О бизнес-этике, наивности и джентльменах

Бизнес-этика подразумевает четкую постановку целей с обеих сторон и их исполнение. На деле же, к сожалению, в большинстве случаев принципы бизнес-этики заканчиваются на этапе визуальных элементов презентабельности.

бизнес-этика_превью4

 

Когда запускаешь проект или открываешь свой бизнес, кажется, что есть только ты, твой бизнес и прямая линия к цели. Само собой, потом прямая линия становится извилистой, бизнес штормит из стороны в сторону, меняются цели и сферы деятельности. Конечно, не у всех так получается, и не все через это проходят. Между началом и финалом есть процесс, который так или иначе связан партнерскими взаимоотношениями и бизнес-связями. И вот тут рано или поздно встает вопрос о роли бизнес-этики в общении между предпринимателями.

Когда мы говорим о бизнес-этике, что в первую очередь приходит на ум? Дорогой костюм, запоминающийся дизайн визитной карточки, грамотная и поставленная речь и красочная презентация компании, продукта или услуги с анимацией и раздаточным материалом. Но это все – составляющие делового этикета (не этики), первого впечатления и общих правил хорошего тона. Все это очень важно, но давайте немного поразмышляем о бизнес-этике, а именно о взаимоотношениях между партнерами.

Классика бизнес-отношений говорит нам, что краеугольный камень в бизнесе – это честность, уважение к букве договора, соблюдение соглашений и обязательств. Бизнес-этика подразумевает минимум эмоций, четкую постановку целей с обеих сторон и их исполнение. На деле же, к сожалению, в большинстве случаев принципы бизнес-этики заканчиваются именно на этапе визуальных элементов презентабельности и первого впечатления. Потому что всегда проще и веселее пустить пыль в глаза, а не следить за такой рутиной, как постатейное выполнение обязательств и контроль.

Как пример из жизни: представьте, что вы провели переговоры и устно договорились по ряду пунктов, которые должны быть исполнены обеими сторонами в определенный срок. Пожали руки, выпили чаю. Все замечательно, вас хлопают по плечу и сулят замечательное партнерство. Подписано обобщенное соглашение о партнерстве, которое, по сути, значит не больше, чем устное джентльменское соглашение. Когда вы все же заикнулись о заключении полноценного соглашения с правами, обязанностями и последствиями, вам с улыбкой говорят, что это сейчас нужно будет долго согласовывать, потеряется время, уже же договорились, пожали руки и вообще «зуб даю».

В такие моменты, несмотря на первоначальную эйфорию, всегда есть выбор: или поверить на слово, или настаивать на заключении полноценного соглашения. Порой, особенно в условиях цейтнота, приходиться верить на слово и надеяться, что устные договоренности будут иметь силу и остается только немного подождать и просто работать. В итоге работа в рамках партнерского соглашения выполнена лишь одной стороной. В воздухе повис немой вопрос об обязательствах другой стороны. На что другая сторона, по тем или иным своим причинам, желает хорошего настроения и призывает держаться. Ничего не доказать, обобщенное соглашение можно сжечь, устные обязательства были исполнены только с одной стороны.

Так ему и надо, скажете вы. Нельзя быть наивным в бизнесе. Согласен. Нельзя. Но говорит ли это о том, что все мы всегда верим и сотрудничаем только тогда, когда это документально закреплено или о том, что ценность данного человеком слова уже обесценена и джентльменские соглашения в бизнесе – это всегда рулетка? Ответить на этот вопрос каждому придется самостоятельно. Кому-то проще работать на честном слове, кто-то не заморачивается такими сложностями, как бизнес-этика, кому-то удобнее договориться за чашкой чая и пожать руки.

Но лично я считаю, что нужно изначально серьезно и ответственно относиться даже к простому меморандуму о сотрудничестве. По сути, это есть закрепление джентльменских договоренностей на словах. Если обе стороны изначально пришли к мнению, что хотят сотрудничать, вот в этот самый момент начинает действовать обоюдная ответственность за сказанные слова, которая в итоге показывает нам, кто мы: джентльмены или наивные люди.

 

Подписывайтесь на Telegram-канал Kommersant.uz и получайте свежие новости и подборки интересных материалов.

 

 

 

Похожие материалы
Популярное