05.Апр.2011

Составляем бизнес-план

БП

Успех в бизнесе - это результат планирования. Сегодня мы поговорим о процедуре составления самого важного документа будущего бизнеса - бизнес-плана. К сожалению, многие предприниматели недооценивают его роль и значение в построении бизнеса. Вместе с тем именно грамотно составленный бизнес-план имеет большое значение в деле привлечения инвесторов и получения разного рода кредитов. Эксперт Коммерсант.Уз помогает разобраться в этом непростом вопросе.

Написание бизнес-плана - первый важный шаг в  построении своего бизнеса. Бизнес-план  представляет собой краткое изложение на бумаге всего того, что представляет из себя ваш бизнес: каковы его активы и пассивы, механизмы получения прибыли. Он точно отражает, с чего вы собираетесь начать свой бизнес, как и когда вы планируете выполнить поставленные цели - получение определенной прибыли.

Составить грамотный бизнес-план - это половина успеха. Любой предприниматель знает, насколько важно составить бизнес-план грамотно, ведь именно он послужит визитной карточкой при обращении в банк за кредитом или к потенциальным инвесторам.

Бизнес план При подготовке бизнес-плана необходимо решить: какую цель (цели) вы преследуете этой разработкой и постараться сформулировать ее в письменной форме. Цели разработки могут быть, например, такими:

- уяснить себе степень реальности достижения обозначенных результатов в завершенном проекте или техническом решении;

- убедить партнера по бизнесу в реальности достижения определенных качественных или количественных показателей предлагаемого бизнес-проекта;

- подготовить общественное мнение к акционированию предприятия по предлагаемой схеме, которую автор считает оптимальной;

- доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации существующего или создания нового предприятия;

- для привлечения внимания и усиления заинтересованности потенциального инвестора.

Многие предприниматели используют бизнес-план не только для планирования своей будущей деятельности, но также для получения кредита.

Современная классификация бизнес-планов предусматривает их разделение на четыре отдельные группы:

- мини бизнес-планы;

- рабочие бизнес-планы;

- презентационные бизнес-планы;

- электронные бизнес-планы.

Каждый вид бизнес-плана разрабатывается под конкретные цели и предполагает свою норму затрат труда.

Отметим, что вид, форма, структура и наполнение бизнес-плана уникальны не только для каждого направления предпринимательской деятельности, но и для каждой конкретной ситуации. Таким образом, бизнес-планы имеют существенные различия в размере, оформлении документа, содержании и ряде других факторов, определяемых ситуациями в различных сферах бизнеса.

Для обеспечения значимого эффекта от воздействия разработанного бизнес-плана необходимо правильно выбрать его вид. Несомненно, каждый разработчик старается представить свой бизнес в самом выгодном свете, вне зависимости от того, предназначен ли бизнес-план для внутреннего использования или должен быть представлен потенциальным инвесторам для того, чтобы убедить их вложить средства в проект. Структура и содержание бизнес-плана должны быть выдержаны в том же ключе. Только отражающий все положительные стороны бизнес-план имеет высокие шансы на адекватное рассмотрение. Рассмотрим основные рекомендации по составлению каждого вида бизнес-плана.

Мини бизнес-план

Основное внимание необходимо сосредоточить на концепции бизнеса, его финансовых показателях, маркетинговом плане, финансовой отчетности и движении ликвидности, отображении доходов и бухгалтерском балансе. Такое наполнение способно четко и ясно представить потенциальному инвестору или партнеру концепцию бизнеса, текущее состояние предприятия и финансовые перспективы сотрудничества. Дальнейшее оформление планов также может быть построено на таком фундаменте.

Отметим, что использование мини бизнес-плана эффективно только при его соответствии назначению. Он не может послужить заменой полноценного бизнес-плана и не должен представляться вниманию инвесторов, ожидающих более серьезного уровня проработки.

Рабочий бизнес-план

В случае разработки рабочего бизнес-плана для внутреннего пользователя, можно упустить ряд моментов, не важных для тех, кому вы его презентуете. Можно опустить целые разделы, которые нужны в основном для "правильности", полноты оформления документа. Формат представления рабочего бизнес-плана не является жестко заданным и может не соответствовать критериям презентационной привлекательности. Этот вид планирования обычно выполняет чисто утилитарную роль: от него требуется только соблюдение структурности, четкости и достоверности изложенного материала. Рабочий бизнес-план должен доносить основные мысли, идеи и итоговые показатели. Всё остальное не столь важно.

Презентационный бизнес-план

Бизнес план В отличие от предыдущей концепции, презентационная привлекательность очень важна при демонстрации плана потенциальным инвесторам, кредиторам и возможным партнерам. К четкости рабочего бизнес-плана тут необходимо добавить соответствующее внешнее оформление, способное представить информацию о компании доступно, понятно и в выгодном свете.

Информационная составляющая также должна быть отформатирована соответствующим образом. Обязательно использование деловой лексики, при этом желательно выдержать единый стиль изложения документа. Необходимо также помнить, что целевая аудитория в этом случае не знакома с особенностями финансово-хозяйственной деятельности предприятия, а возможно и вцелом с рынком, на котором вы работаете. Поэтому старайтесь избегать профессиональных терминов или ненавязчиво их расшифровывать, чтобы слушатели всё понимали и не чувствовали себя некомпетентными. Отдельное внимание следует уделить освещению вопросов, связанных с экономической безопасностью предприятия и возможными финансовыми рисками.  На них будет обращено особое внимание потенциальных инвесторов.

Электронный бизнес-план

В современном информационном обществе все важные расчеты делаются с использованием специализированных программ для разработки планов. С их помощью оформляются и переводятся в доступную "бумажную" форму разнообразные документы бизнес-планирования. В связи с тем, что все больше специалистов отдает предпочтение электронной форме движения данных, как наиболее быстрой и мобильной, полезно иметь возможность представить свой бизнес-план и с помощью инновационных технологий. Использование презентационного оборудования зачастую не только повышает уровень восприятия предоставляемой информации, но и формирует позитивное к ней отношение. Советуем приобрести готовый набор для презентаций, куда входит очень компактный ноутбук и проектор, плюс экран. Использование современных и удобных технологий так же создаст позитивное отношение к вам со стороны инвесторов.

Существует так называемый рабочий или черновой бизнес-план. Его вовсе не обязательно полностью воссоздавать при оформлении чистового варианта, который впоследствии будет предоставляться на рассмотрение в соответствующие инстанции. Важно помнить о различии чистового и рабочего бизнес-плана и своевременно вводить в действие шаги, которые необходимо совершить.

Разделы бизнес-плана

Как правило, стандартный бизнес-план состоит из нескольких разделов.

Первый раздел бизнес-плана должен освещать вопросы, связанные с его структурой. Небольшое резюме проекта.

Во втором разделе необходимо разместить данные, которые помогли бы ознакомиться с деятельностью фирмы в целом, это краткие данные о содержимом бизнес-плана.

Далее необходимо составить план по производству и реализации товаров или услуг, предлагаемых фирмой.

В четвертом разделе можно указать источники приобретения основных средств, которые потребуются для реализации задуманного. При этом в обязательном порядке должно быть указано какое количество средств необходимо на приобретение того или иного вида имущества. К примеру, на постройку здания в котором  будет осуществляться производство.

В следующем разделе нужно отразить примерное штатное расписание, с описанием требующихся сотрудников и четким распределением их функциональных обязанностей.

Заключительным этапом составления бизнес-плана обычно является подробный отчет о необходимом финансировании и областях затрат имеющихся материальных средств. Здесь должны быть указаны все возможные источники финансирования, перечисляться банки и организации, с которыми планируется дальнейшее сотрудничество, возможности получения кредитов и многое другое.

Конечно, это лишь приблизительный план действий. В реальности же бизнес-план должен отражать весь спектр деятельности фирмы и существующие планы по реализации этих целей, а так же возможные пути расширения бизнеса.

Советуем вам внимательно изучить типовой бизнес-план кафе. Он поможет Вам разобраться во всех тонкостях этого бизнеса, а при случае вы всегда сможете доработать его с учетом своих потребностей

 

Материал подготовила Анастасия Михахос

Читайте далее в разделе "Бизнес-план"


Главный редактор ADME: «Мы все наркоманы»!

Малика Реймбаева

Малика Реймбаева

Главный редактор сайта о бизнесе Коммерсант.Уз

Несмотря на перипетии жизни, неприятности и различные ЧП, люди всегда хотят эмоций. Новых, острых, ярких. Главный редактор портала ADME, Ксения Лукичева утверждает, что все мы наркоманы, сидящие на собственной физиологической "наркоте".

Пять примеров ловкого маркетинга

Миробид Носиров

Миробид Носиров

Эксперт по маркетингу

Если у вас ограниченный бюджет на продвижение своего продукта или услуги, но при этом нужно получить охват на всю страну, то эти пять примеров помогут вам с генерацией новых идей.

ПОПУЛЯРНОЕ

PROпиарить или нет? Вот в чем вопрос!

PROпиарить или нет? Вот в чем вопрос!

Пиар – как много в этом слове… Действительно, этот термин давно прижился в лексиконе современных бизнесменов...

22.11.2012, 22:22

Представитель Smart Home Group об «умных» технологиях для дома и доступности этого «удовольствия» ...

Представитель Smart Home Group об «умных» технологиях для дома и доступности этого «удовольствия» для узбекистанцев

Технологии, кажущиеся еще вчера фантастическими, уверенно входят в нашу жизнь. И сочетание «умный дом», которое когд...

22.11.2012, 22:22

Оплата труда - по заслугам или по шаблону?

Оплата труда - по заслугам или по шаблону?

Оплата труда - первостепенный фактор при выборе как работодателя, так и сотрудников. В компаниях существуют различные критерии оценки т...

22.11.2012, 22:22

Минимальная Заработная Плата

с 01.08.2009 33 645
с 01.12.2009 37 680
с 01.08.2010 45 215
с 01.12.2010 49 735
с 01.08.2011 57 200
с 01.12.2011 62 920
с 01.08.2012 72 355
с 01.12.2012 79 590
с 15.08.2013 91 530
c 15.12.2013 96 105
c 01.09.2014 107 635