Бизнес-этика: Как сделать так, чтобы тебя запомнили

Несколько полезных советов по нетворкингу и продолжению знакомств.

Никто не оспаривает, что нетворкинг — это неотъемлемая часть нашей жизни. И если раньше в эпоху «до социальных сетей» у нетворкинга, скорее, было значение встречи, чтобы пообщаться, узнать свежие новости, то сегодня термин «нетворкинг» — это, скорее, практика заведения полезных связей и умение их поддерживать.

Специалист с более 20-летним стажем в сфере международных организаций, банков и финансов, работавший на территории России, Центральной Азии и развивающихся рынков, Эльер Хасанов делится несколькими лайфхаками из личного опыта.

Так как нетворкинг присутствует в моей профессии больше 20 лет, хочу поделиться своим видением и практическим опытом по нескольким пунктам, которые, как я считаю, очень важны. Несмотря на то, что написаны сотни книг о том, как правильно заводить связи, как их использовать и т. д., я считаю, что personal practical experience makes more sense than theoretical knowledge.

Как сделать так, чтобы тебя запомнили

Один мой знакомый индус как-то сказал: «Люди могут тебя воспринимать по-всякому. Они могут тебя любить или ненавидеть. Но важно не это, важно, чтобы они тебя запомнили».

В точку! Во время встреч с новыми людьми и заводя новые контакты, вам необходимо произвести такое впечатление, чтобы вы оставили след о себе в их памяти. Чтобы, связавшись с контактом в следующий раз, даже год спустя, ваш собеседник не задавался вопросом: «А кто это?». На массовых мероприятиях люди пересекаются с десятками и сотнями, общаются, берут визитки, но большинство из них стирается из памяти, поэтому ваша задача — запомниться, а не просто рассказать человеку о своей компании, работе и т. д.

quotes_miniЛюди могут тебя воспринимать по-всякому. Они могут тебя любить или ненавидеть. Но важно не это, важно, чтобы они тебя запомнили.

 

У некоторых людей есть врожденный дар производить незабываемое впечатление. Другие же могут этому научиться. Вот несколько советов, если вы хотите, чтобы собеседник вас надолго запомнил.

 

1. Устройте нетипичное знакомство

Согласитесь, что в основном схема знакомства одинаковая: вы подходите к собеседнику, протягиваете руку и представляетесь. Это так же обыденно и быстро забываемо, как обычный серый день, который прошел, и о нем забыли. Так же и с человеком. Поэтому постарайтесь вложить максимум позитива в знакомство. Попробуйте использовать какое-то нестандартное приветствие, например, начав его с похвалы выступления собеседника, его статьи, отдельной главы его книги, продукции его компании, а потом между делом представить себя и обменяться визитками.

Empresario-740x450Однажды на выставке в Мьянме я подошел к секции, где рекламировала свои продукты компания Nestle. Буду откровенен, что после Монголии (там находился наш головной офис), где продавали только кофе, шоколад и кашки Nestle, я был поражен широким ассортиментом и напрямую рассказал об этом совершенно незнакомому мне тогда человеку, представителю компании. Как оказалось позже, это был Country Director, который с улыбкой предложил мне чашку холодного кофе в жаркий день и протянул свою визитку. Неделю спустя я приехал к нему в офис, где глава представительства не только с удовольствием рассказал мне о других продуктах Nestle в Юго-Восточной Азии, но и о ситуации на рынке вообще, многих плюсах и минусах работы в Мьянме, о том, как и где правильно искать кандидатов (мы только что открыли офис в Янгоне и нуждались в более-менее профессиональных сотрудниках).

 

2. Во время общения постарайтесь сделать то, чего ваш собеседник от вас не ожидает (в пределах разумного). Маленький приятный шок во время и после знакомства всегда оставляет «зазубринку» в памяти, главное — подумать и найти, чем удивить.

В Мьянме большое сообщество бизнесменов из Индии. И как все диаспоры, индусы в Янгоне устраивали так называемые «междусобойчики» в своих заведениях. Я попросил своего товарища повести меня на такое мероприятие, чтобы познакомиться с их кругом. Начав общаться с одним из бизнесменов на общие темы, я перевел разговор на обсуждение индийского кино 70-х и 80-х. Мой собеседник был удивлен моими рассказами о популярности продукции Болливуда в СССР, особенно в Узбекистане (по статистике журнала «Советский экран», жители Узбекской ССР были самыми заядлыми фанатами индийского кино после Армянской ССР), о совместных снятых фильмах и т. д. Заканчивали этот вечер мы групповым пением песни «Yeh Dosti» из легендарного фильма «Месть и закон», ведь каждый второй индус знает эту песню, а я знаком с ней с детства. Впоследствии мы часто встречались, и эти встречи были очень полезными, так как во время них мы всегда узнавали последние инсайды о том, что творится в стране и как обстоят дела с бизнесом.

 

3. Попробуйте затронуть «струнки души» собеседника. Общие интересы всегда сближают, подумайте, что может быть общего у вас с собеседником.

Время от времени я участвовал в мероприятиях с инвесторами, и как-то раз с группой английских инвесторов мне довелось общаться с джентльменом лет 60. Поговорив о том, о сем и поняв, что собеседник ностальгирует по старому кинематографу, мы перешли к обсуждению фильма «Зулусы» 1964 г. Так как мне нравится актер Майкл Кейн и я в свое время посмотрел чуть ли не все фильмы с его участием, мы оба хорошо знали этот фильм (именно после «Зулусов» карьера Майкла Кейна резко пошла вверх). Мы обменивались цитатами, спорили, кто сыграл большую роль в отражении нападения 4 000 зулусов на 140 английских верноподданных, включали Youtube и просматривали подборки любимых моментов. Даже сейчас, поддерживая связь, мы приветствуем друг друга как Джон Чард и Гонвиль Бромхед, именами героев фильма. Так сказать, приятное послевкусие.

 

4. Найдите общие точки пересечения и раскройте их. Если не можете рассказать какую-то соединительную историю из прошлого, подумайте о том, что вас объединяет.

В Улан-Баторе я как-то оказался за столом с одним представителем спецслужб. Сами понимаете, какое непростое было у меня состояние, когда этот майор начал интересоваться, что это узбек делает так далеко и чем мы вообще занимаемся в Монголии. Сообщив известную ему байку о том, что Монголия сейчас на пике экономического роста (дело было в 2010 году, и на тот момент в Монголии была самая быстрорастущая экономика), я честно ему сказал, что приехал как часть команды, которая организовала бизнес-структуру в Улан-Баторе. Увидев его недовольную мину (представляю, сколько раз в день ему приходилось слушать одно и то же), я вспомнил про огромное полотно на стене в Управлении миграции Монголии, своего рода иконографику, где были указаны ключевые моменты истории монгольского народа. Среди ключевых дат на полотне были две особенные: 1336 г. — рождение Тимура ибн Тарагая Барласа (Амира Темура) и 1526 год, когда Бабур основывает Империю Великих Моголов.

o_1ab8v4ncl1jdk13kb1bp3105flb07_newИ, конечно же, после того, как я указал моему собеседнику на эти ключевые узбекские фигуры в истории Монгольской Империи, а также напомнил о вековых торговых связях и Великом шелковом пути, границы стерлись, и дальше беседа продолжилась в дружественной атмосфере.

Несколько рекомендаций для успешного общения с контактами

В конце хотел бы акцентировать внимание на нескольких рекомендациях общего плана, которые помогут вам в общении с вашими контактами.

1. Никогда не бойтесь сделать первый шаг. Порой вам выпадает once in a lifetime opportunity, познакомиться с кем-то, кто может быть полезен в будущем, или просто с интересным человеком. Такой шанс упускать нельзя. Если будете стоять и молчать, то вы просто будете подобны неживой мебели, которая стоит где-то в углу, которую используют только при необходимости.

2. Избавьтесь от профессиональной терминологии. Во время беседы не рекомендуется чрезмерно увлекаться использованием профессиональных жаргонов и терминологий, порой человек может быть из совершенно другой профессиональной области, и ваши термины для него ничего не значат.

3. Делайте комплименты. Все любят похвалу, и хорошая похвала по поводу выступления или комментария в профессиональной сфере обязательно добавит позитива вашей беседе.

4. Будьте уникальным и интересным. Не надо рассказывать то, что знают все, вы можете затронуть текущую тему, рассказав то, о чем не говорилось, задавая новый вектор вашему разговору.

5. Расширяйте свой кругозор. От общей эрудиции еще никто не умирал, дополнительные знания помогут вам поддержать беседу, а порой увести ее в неформальное русло, которое обязательно сблизит.

 

Похожие материалы
Популярное