Можем ли мы производить стиральный порошок, не уступающий импортному?

В Узбекистане имеется все необходимое для производства стирального порошка и другой бытовой химии. Однако покупатели предпочитают импортный порошок из Турции и России. Кому выгодно закупать продукцию из-за рубежа и почему мы не выдерживаем конкуренции?

Можем ли мы производить стиральный порошок, не уступающий импортному

Какие расходы в семейном бюджете не меняются из месяца в месяц? Продукты — само собой: хлеб, мясо, молоко, крупы, овощи, фрукты  и т. д. И это понятно — нам ежедневно нужно что-то есть, чтобы жить.

Но есть статья расходов, которая не всегда учитывается как жизненно необходимая, но занимает существенную часть бюджета. Это бытовая химия — стиральный порошок, зубная паста и другие моющие и чистящие средства.

Возьмем для примера стиральный порошок. Ежегодно по статистическим данным  население расходует до 200 000 тонн порошка. Эта цифра получена из утвержденных санитарно-гигиенических норм, составляющих от трех до шести пачек порошка на одного человека в  год в зависимости от возраста (кстати, в США и странах Европы это количество достигает 15 кг в год). Для этих нужд наше государство ежегодно выделят сотни миллиардов сумов.

Хозяйки предпочитают импортный порошок из Турции и России, так как по качеству он намного превосходит товар местного производства.

Почему же это происходит?

Наши стиральные порошки производятся по устаревшим технологиям первой половины прошлого века. Весь этот товар идет на внутренний рынок, так как для экспорта он не годится из-за  недостаточно высокого качества.

Но хозяева этих заводов не обеспокоены отсутствием экспорта — им достаточно тех огромных средств, которые государство выделяет на закупку стиральных порошков.

А ведь в соседних с нами пяти странах современных заводов стиральных порошков тоже нет. Если построить современные заводы, можно будет занять рынки этих стран.

В чем же дело? Основной компонент стиральных порошков — кальцинированная сода — производится на предприятии «Кунград содовый завод». Все мировые лидеры производят стиральные порошки и сыпучие моющие средства по новой технологии на основе кальцинированной соды. Но эти технологии не освоены нашей промышленностью.

Такая же ситуация наблюдается с другими составляющими:  каустическая сода производится на заводе «Навои азот», но в небольших объемах — только для собственных нужд и НГМК, и только  в жидком виде. Если перейти на выпуск в твердом виде, то можно конкурировать с другими мировыми производителями. Сейчас в Китае каустическая сода продается по цене около 300 $/t, а у нас на бирже (Uzex.uz) выставлена на продажу по девять миллионов сумов.

Аналогичная ситуация с хлоридом калия, выпускаемым  на «Дехканабадском заводе калийных удобрений» только для сельхозназначений. Если внести небольшие изменения в технологию производства, то можно было бы конкурировать с российским заводом «Урал калий», попутно перерабатывая миллионы тонн отходов.

Сейчас в стране существует только одна структура, решающая все вопросы касательно химической отрасли, —  «Узкимёсаноат».  Но ее деятельность относится в основном к аграрному сектору.

Давно уже назрела необходимость в создании отдельной структуры, которая займется созданием новых технологий и производством товаров на основе местных ресурсов в  области бытовой химии и санитарно-гигиенических товаров.

Для организации производства нужно строить новые заводы, создать технологии исходя из местных объективных обстоятельств и возможностей.

Требуется провести  маркетинговые исследования новых рынков и новых видов промышленной продукции, заняться подготовкой кадров и т.д. — все это предстоит  решить новой структуре.

 

Похожие материалы
Популярное