит в то, во что никто не верит, имеет свои никому не понятные правила, работает очень много и добивается поставленной цели. При этом раскусить и описать в двух словах его секрет практически невозможно. Наверное, потому что он живет в другом измерении, в «потоке», время для них сжимается.

Самое главное — жить по своим правилам. Ведь всё, что нас окружает, создаем мы сами. В первую очередь в своем сознании.

 

Похожие материалы
Популярное