Бизнес-неудача: курьерская служба «Бумеранг»

О ярком старте и причинах закрытия сервиса доставки «Бумеранг», а также об особенностях рынка курьерских услуг в Узбекистане рассказал основатель и руководитель проекта Сардор Шаахмедов

photo_2016-01-19_20-22-04-2-2

Проект: курьерская служба «Бумеранг»

Год основания: 2015

Год закрытия: 2016

«Бумеранг» — сервис доставки документов и деловой корреспонденции, приглашений, открыток, подарков и других посылок по принципу «от двери до двери» — просуществовал чуть меньше года. Проект разрабатывался около трех месяцев в стартап-акселераторе startupfactory.uz. Это интересная история, похожая на истории некоторых больших и известных стартапов: проект начинался совсем с другой идеи, а в процессе тестирования полностью видоизменился. Сначала мы с партнером прорабатывали идею доставки обедов в офисы, однако на этапе тестов столкнулись с проблемой транспортировки этих самих обедов, так как на тот момент не было доступных служб, которым мы могли бы делегировать эту часть работы. Так было принято решение поменять направление и заняться именно доставкой как сервисом.

Конкурентов у нас было немного, так что выделиться особого труда не составляло. Почему «Бумеранг»? Меня всегда восхищала эта штука — бумеранг, — это сочетание простой формы и уникальных свойств, особенно момент его возвратного движения. Я хотел, чтобы сервис ассоциировался с простотой и уникальностью. К тому же слово «бумеранг» нечасто встречается в повседневной речи, и это тоже делало бренд запоминающимся. А то уже как-то приелись все эти express и courier в названиях курьерских служб.

00000000

 

Сервис был действительно удобен: три способа вызова курьера (телефонный звонок, мессенджер, электронная почта), возможность просматривать все свои заказы на сайте. Большинство клиентов обращалось к нам по принципу сарафанного радио, нас рекомендовали. У «Бумеранга» сложилась отличная репутация на рынке.

Мы хотели создать образ компании, которой можно доверять, хотели, чтобы нас воспринимали как компанию с качественным сервисом за доступные деньги. Для меня этот имидж очень важен, и я старался не отходить от него, несмотря на трудности, с которыми мы сталкивались, будь то недостаток компетентных курьеров или высокая стоимость доставки для нас самих.

 

Что пошло не так

Самым трудным для нас оказалось неравномерное распределение заказов в течение месяца. Например, в мае 2016 года «Бумеранг» выполнил 843 заказа за 26 рабочих дней. В среднем получается 32,4 заказа в день. Теоретически 32–33 доставки без труда развезут 3–4 курьера, но по факту нам часто не хватало и 10 курьеров. И вот почему:

0000000000000000000000

 

Как видно из графика, количество заказов сильно варьируется: от 2–3 до 100 и даже 140 в день. Несколько курьеров никак не справятся с таким внезапным наплывом заказов. Поэтому нам приходилось держать в штате до 12 человек и часто самим заниматься развозом. Получается, наши запланированные расходы на персонал выросли в три раза из-за содержания 10–12 сотрудников.

Поднять резко цены мы не могли, так как есть верхний предел, ограниченный стоимостью доставки на такси или найма компанией-клиентом собственных курьеров — сервис не должен обходиться дороже. С другой стороны, есть минимальная планка — стоимость доставки для самой курьерской службы, которая складывается из вознаграждений курьерам, операционных расходов и налоговых выплат. Для нас этот промежуток так и остался отрицательным числом.

При этом мы постоянно ощущали острую нехватку сотрудников. Курьер — не самая популярная профессия, особенно в Узбекистане. У нас с большей охотой идут в продавцы, консультанты, работники точек Paynet. Это усложняет работу, и я уверен, что существующие курьерские службы тоже испытывают трудности с поиском хороших кадров.

444444444444

 

Кроме того, есть такой момент: у нас в стране пока еще не прижилось понятие о том, что время — деньги. Когда заработная плата среднего менеджера будет больше курьерской раз в пять, тогда спрос на услуги доставки будет существенно выше. А сейчас работники компаний готовы сами поехать и отвезти или привезти необходимый груз, документы, лишь бы вырваться из офиса, развеяться, благо, погода чаще всего к этому располагает.

И хотя мы не испытывали особых проблем с поиском новых клиентов, все же основная масса еще не привыкла пользоваться курьерскими службами: к ним часто относятся с долей недоверия и считают дорогостоящими. Но благодаря «Бумерангу» и другим аналогичным проектам эти стереотипы отходят в прошлое, и с ростом экономических показателей в стране и увеличением числа доставочных сервисов постепенно приживется активное использование сторонних служб, аутсорсинг.

Уже сейчас наблюдается рост спроса на курьерские услуги благодаря развитию интернет-торговли, онлайн-платежей. Вот только специализация на доставке документов может быстро потерять актуальность — как только документооборот станет полностью электронным.

Рынок курьерских услуг в Узбекистане ненасыщен, поэтому перспективы развития определенно есть. Это бизнес не из простых, и я считаю, что у нас очень мало специалистов в этой области.

Главная причина закрытия «Бумеранга» — нерентабельность проекта при его бизнес-модели. За все время работы (10–11 месяцев) мы так и не вышли на операционную прибыль, а точка рентабельности отодвигалась все дальше и дальше, так как по мере роста компании и клиентской базы росли и расходы. Изначально у проекта был инвестор, который компенсировал расходы каждый месяц. Через 5–6 месяцев мы заметили пропорциональный рост расходов с ростом численности клиентов. Начали экспериментировать с тарифами, меняли размер зарплаты курьеров и многое другое. Тем не менее, через 8–9 месяцев особого прогресса в рентабельности не достигли, а еще через два остановили сервис.

 

Работа над ошибками и новые цели

Наверное, кто-то скажет, что 11 месяцев — это не срок для окончательных выводов, что нужно было продолжать работу. Но к тому времени у нас уже не было инвестора, а компенсировать расходы своими силами я был не в состоянии.

Если бы был шанс запустить «Бумеранг» заново, я бы отложил запуск. Съездил бы за границу, хотя бы в Москву, чтобы поработать в одной из успешных курьерских служб: желательно и курьером, и менеджером, и в технической части бизнеса. Подобный опыт — надежная основа проекта.

IMG_2072

 

Мне действительно не хватало компетенций во многих сферах. Я не ожидал, что возникнет такая проблема с кадрами, не ожидал, что рутинные дела компании будут отнимать столько времени и энергии, что будет так сложно расставлять приоритеты, эффективно выстраивать бизнес-процессы. Я часто углублялся в микроменеджмент.

Но лично для меня проект был не совсем провальным: он дал мне ценный опыт ведения бизнеса (общение с клиентами, построение бизнес-процессов, наем и мотивация персонала). Благодаря «Бумерангу» я побывал на международных конференциях и тренингах. Мне до сих пор поступают предложения о различных совместных проектах и предложения от других акселераторов. И, наконец, я лучше узнал себя, свои сильные и слабые стороны, это помогло мне понять, в каком направлении двигаться, над чем работать дальше. Сейчас я изучаю логистику, программирование, дизайн-мышление, HR. Посмотрим, во что выльются новые знания, возможно, это будет реанимация «Бумеранга» или что-то новое.

 

Подписывайтесь на Telegram-канал Kommersant.uz и получайте свежие новости и подборки интересных материалов.

 

 

 

 

Похожие материалы
Популярное