22.Май.2011

Лизинг в Узбекистане

лизинг 

Продолжая серию материалов из области кредитования, Коммерсант.Уз не мог пропустить тему лизинга. Именно об особенностях лизинговых операций в Узбекистане пойдет сегодняшний разговор.

Лизинг или финансовая аренда - это известный и проверенный бизнесменами способ приобретения основных средств. Лизинг, в общем смысле, представляет собой особый вид арендных отношений, при котором одна сторона - лизингодатель, по поручению другой стороны - лизингополучателя, приобретает у третьей стороны - продавца, в собственность обусловленное договором лизинга имущество - объект лизинга, и предоставляет его лизингополучателю за плату на определенных договором финансовой аренды, условиях во владение и пользование на срок, превышающий двенадцать месяцев.

При этом в качестве лизингодателя выступают банки или лизинговые компании, а в роли лизингополучателя выступают юридические лица. Объектом лизинга могут быть любые не потребляемые вещи, в том числе предприятия, имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства, сельскохозяйственная техника, оборудование по переработке сельхозпродукции и другое движимое и недвижимое имущество, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов, а также имуществ, для которого законодательством запрещено свободное обращение или установлен особый порядок обращения.Возникает вопрос - в чём же преимущества лизинга, по сравнению с тем же кредитом? Лизинг в первую очередь удобен тем, что предприниматель, не располагающий достаточным количеством финансовых ресурсов, может приобрести необходимое ему оборудование в так называемую аренду на определенный срок с возможным последующим его выкупом. Немаловажными плюсами оформления лизинговой сделки является то, что лизингополучатель сможет не только приобрести необходимое предприятию технологическое оборудование, но и существенно снизить его стоимость (технологическое оборудование, ввозимое для передачи в лизинг, освобождается от НДС и таможенных пошлин). Кроме этого, в течение всего срока лизинга предприятие будет освобождено от налога на имущество по приобретенному оборудованию, а размер налогооблагаемой базы по налогу на прибыль уменьшится на размер процентов, выплачиваемых по лизингу.

В настоящее время лизинг в Узбекистане становится важным источником среднесрочного и долгосрочного финансирования предприятий реального сектора экономики, и начинает играть особую роль в качестве эффективного инструмента увеличения активов лизингополучателей.

Процентные ставки лизинговых компаний и банков в Узбекистане не имеют особых различий, поскольку величина ставок зависит от ставки рефинансирования Центрального банка Республики Узбекистан. Также её значение меняется в зависимости от того, в какой валюте осуществляется лизинговая операция.

По сделкам в национальной валюте процентные ставки варьируются от 14 до 26 процентов. По сделкам в СКВ (предмет лизинга импортируется, и его стоимость номинируется в СКВ, а лизинговые платежи осуществляются в национальной валюте по курсу Центрального банка РУз на день оплаты) процентная ставка в среднем составляет 12-24 процента. Размер авансового платежа (в процентах от стоимости объекта лизинга) составляет в среднем от 20 процентов и выше. Следует отметить, что условия лизинга и требования к лизингополучателям могут различаться в зависимости от возможностей лизингодателей.

платежи

В перечень документов для предварительного рассмотрения проекта лизинга входят:

 

- заявка на лизинг;

-технико-экономические показатели объекта лизинга и данные о его продавце;

- бизнес-план с указанием прогноза денежного потока на весь срок лизинга;

- бухгалтерский баланс (форма 1), принятый районной (городской) налоговой инспекцией на последнюю отчетную дату, отчет о финансовых результатах (форма 2), расшифровка дебиторской и кредиторской задолженности (форма 2а).

Настоящий перечень не является исчерпывающим для рассмотрения вопроса финансирования. Лизингодатель может запросить другую информацию и документы, касающиеся рассматриваемого проекта.

В зависимости от срока полезного использования объекта лизинга и экономической сущности договора лизинг различают:

Финансовый лизинг (финансовая аренда). Срок договора лизинга сравним со сроком полезного использования объекта лизинга. Как правило, по окончании договора остаточная стоимость объекта лизинга близка к нулю и объект лизинга может без дополнительной оплаты перейти в собственность лизингополучателя. Финансовый лизинг является одним из способов привлечения лизингополучателем целевого финансирования (в целях приобретения объекта лизинга).

Операционный (оперативный) лизинг. Срок договора лизинга существенно меньше срока полезного использования объекта лизинга. Обычно предметом лизинга являются уже имеющиеся в распоряжении лизингодателя активы (при этом может не быть третьей стороны - продавца). По окончании договора объект лизинга либо возвращается лизингодателю и может быть передан в лизинг повторно, либо выкупается лизингополучателем по остаточной стоимости. Лизинговая ставка при этом обычно выше, чем по финансовому лизингу. По экономической сущности является разновидностью аренды.

Территориальное распределение лизинговых операций по республике достаточно неравномерно. Основная часть лизинговых сделок осуществлялась в Ташкенте (25-30%), Ташкентской (10-20%), Самаркандской (7-13%), Ферганской (6-7%), Бухарской (5-8%) и Наманганской (6-8%) областях.

В настоящее время лизинговыми компаниями и банками Узбекистана в лизинг предоставляются: основные средства для производства продуктов питания (22%), объекты недвижимости (17%), предметы сельхозтехники (17%), автотранспорта (11%), строительные основные средства (8%) и другое оборудование. Законодательство в сфере лизинга создает все предпосылки для дальнейшего развития лизинговых операций в Узбекистане. По мнению экспертов, сегодня в республике задействовано лишь 10-15 процентов потенциала лизинговых компаний. Развитие данного сегмента рынка будет способствовать расширению бизнеса Узбекистана.


Материал подготовила Анастасия Михахос 

Главное фото Саида Шаахмедова

Читайте далее в разделе "Кредитование"



Вирусный маркетинг. Возможна ли у нас рекламная эпидемия?

Игорь Дон

Игорь Дон

Копирайтер Веб - студии Korden Group

Быстрое прогрессирование сферы IT повлияло не только на жизнь общества, но и на все аспекты коммерческой деятельности, особенно на рекламу. С бурным развитием Интернета в рекламной сфере появилось множество новых ответвлений, среди которых вирусный маркетинг считается одним из наиболее эффективных.

Мечта как двигатель бренда

Малика Реймбаева

Малика Реймбаева

Главный редактор сайта о бизнесе Коммерсант.Уз

В рамках Центральноазиатского Фестиваля рекламы Red Jolbors , было представлено несколько презентаций. Каждая из них была уникальна по-своему и «цепляла» по-разному. Не скрою, были и спорные моменты, когда я ...

ПОПУЛЯРНОЕ

PROпиарить или нет? Вот в чем вопрос!

PROпиарить или нет? Вот в чем вопрос!

Пиар – как много в этом слове… Действительно, этот термин давно прижился в лексиконе современных бизнесменов...

22.11.2012, 22:22

Представитель Smart Home Group об «умных» технологиях для дома и доступности этого «удовольствия» ...

Представитель Smart Home Group об «умных» технологиях для дома и доступности этого «удовольствия» для узбекистанцев

Технологии, кажущиеся еще вчера фантастическими, уверенно входят в нашу жизнь. И сочетание «умный дом», которое когд...

22.11.2012, 22:22

Оплата труда - по заслугам или по шаблону?

Оплата труда - по заслугам или по шаблону?

Оплата труда - первостепенный фактор при выборе как работодателя, так и сотрудников. В компаниях существуют различные критерии оценки т...

22.11.2012, 22:22

Минимальная Заработная Плата

с 01.08.2009 33 645
с 01.12.2009 37 680
с 01.08.2010 45 215
с 01.12.2010 49 735
с 01.08.2011 57 200
с 01.12.2011 62 920
с 01.08.2012 72 355
с 01.12.2012 79 590
с 15.08.2013 91 530
c 15.12.2013 96 105
c 01.09.2014 107 635