Как сделать аэропорт Ташкента региональным авиахабом? Мнение эксперта

Главные претенденты на роль среднеазиатского авиационного хаба — аэропорты Ташкента и Алматы, считает бывший глава Государственной авиаслужбы Украины Денис Антонюк. "Джекпот сорвет первый хаб, который свяжет все столицы региона и крупные региональные центры и предложит цены, устраивающие как бизнес-сегмент, так и обычных путешественников", — пишет эксперт.

dreamlinerФото: Азамат Файзуллаев, Kommersant.uz

Денис АнтонюкДенис Антонюк — управляющий директор консалтинговой компании «Авиа Бридж», экс-руководитель Государственной авиаслужбы Украины (с марта 2014 года по сентябрь 2015 года).

Средняя Азия — регион огромных туристических, культурных и бизнес-возможностей. К сожалению, один  из сдерживающих факторов — неразвитость транспортной инфраструктуры. Для любого иностранца, много путешествующего по Средней Азии, становится очевидно – регион, связанный культурно и исторически, разорван на уровне транспорта. Практически невозможно попасть из одного регионального центра в другой в течение дня в любой день недели. Тем более невозможно сделать это относительно дешево.

На этот аргумент обычно отвечают «Ну, значит, нет спроса», либо «Ну вот же есть раз в неделю рейс в Душанбе или Кабул». Для бизнеса, если это действительно работающий бизнес, один из главных ресурсов — время. Не будет бизнесмен после окончания переговоров ждать обратного рейса целую неделю, не будет турист, которому необходимо попасть в Ош на два дня, неделю ждать перелета в следующий пункт назначения , маловероятно, что турист сутки будет трястись в автобусе из Алматы в Душанбе.

 

quotes_miniНеразвитость интрарегиональных авиационных связей дает Ташкенту и НАК «Узбекистон хаво йуллари» уникальный шанс для быстрого развития и выхода на принципиально новый уровень.

 

Джекпот сорвет первый хаб, который свяжет все столицы региона и крупные региональные центры и предложит (за счет значительного увеличения объёмов перевозок) цены, устраивающие как бизнес-сегмент, так и обычных путешественников — туристов и VFR (visit friends and relatives).

Страна, построившая главный региональных хаб, соберет все призы — это и развитие внутрирегионального туризма, в первую очередь у себя, и развитие конференц-бизнеса, и значительное улучшение бизнес-климата. Большинство переговоров для всех стран региона будет осуществляться с использованием транспортной и гостиничной инфраструктуры страны-обладателя регионального хаба. Появятся десятки тысяч высокооплачиваемых рабочих мест в авиации и туризме.

dreamliner 02Фото: Азамат Файзуллаев, Kommersant.uz

Опыт показывает, что для построения хаба, конкурентного наземному транспорту,  большинство направлений должно быть высокочастотными — не меньше 5-7 рейсов в неделю. Такая частотность в условиях нынешнего максимально  зарегулированного режима воздушного сообщения может быть достигнута только пересмотром существующей политики закрытости и смены ее на максимально либерализованный режим со всеми соседями, включая КНР и Иран. В идеале — подписание договора об открытом небе со всеми соседними государствами, либо, что менее интересно для хабостроителя, но гораздо более перспективно для региона, создание общего для региона режима открытого неба. В более широком понимании в регион должны входить также Пакистан и Иран, что позволит создать внутренний рынок авиаперевозок объемом несколько миллионов пассажиров в год.

Второе необходимое условие для создания регионального хаба — пересмотр подхода к тарифообразованию. В отсутствие большого устоявшегося бизнес-потока необходимо будет привлечь новые сегменты пассажиров. В основном это те, для кого сейчас путешествие самолетом — непозволительная роскошь.

 

quotes_miniДля этого необходимо перейти от модели с фиксированными высокими тарифами к гибкой низкотарифной модели — продавать часть емкостей дешево или очень дешево. 

 

Причем решение о введении новых тарифов не должно быть санкционировано на высочайшем уровне – нет, это должна быть ежедневная практика низкотарифных перевозчиков, позволяющая вводить сколь угодно низкие тарифы, заполняющие самолет на 80-85%.

Комбинация объединенных в одну систему региональных рейсов вместе с продвижением гибкой системы тарифообразования позволит решить еще одну важную проблему региона – удобную авиатранспортную связь с миром. При ежедневном выполнении региональных рейсов легко встроить в них рейсы, которые свяжут регион с миром. Пункты в Европе и пункты в Азии легко могут быть добавлены в хаб, обеспечивая удобные стыковки со всеми пунктами региона. Имея достаточное количество региональных рейсов, можно заполнить ежедневные рейсы в большинство крупнейших пунктов Европы и Азии, ведь базой для рейса будет не один город или одна страна, а целый регион.

Ежедневный продукт позволит многократно повысить деловую и туристическую привлекательность региона. Важно отметить, что для правильной работы хаба необходимо выполнение минимум ежедневных рейсов в крупнейшие центры, находящиеся в радиусе достижения среднемагистральных самолетов, а именно, в Москву, Стамбул, Киев, Дубай, Дели, Урумчи.

Аэропорт СтамбулаАэропорт Стамбула. Фото: Ataturk Airport

Единственными исключениями в политике полной либерализации будет сдерживание частот в главные конкурирующие хабы — Москву и Стамбул — на уровне одного-двух рейсов в день.

Ежедневные стыковки между европейскими/азиатскими пунктами и регионом позволят достичь многих плюсов:

— построение хаба, с которым соседним аэропортам будет крайне сложно конкурировать как за прямого, так и за транзитного пассажира;

— создание очень интересного туристического продукта для мира (как с точки зрения удобства расписания, так и дешевизны);

— стимуляция бизнеса в стране.

Главные претенденты на создание среднеазиатского хаба в регионе — аэропорты Ташкента и Алматы, причем предпочтительнее первый, поскольку аэропорт инфраструктурно готов лучше.

Второй важный момент: для реализации стратегии не нужны огромные финансовые вложения, нужны желание развивать туризм и авиацию на государственном уровне, а также сформированная и поддержанная всеми государственная программа.  И главное, в результате построения интрарегионального хаба, позволяющего связать все региональные центры от Урумчи до Тегерана, государство получит две качественно новые отрасли – авиацию и туризм.

 

Похожие материалы
Популярное