Каких онлайн-сервисов не хватает Узбекистану?

Как локализация крупного зарубежного информационного ресурса поможет минимизировать теневую экономику, развивать конкуренцию, привлекать зарубежных туристов и прямые иностранные инвестиции.

b19

Фото: incrussia.ru

В условиях глобальной информатизации в экономике появляется широкий спектр новых возможностей. В предпринимательской деятельности  IT гораздо эффективнее привычных инструментов бизнеса. Сокращаются издержки, связанные с поиском и обработкой информации, ведением переговоров и документооборотом, в результате упрощается процесс купли-продажи, расширяются возможности привлечения инвестиций.

В Узбекистане осуществляются системные меры, направленные на активное внедрение в хозяйственные процессы технологий электронной коммерции.

Быстро изменяющиеся тенденции рынка, динамичное развитие IT вызвали необходимость совершенствования регулирования этой сферы. Так, в 2015 году принята новая редакция Закона «Об электронной коммерции». Документ открыл новые возможности развития бизнеса и создания технологичной рыночной инфраструктуры, отвечающей международным стандартам. Также правительство утвердило Концепцию развития электронной коммерции в Республике Узбекистан на 2016—2018 годы. В ней определены основные направления дальнейшего совершенствования сферы.

Несмотря на всё это, уровень развития e-commerce в Узбекистане существенно уступает общемировым стандартам.

На электронном рынке нет крупных игроков, предоставляющие комплексное предложение по целому спектру  запросов потребителей.  В частности, в Узбекистане нет крупной частной электронной площадки, по-настоящему популярной как среди продавцов товаров и услуг, так и их потребителей, в том числе иностранных.

В чем плюсы подобного сервиса? Пользователи получали бы полную информацию о товарах разных производителей на единой платформе, сравнивать и выбирать наиболее подходящий. Система покупок приобрела бы и социальный характер — потребители смогли бы прозрачно оставлять отзывы о качестве товара или услуги.

 

quotes_mini

Подобная площадка могла бы привлечь и покупателей из-за рубежа, желающих купить онлайн местные товары, например, изделия народного творчества.

 

Так и развивалась бы здоровая конкуренция локальным производителям и ритейлерам.

Однако успех подобной площадки невозможен без связки с полноценной системой электронных платежей для безопасных и удобных расчетов.  Пока на рынке нет полноценного инструмента электронных платежей с современным функционалом, отвечающим мировым стандартам.

У действующих в Узбекистане платежных систем нет должной интеграции с современными платежными средствами, полноценным функционалом международных карт и валютных операций по ним. Это практически отсекает привлечение иностранной валюты в страну и исключает комфортный выход отечественных производителей на международный рынок.

Отечественные разработки в основном взаимодействуют только с местными картами, исключительно в национальной валюте и с очень ограниченным числом поставщиков товаров и услуг. Уровень проникновения электронных технологий в торговые операции относительно низок.

Что касается зарубежных решений в области электронных денег и их циркуляции в Узбекистане, то здесь есть другой негативный фактор. Да, их функционал полноценен и востребован, но использование происходит в теневом секторе. Для финансового сектора наличие неподконтрольных электронных платежных систем — большой пробел в налогообложении и учете финансов, ведь электронные деньги фактически приобретаются у иностранных компаний, через посредников, которые не зарегистрированы на территории Узбекистана.

Как решить эти проблемы? Выходом могла бы стать локализация крупного иностранного информационного ресурса с уже зарекомендовавшим себя набором сервисов, отработанной системой взаимодействия как с участниками торговли, так и государственными органами.  Например, «Яндекс» с известными сервисами «Маркет», «Деньги», «Касса», которые полностью соответствуют обозначенным выше критериям.

Набор сервисов позволяет закрывать широкий спектр потребностей пользователей.

В частности, для развития туризма в Узбекистане полезно было бы внедрить современную систему навигации, сервис пассажирских перевозок, схожих с «Яндекс Карты», «Яндекс.Такси». Это привычные для иностранных туристов сервисы, с которыми им легче было бы знакомиться с нашей страной.

Появление и внедрение крупного информационного ресурса помогло бы вывести многие бизнес-процессы в легальный, налогооблагаемый сектор экономики, создать предпосылки для привлечения иностранной валюты, стимулировать развитие экспортно-ориентированного предпринимательства.

В эпоху трендовых реформ интеграция крупного зарубежного оператора в сфере электронной коммерции на наш рынок как никогда своевременна. Итогом станет единый вектор развития во многих отраслях интернет-услуг, государство сможет эффективно взаимодействовать с IT-сектором как с единой отлаженной системой, а отработанные решения и схемы вхождения на рынок минимизируют требуемые ресурсы и время.

 

Похожие материалы
Популярное