Бум строительства: Кто отвечает за недвижимость Узбекистана

Представители Golden House и NovaStroy о том, что такое девелопмент, о планируемых высотных зданиях в городе и рынке в целом.

Ташкент стремительно застраивается, и количество новостроек за последние пять лет выросло в несколько раз. Да и компаний, меняющих облик Ташкента, все больше. Вместе с компаниями Golden House и NovaStroy

Kommersant разбирается, что ждет рынок недвижимости и как он выглядит сейчас.

Golden House

кружочки-блять (2)Шухрат Шамсутдинов
Управляющий партнер компании Golden House

 

 

 

Девелопер — это не просто компания, которая занимается строительством. Это команда людей с определенным видением и концепцией. Это люди, которые создают объект недвижимости от «А» до «Я» — исследуют рынок и его тенденции, анализируют, какого класса должен быть дом, сколько в нем должно быть этажей, какая разбивка у квартир и их квадратура, какие новые технологии можно внедрить в процесс строительства. Это все обязанности и функции девелопера.

Рынок Узбекистана

На рынке девелопмента в Узбекистане появилось очень много хороших и достойных игроков. Например, такие компании, как Murad Buildings и NovaStroy делают все возможное, чтобы идти в ногу со временем, пробуют внедрять новые инструменты для строительства. Наверное, девелопмент — самая актуальная тема на нашем рынке сегодня, потому что сейчас происходит бум строительства. Если раньше на рынке присутствовали только один-два игрока, то сейчас количество застройщиков растет с каждым днем.

Безусловно, этот сектор бизнеса стал для многих очень привлекательным. Я думаю, что этот бум обусловлен тем, что в последнее время идет поддержка со стороны государства. Хокимияты каждого района и города помогают девелоперам. Они дают участки под строительство, а получить разрешение на застройку стало легче. Более того, с недавних пор иногородним гражданам предоставили возможность получить прописку в столице. Это послужило еще большему спросу на рынке жилья. Я думаю, что сейчас у рынка недвижимости нет предела. Самое главное — создать все условия для иногородних граждан. Они уже могут покупать недвижимость в новостройках, а в апреле этого года смогут также приобрести жилье вторичного фонда. С того момента, как закон вступил в силу, было оформлено много сделок с иногородними гражданами. Однако не было оформлено сделок с иностранцами — законопроект еще слаб в этом плане. Нужно также создать удобные условия для иностранных граждан.

photo_2018-04-20_17-34-31На сегодняшний день наиболее популярный тип застройки в Узбекистане — это жилой сектор. На жилье всегда есть спрос. Именно поэтому многие девелоперы акцентируют свое внимание на строительстве недвижимости для жилья. Стоит отметить, что сейчас активно развивается сектор торговых центров, начато строительство деловых центров, таких, как Tashkent City, проектируется Hi-tech City, где будут офисные здания, которых на данный момент у нас очень мало. Когда зарубежная консалтинговая компания JLL производила анализ рынка коммерческой недвижимости, был сделан вывод, что в нашей стране нет зданий «А» класса, есть только «B+». Я думаю, что сегмент офисной недвижимости будет очень популярен в ближайшее время.

Объекты недвижимости и ценообразование

Сегодня в Узбекистане создается множество объектов недвижимости. Более того, некоторые девелоперы, у которых есть планы по дальнейшему развитию, привлекают к работе иностранных архитекторов, создается много интересных проектов и высотных зданий. Некоторые застройщики уже отходят от стереотипа строить дома до девяти этажей, и, я думаю, что в ближайшее время будет строиться много интересных объектов-многоэтажек. В феврале этого года было подорожание недвижимости на первичном фонде. Также выросли цены и на вторичный фонд жилья. Это происходит в связи с тем, что сырье и стройматериалы стали дороже. Например, железобетонные изделия подорожали на заводах на 15 процентов, а с начала этого года цена на новостройки поднялась на 10 процентов.

Учитывая, что с 1 апреля государство повысило цены на газ на заводах, следует ожидать, что это скажется на цене основного сырья — кирпич, металл и бетон. Более того, на первичную недвижимость есть спрос, и это тоже будет влиять на повышение цен на нее. Есть множество факторов, которые будут стимулировать рост цен на недвижимость, в том числе возможность получить прописку иногородним гражданам, поток зарубежных инвестиций в проекты. В ближайшее время девелоперский бизнес будет приносить выгоду стране. Будут реализовываться многие проекты, в том числе и Tashkent City.

Как зайти на рынок в качестве игрока

Возможность зайти на рынок есть всегда. Нужно учитывать, что у игрока должна быть при этом хорошая команда и опыт. Конкуренция всегда стимулирует развиваться и становиться лучше. Если неопытный игрок решит зайти на рынок и не будет иметь определенного видения своей концепции и сплоченной команды профессионалов, то ему будет тяжело конкурировать. Новый игрок, инвесторы, уже существующие девелоперские компании должны анализировать и понимать, чего хотят их клиенты, учитывать все нюансы. Если игрок предложит еще во время строительства качественный, уникальный проект, то ему будет легко. А заслужить доверие потребителя можно только временем.

photo_2018-04-20_17-34-37На стройку объекта уйдет год-полтора. В среднем, чтобы завоевать доверие потребителя, девелоперу нужно два года. Также на рынке могут быть игроки, которые недавно столкнулись с девелоперским бизнесом и не имеют представления о нем. Многие из них заходят на рынок и только во время строительства понимают, что у них недостаточно средств для завершения проекта. Вследствие чего они начинают демпинговать рынок. У них попросту нет расчетов о прибыльности их объекта. Если же брать в пример нашу компанию, то у нас есть своя группа компаний и свое производство железобетонных изделий. Мы сами завозим металл и проводим застройку кварталами. За счет этого не экономим на качестве. Мы не гадаем, продадим или нет нашу недвижимость, а ставим конкурентоспособные цены и предлагаем определенные удобства для сделки. Так, к примеру, чтобы облегчить приобретение жилья, в ближайшем времени мы запускаем рассрочку под 0% на три года.

Для нас главное — предложить качественно построенное жилье за хорошую невысокую цену для рынка потребителей. У нас дома пяти классов: эконом, комфорт, бизнес, элит и премиум. Основная доля продаж приходится на категории эконом, комфорт и бизнес. Эта недвижимость очень хорошо продается, так как рассчитана на массового потребителя. Комфорт-класс — это дома с готовым недорогим ремонтом. В последнее время молодая аудитория до 30 лет стала больше приобретать недвижимость категории комфорт.

NovaStroy

кружочки-блять2Шахноза Мухамедова
Глава маркетингового отдела в NovaStroy

 

 

 

Рынок девелопмента стремительно набирает обороты. Особенно мне это было заметно, когда после трехлетнего отсутствия я вернулась в Узбекистан. Появилось много зданий и компаний, которые занимаются застройкой. Думаю, что наш рынок будет расти как минимум ближайшие 20 лет. Привлекается все больше иностранных архитекторов и партнеров, планируется строительство небоскребов, таких как Tashkent City. Мы учимся и развиваемся, внедряем новые технологии. Многие задаются вопросом о постройке небоскребов в нашей сейсмоопасной зоне. Например, в Японии тоже бывают землетрясения. Все зависит от того, какие технологии будут внедрены в новых проектах. Например, будет использоваться газобетон, который заменяет кирпич и отлично справляется с тепло- и звукоизоляцией. Так как газобетон намного легче кирпича и бетона, он не мешает конструкции здания, и это позволяет строить дома выше привычных нам девяти этажей.

photo_2018-04-20_17-34-34В нашей стране растет спрос на коммерческие площади. Найти что-то в центре города очень сложно. Не хватает коммерческих помещений, поэтому я думаю, что в связи с ростом спроса на них этот вид недвижимости будет развиваться так же, как и жилищный фонд.

Объекты недвижимости и ценообразование

Цены на недвижимость растут несильно. Все зависит от того, в каком районе находится застройка, работали ли мы с иностранными партнерами, внедрили ли какие-либо новые технологии. Ведь когда растет расход на строительство, начинает расти и цена на жилье. Не стоит забывать, что то же самое касается и роста цен на стройматериалы, которые используются. На самом деле очень много факторов влияет на цену. Например, если мы хотим возвести многоэтажное здание, то, если на месте, где планируется застройка, находится здание, нам придется сносить старый фонд. Котлован новой застройки должен соответствовать госстандартам, ведь каждый застройщик хочет, чтобы его здания были прочными и там было безопасно жить. Соответственно цена на эту недвижимость будет дорожать, так как в нее вложено много инвестиций. Хотя я все же могу сказать, что цены на жилье растут не очень сильно из-за конкуренции между девелоперами.

Как зайти на рынок в качестве игрока?

Многие наши партнеры и клиенты говорят, что наша компания находится в топе трех лучших девелоперских компаний на рынке. Рынок еще не так сильно занят игроками, и, конечно же, есть возможность зайти на него. Главное — это предоставить хорошие условия, иметь четкий план, проектировку, идею, концепцию, продумать маркетинговую компанию и проанализировать рынок. Такие компании, как Golden House и Murad Buildings проводят анализ рынка и планируют огромные проекты. Нам нужны такие проекты для роста рынка. Многие из них уже находятся в процессе строительства, такие, как Mirabad Avenue и Infinity.

Если новая компания захочет зайти на рынок, то главное — не ошибиться в проектировании. Нужно точно знать, что будет строиться, для кого и как это продать. Исходя из опыта нашей компании могу привести в пример наш первый проект Nova Garden, расположенный в Юнусабадском районе. Мы ориентируемся на аудиторию в возрасте 30–40 лет, то есть на молодые семьи, у которых уже есть дети и карьера. Учитывая потребности наших покупателей и их средний доход, мы создали жилье со всеми удобствами по очень демократичным ценам. Выполнили задачу, прежде изучив рынок и оценив, что таких домов не хватает в этом районе. В результате уже продано практически 90 процентов всего жилищного комплекса.

Мы проверяем каждую нашу стратегию и знаем, что любой проект будет успешным, если сделать хороший анализ рынка. Нужно предоставить своим потребителям выбор, например, предлагаем как пустые квартиры, так и квартиры с готовым ремонтом. Вид здания играет немаловажную роль, особенно в спросе на здания в европейском стиле. Учитывая этот фактор, согласованно с нашими архитекторами мы решили покрыть здание 100% травертином (Тимбурский камень), который предполагает вечный фасад. Каждый клиент сам решает, какое жилье ему нужно.

Другой пример — это наша застройка на Паркентском. Мы заметили, что в городе не хватает офисных зданий, поэтому в нашей застройке 1-й и 2-й этажи — это коммерческие помещения. В этом году большим спросом пользуются именно нежилые помещения. Многие молодые талантливые люди хотят начать свой стартап, открывают различные маркетинговые агентства, архитектурные компании. Соответственно, растет спрос на различные офисные помещения.

 

Похожие материалы
Популярное