Воду в арыки! Ни ТЧСЖ, ни махаллинский комитет не помогают

Житель Ташкента Артур Нарбеков рассказывает о своей попытке привлечь ТЧСЖ и махаллинский комитет к восстановлению арыков в городе.

арыки fb шаблон

Меня зовут Артур, мне 29 лет. Я решил проявить гражданскую инициативу и наладить систему арыков в районах города Ташкента. Цель — озеленение города и жилых массивов.

Ранее я описывал проблему озеленения нашего города, в частности, моего района Чиланзар-3. Сегодня Чиланзарский район — это самое зелено «пятно» на карте Ташкента.

Но при более близком рассмотрении район выглядит плачевно. После сноса огородов многие палисадники в заброшенном состоянии, массив затухает от жары и пыли. Деревья испытывают нехватку воды, болеют и высыхают, не говоря уже о молодых побегах, у которых просто нет шансов взрасти. В общем, обстановка печальная.

В Ташкенте нарушена система арыков, многие из них завалены мусором, но в целом они в хорошем состоянии. Я подумал, что можно организовать инициативную группу и заняться этим вопросом. Если мы восстановим систему арыков, представьте, наши дворы снова станут зелеными и красивыми!

 

Проблемы

Сначала я хотел лишь привлечь общественность и административные ресурсы, которые помогут решить проблему.

Пытался понять, почему эта проблема существует? Я общался с местными жителями, ходил в ТЧСЖ и махаллинский комитет, писал письма в ЕПИГУ, рассуждал на эту тему с друзьями, читал отзывы и комментарии под своими видео и публикациями.

Чтобы понять, необходимо немного вернуться в прошлое и узнать историю, ведь многие рассказывали, как раньше вода журчала в арыках, люди поливали огороды, купались и пускали кораблики…

Ситуация изменилась с приходом ТЧСЖ и принятым законом. Парадокс в том, что принятые реформы были преждевременными. Закон о ТЧСЖ наделяет правами граждан, которые, по сути, не были готовы к этому. Гражданское общество, на которое опираются данные реформы, не проявило должной активности, а бюрократическая машина, нехватка средств, пассивность граждан взрастили сегодняшнюю неэффективную систему.

арыки 02

ТЧСЖ — это лишь часть системы, единого организма, которая не может функционировать и не зависеть от других её «частей».

Пассивность граждан обусловлена рядом событий. Снос гражданский насаждений, палисадников и огородов на первых этажах — в очень грубой форме, без предупреждений и обсуждений, а самое главное, без альтернатив. Такие решения — инфекция для гражданского общества.

Я заходил к жильцам первых этажей и спрашивал, почему они не занимаются своим палисадником? Ответы сводились к тому, что граждане не верят в стабильность и силу своих прав, поэтому не благоустраивают не только район, но и территории у дома.

 

quotes_miniГраждане не застрахованы от решения хокимията, которое в любой момент может уничтожить то, что было сделано с любовью, своим трудом и руками.

 

Пассивность не создает благоприятного климата для нормального функционирования закона о ТЧСЖ. В свою очередь, ТЧСЖ не рассчитывает на гражданскую инициативу, превратившись в исполнительный аппарат хокимията. По указке хокимията ТЧСЖ исполняет поручения без всякого анализа или обсуждения с гражданами.

В ТЧСЖ не хватает ресурсов и специалистов. Механизм работы не обладает необходимой гибкостью. Обремененное текущими задачами ТЧСЖ не находит сил и желания поддерживать гражданские инициативы, избегая бюрократической ответственности.

Директор ТЧСЖ отфутболила меня в махаллинский комитет, сказав, что у нее нет времени даже выслушать меня.

Как раз тогда мои запросы в ЕПИГУ дали результаты. Первый звонок был из Главного управления по благоустройству города Ташкента.

Полная запись телефонного разговора.

Суть разговора:

— ГУБ г. Ташкента не занимается этими вопросами. Меня перенаправили в ТЧСЖ. Представитель ГУБ опроверг мой аргумент, что ТЧСЖ не обладает соответствующими ресурсами, и привел в пример другие ТЧСЖ, которые достаточно эффективны.

— Система арыков устарела и должна служить только сбору и отводу сточных вод.

— Я предложил свое решение — систему трубного полива. Но столкнулся со скепсисом и не получил никаких ответных аргументов.

Далее со мной связался и предложил встретиться представитель Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды. Сотрудники организации приехали в мой район, я еще раз изложил им суть моего предложения, показал на местности, как обстоят дела. Сотрудники комитета поддержали мою инициативу. Мы прошли в ТЧСЖ в надежде на коллективное обсуждение, но не встретили заинтересованности. Более того, в присутствии представителей комитета в ТЧСЖ отрицали, что проблема есть.

Оказалось, что в каждом доме по согласованию с жильцами в подвалах устанавливаются краны с отдельным счетчиком учета воды. Эти краны используют для полива. Питьевой водой! Расход делится между жильцами и вносится в ежемесячные обязательные платежи. Без всякого стеснения сотрудники ТЧСЖ предлагали подобную альтернативу, что еще раз подчеркивает их некомпетентность и устаревшие взгляды.

арыки 03

Сотрудники комитета по экологии составили акт встречи, директор ТЧСЖ при нас позвонила одному из жильцов первого этажа и вписала на его имя кран как поливочный. Получилась обычная бюрократическая отмашка.

Не обладая полномочиями, представители комитета выразили надежду, что я добьюсь результата в этом деле. Я озвучил идею трубной системы полива, и они предложили средства на ее реализацию — до 100 млн сумов! При условии, что это будет согласованный проект между ТЧСЖ, махаллинским комитетом и хокимиятом. В душе еще ярче загорелся огонек надежды…

Потом я получил от них письмо, где сообщалось что, изучив мое предложение, они направили его в хокимият Чиланзарского района.

Спустя некоторое время мне снова позвонили из ГУБ, мы договорились о встрече. Снова пришли в ТЧСЖ, пытались обсудить с ними вопрос. Но ТЧСЖ вновь отправило нас в махаллинский комитет.

Я как гражданин смутно понимаю предназначение махаллинского комитета как организации и тем более не понимаю, как он может помочь мне в решении проблемы с арыками.

Определение из Интернета: «Махалля — хранительница узбекских традиций. Это система отношений между жителями одного квартала, которая существовала в Узбекистане на протяжении многих веков и значительно повлияла на узбекские традиции и быт. В некотором роде это форма общины, объединенной на небольшой территории».

Я подумал, может, это и хорошо, ведь арыки — это часть нашей культуры, на протяжении веков они доставляли воду в засушливые регионы.

К сожалению, при встрече с председателем махаллинского комитета я услышал лишь обвинения в свой адрес, якобы мне просто делать нечего и, мол, попробуй сам поработай в этой структуре и пойми все проблемы изнутри. Сотрудники ГУБ набросали акт встречи и постарались быстрее его подписать.

Я возразил, что предлагаю данную инициативу из лучших побуждений, но услышал, что ситуацию исправить невозможно, ибо у махаллинского комитета нет ресурсов. Когда я сообщил, что нашел средства на реализацию проекта, мне заявили, что не хотят брать ответственность на себя, отчитываться за эти деньги и так далее… И предложили обратиться напрямую в хокимият.

Я планировал сначала найти решение совместно с ТЧСЖ и махаллинским комитетом, а уже потом обратиться в хокимият с предложением. Но после их отказа видеть проблему я понял, что это невозможно.

Тем не менее я настоял на повторной встрече в надежде, что смогу убедить эти организации содействовать моей инициативе. О результатах сообщу вам позже…

 

Итог

Органы самоуправления на местах настроены очень категорично и невосприимчивы к гражданским инициативам. Они нацелены только на исполнение поручений сверху, на удобство верхов, а не граждан. Между ведомствами не налажены коммуникации, нет общего видения их задач как единого организма, системы. Занимаются исключительно внутренними вопросами, на границе общих задач стараются просто перекинуть проблему на другую сторону.

Например, на вопрос «Почему нет воды в арыках?» ТЧСЖ отвечает, что ее негде брать. Что канал в нашем районе — не в их ведомстве, а насос (который ранее принадлежал нашему району) теперь принадлежит близлежащему парку. Хотя соседнему ТЧСЖ ничто не помешало использовать этот насос для подачи воды в арыки своего района.

Вопросов на самом деле не так уж и много. Очень важен человеческий фактор, который пока играет не в пользу граждан.

Я создал проект под названием «Новый гражданин». Его глобальная цель — реформа гражданского общества, сознания людей и общества в целом. Я уверен, что нас много — граждан, которые хотят изменить жизнь к лучшему. В рамках проекта будем обсуждать инициативы, проблемы, связанные с их реализаций, установим общественный контроль над исполнительными органами. Создадим условия для формирования нового гражданина!

Буду признателен за отзывы, предложения и комментарии.

 

Похожие материалы
Популярное