Почему сухая автомойка в Ташкенте оказалась провальным проектом

Что нужно сделать, чтобы беспрецедентно успешная в России идея провалилась в Узбекистане, рассказывает основатель и руководитель ZO’R WASH Саркис Маилян.

zor wash

Проект: сухая автомойка ZO’R WASH

Дата основания: март 2014 года

Дата закрытия: сентябрь 2014 года

Откуда идея и в чем суть?

Когда я учился в университете в Москве, знакомый основал там сухую мойку машин Fast and Shine. Я хорошо изучил его дело изнутри. Подобная автомойка пользовалась большой популярностью на Западе. Фишка этого бизнеса в том, что машины моют с помощью специальных химических реагентов без использования воды. Это позволяет осуществлять клининг в таких местах, как стоянки торговых и бизнес-центров, перехватывающие парковки и т. п. То есть человеку не нужно специально выделять время, ждать в очереди, что часто бывает на обычных мойках. Приехал в магазин или на работу, оставил грязную машину на стоянке, сделал свои дела и поехал дальше уже на чистой машине. Деньги затрачиваются те же, время экономится.

После окончания учебы я вернулся в Ташкент и устроился на работу по своей специальности –  химиком в известную отечественную фармкомпанию. Зарплаты на комфортное существование не хватало. Хотелось иметь дополнительный источник дохода. Поэтому с коллегой-партнером решили попробовать реализовать идею сухой мойки.

Сделал бизнес-план: определился с местом, рассчитал проходимость, сколько примерно можно помыть машин в день, прикинул соотношение возможных прибыли и затрат.

Моя мойка не была первой сухой мойкой в Ташкенте. Эти же услуги до меня в течение года оказывали рядом с ТРЦ Mega Planet. Перед открытием я много с кем консультировался, в том числе с ребятами из Mega Planet, вначале мы даже покупали у них чистящие средства. Мы не были конкурентами, потому что наши точки находились в разных концах города.

 Сумма первоначальных вложений — около $600. Деньги пошли на покупку средств для мойки, футболок и бейсболок для мойщиков, арендную плату, оформление стойки, выплату налогов и сопутствующие бюрократические расходы.

В рекламу и продвижение не вкладывал ничего, но в ходе работы встречал положительные отзывы в различных группах в Facebook.

мойка 02

«Поехали!», или как пробудить в себе управленческие способности

Это был мой первый опыт ведения бизнеса, поэтому учиться управлять и решать возникающие вопросы приходилось на ходу.

И вот первый день работы сухой мойки: команда мойщиков собрана, обучена, грязные машины на стоянке паркуются, но… почему-то ничего не происходит. Я просто наблюдаю за тем, как мои деньги улетают в никуда. Именно это стало для меня самым большим стимулом начать шевелиться и управлять своими сотрудниками. В студенческие годы у меня был опыт работы, когда нужно было находить клиентов прямо на улице: подходить к людям, заводить разговор, заинтересовывать в услуге и приводить в офис. Этот опыт очень пригодился в привлечении первых клиентов.

Если на обычную мойку клиенты приезжают сами, то у посетителей магазина не было изначальной цели воспользоваться моей услугой, нужно было убедить их в ее пользе. Вначале это было непросто. Все думали, что если провести сухой тряпкой по грязи, то останется царапина, а так на самом деле и есть. Но у нас-то были специальные средства. Начав разговор с потенциальным клиентом, я, не спрашивая, брызгал средство на самое грязное место автомобиля, вытирал его до блеска, и клиент, видя результат, соглашался на мойку всей машины (еще бы, не ездить же с сияющим чистотой пятном на грязном фоне). Я звал мойщиков, и они брались за дело. А я уже шел к следующей «жертве».

мойка 03

Первые сложности

Но одно дело, когда я – человек с высшим образованием и колоссальной мотивацией — как хозяин бизнеса подходил к владельцам машин и предлагал услуги, и совсем другое – когда это делали 17-летние ребята-мойщики. Понятно, что на эту работу не идут ответственные люди. Обычно идут парни, которые никуда не смогли устроиться, надо очень жестко их контролировать. Одно их неправильное движение может стоить убытков и репутации. Если работник не помоет как следует тряпку, и машина будет поцарапана посторонними примесями, придется возмещать ущерб. Если плохо выполнит услугу (оставит разводы, например), то в следующий раз клиент может в очень грубой форме отказать и другому мойщику, что отобьет любую инициативу и мотивацию.

Чтобы запустить свое дело, я взял на основной работе официальный отпуск. Я проводил на мойке практически все свое время. И дело пошло. Каждый день, пересчитывая кассу, видел, что есть прибыль –  это вдохновляло.

Когда отпуск закончился, я оставил на мойке старшего, и тут начались убытки. Если при мне за пять часов сотрудники мыли десять машин, то когда я уходил, за три часа мылась только одна машина. Качество выполненной работы, которая производилась под моим контролем, заметно отличалось от того, что было сделано в мое отсутствие.

Персонал

На основной работе, где меня окружали в основном люди с высшим образованием, я привык, что все понимается с полуслова, сотрудники ответственно друг к другу относятся. Здесь же было полное разгильдяйство. Чтобы нормально заработать, в день мойщику нужно было помыть минимум пять, а по-хорошему – десять машин, тогда для такой должности получался хороший заработок. Но все хотят прийти и получать деньги ни за что, напрягаться и завлекать клиентов никто особо не стремился.

Более того, были случаи, когда мойщики своими бездумными поступками умудрялись подвергать себя смертельной опасности. И в случае чего мне пришлось бы отвечать не только деньгами и потерянным бизнесом, но и своей свободой.

мойка 04

Причины закрытия бизнеса

На этапе, когда начинаешь бизнес, нужно посвящать этому всё свое время и тщательно контролировать сотрудников. Ни один наемный работник не заинтересован в том, чтобы бизнес рос. Ему интересно получать зарплату. А имеются ли у тебя убытки, заплатил тебе клиент или нет, им всё равно. Владелец бизнеса должен очень строго следить за качеством оказываемых услуг.

В какой-то момент я понял: либо я бросаю основную работу и занимаюсь своим делом с утра до вечера, гоняя мойщиков, либо нет смысла продолжать. Представив, на что мне придется променять приятное общение с интеллигентным коллективом, я потерял всякое желание заниматься бизнесом в этой сфере. Такое дело хорошо для молодых, будь я лет на 4-5 моложе, может, и бросил бы основную работу.

В итоге сухая мойка оказалась для меня убыточной. Но за время ее существования я начал развивать другую услугу – химчистка автосалонов на выезд. Она по сравнению с мойкой приносила большие деньги, что помогло мне, закончив со всеми моечными и чистящими делами, выйти в ноль.

Что стоило сделать по-другому

Если сравнить ZO’R WASH и тот же Fast and Shine, то сумма их вложений на момент открытия во много раз больше, это позволило им быстрее развиваться т. к. они начали предоставлять дополнительные услуги, сами производить и продавать средства, а также продавать франшизы. В 2017 году Fast and Shine заняли 13-е место в рейтинге Forbs самых выгодных франшиз в России.

Так что направление это очень перспективное и у нас – количество машин постоянно увеличивается.

В моем случае для полноценной работы имело смысл еще вложиться в оборудование, например, для уборки салонов и, может быть, дело бы выстрелило. На второй месяц korzinka.uz предлагала мне взять в аренду еще десять точек. Но я хотел посмотреть, что получится из одной точки. Ситуация бы сложилась иначе, будь у меня хороший управленец, которому я бы мог платить хорошую зарплату. Но в тот момент не было таких доходов.

Полученные уроки и советы тем, кто хочет начать свой бизнес

— Успех бизнеса строится на вере создателя, а не сотрудников. Сотрудники никогда не хотят меняться, нужно уметь сломать их мышление верой в свое дело, заразить энтузиазмом, воодушевить.

— Лучше сто раз подумать и решить, готовы ли заниматься этим делом больше года. Если готовы заниматься этим десять лет, то вперед и с песней. Этот принцип справедлив и в работе, и в жизни.

— Научитесь решать проблемы на ходу, они обязательно будут появляться каждый день, причем такие, о каких вы даже не могли подумать, когда составляли бизнес-план.

— Риск должен быть оправданным и грамотным, чтобы не остаться без штанов.

— Даже когда понимаешь, что дело не приносит прибыли и перспектив нет, очень сложно его закрыть, если ты вложил душу, силы и деньги. Но нужно суметь сделать этот шаг. Чем дольше оттягиваешь этот момент, тем в большие дебри можешь залезть.

Чему научился:

— управлять, организовывать работу, создавать условия, заинтересованность

— делать что-то новое, выходить из зоны комфорта, заставлять себя делать то, что не привык, рисковать.

 

Похожие материалы
Популярное