Бизнес-неудача: проект Megaskidka.uz

Поговорили о проекте Megaskidka.uz, который был на слуху почти два года, а потом тихо закрылся, с его основателем и руководителем – Алишером Касымовым.

Все очень любят  слушать о победах и успехах, однако мало кто из нас задумывался о том, что гораздо важнее изучать поражения, а не триумфы. Ведь гораздо полезнее «укрепить броню» от препятствий, которые ведут к закрытию проектов, чем слушать об успехе людей, которые попросту не столкнулись с проблемами. В нашей рубрике «Бизнес-неудачи» вы познакомитесь с историями узбекских бизнесменов, которые прошли через подобный опыт и которые готовы поделиться им.

megaskidka_1

 

Проект: Megaskidka.uz

Год основания: 2012

Год закрытия: 2014

Megaskidka.uz – это сервис коллективных скидок. Идея создания такого сервиса изначально принадлежала не нам, такой стартап на тот момент уже существовал в США и назывался Groupon. Принцип работы сервиса заключался в том, что ресторан, допустим, предоставляет хорошую скидку посетителям, если его посетит определенное количество человек, т.е. 10 забронированных столиков в ресторане обеспечивают 50%-скидку каждому из посетителей. Помимо ресторанов и кафе, акции распространялись на салоны красоты, спортивные залы, зоны отдыха и т.д. Очень быстро эта система стала популярной, появилось множество аналогов в Штатах, России и во многих других странах мира. Мы в свое время решили открыть первую такую компанию здесь, но и у нас со временем появились конкуренты. Механизм работы Megaskida.uz был таким: потребитель покупает скидочные купоны через Интернет и посещает то место, в котором проводится акция, а заведение, в свою очередь, ведет счет купонов. Как только набирается нужная цифра (например, 30 посетителей), обладателям купонов предоставляется скидка. Принцип работы был простой и пользовался большой популярностью. В то время, как мы открывали наш проект, мы были полны энтузиазма и стремились добиться популярности. Главной целью было создание крутого проекта, который привлечет много внимания и запустит волну популярности. Такая цель, как заработок денег, конечно, была, но она не была основной, поэтому, наверное, мы и просуществовали 2 года.

800(38)

Преграды на пути

К сожалению, буквально через год все существующие на нашем рынке аналогичные проекты постепенно начали закрываться. Мы, как и другие компании, столкнулись с рядом проблем, с которыми не могли справиться.

Без1

К закрытию привели некоторые аспекты, которые изначально не были никем учтены. Первый из них – наша страна не приспособлена для выживания стартапа, для запуска – да, но для продолжения жизненной деятельности – нет. Объясню: в США и во всем Западном мире существует такое понятие, как IPO, иначе говоря – публичная продажа акций акционерного общества. Таким образом, даже если компания убыточная, она может выставлять свои акции на продажу различным инвесторам, как это в свое время сделал Facebook  (компания стоила миллиарды, но была убыточной, после проведения IPO компания вышла в плюс, для этого им понадобилось 7 лет). В Узбекистане нет возможности надеяться и полагаться на IPO, только на то, что компания будет зарабатывать больше, чем расходовать. Да, с виду обычная математика, но все гораздо сложнее, чем кажется.

Отсюда и вторая причина – расходов было намного больше, чем доходов. Чтобы обеспечивать жизнедеятельность компании, было необходимо постоянно вкладываться, не всегда получая полноценной отдачи.

Причина номер три – сам по себе сервис коллективных скидок в какое-то время был очень популярным во всем мире, можно сказать, что это был бум, но, к сожалению, сам по себе сервис не остался таким востребованным, как ожидалось.

Далее, это было не очень выгодно заведениям, предоставлявшим скидки. Изначально задумывалось так, что клиенты, один раз посетившие заведение и при этом получившие скидку (такие акции проводились примерно раз в 3 месяца), захотят посетить его повторно. К сожалению, этого не происходило – потребителям нравились скидки, но при этом они не обращали внимания на сервис, кухню, комфорт и другие аспекты. Заведения ожидали, что привлекут новых клиентов, наберут популярность за счёт предоставляемых скидок, но, по сути, рекламная кампания так и не сложилась.

Самым большим препятствием стали трудности с оплатой. В то время, когда мы работали, не существовало систем онлайн-платежей, так как покупка купонов осуществлялась именно через Интернет. В то время для того, чтобы купить купон, приходилось искать Paynet и, к тому же, платить 15% комиссии. Сейчас ситуация, конечно, изменилась, существует множество платежных систем, созданы все удобства для онлайн-платежей. Если задаться вопросом, имеет ли смысл сейчас возобновлять Megaskidka.uz, учитывая, что одна из больших проблем сейчас решена, то я отвечу «нет». Да, удобство оплаты – важная составляющая, и ситуация намного благоприятнее чем в 2012 году, но не факт, что это помогло бы компании подняться на безубыточный уровень.

Может, из-за того, что нам повезло больше или в счет того, что мы первооткрыватели, наш проект просуществовал дольше всех и закрылся последним. Конечно, позже я понял, что мы запустили наш проект преждевременно, так как наш рынок и государство не были готовы к такому.

megaskidka_3

Ценный урок

Хотя проект потерпел неудачу, мы не потеряли надежды на будущие проекты и узнали для себя много полезного.

Со временем я понял, что просто хорошей идеи и мотивации недостаточно. Да, это вещи, без которых нельзя, они обязательно должны присутствовать, но со временем мотивация пропадает. Энтузиазм – хорошо, мотивация – отлично! С ними можно и горы свернуть,  но успешному предпринимателю нужна и дисциплина. Почему спортсмены успешны? Потому что у них есть дисциплина: нужно в 6 часов вставать и бегать каждый день, поэтому они встают и бегают. Так станьте спортсменом в бизнесе, воспитайте в себе дисциплинированного человека, поставьте свои желания на второй план. Я сам научился ставить дисциплину выше мотивации и энтузиазма.

Не стоит бояться рисковать и совершать ошибки. 9 из 10 принятых вами решений будут ошибочными и только одно – верным. Ошибки – ваши учебники, ваши учителя. Без них вы никогда не поймете, что правильно, а что нет.

У нас очень талантливая и одаренная молодежь. Наш народ очень стойкий, боевой и терпеливый. Мы умеем пробиваться, мы стрессоустойчивые. Это все те качества, которыми должен обладать предприниматель. Не бойтесь рисковать, бизнес не строится без рисков.

Если вы решили открыть какой-то бизнес, исследуйте поле, пообщайтесь с людьми, пробовавшими себя в этом поле. Важно будет пообщаться с теми, кто потерпел неудачу, у кого не получилось пробиться. Большинство слушает успешных людей, ведь, как правило, они добились успеха. Многих не волнует тот факт, что, наряду с этим, успешным предприятием открывалось  n-ное количество аналогичных компаний. Просто по воле случая они провалились. Только о них никто не знает, ведь никому нет дела до проектов, потерпевших неудачу, когда на самом деле у вас есть возможность узнать все подводные камни, ведущие к краху, и укрепить броню заранее.

Стоит заранее понимать, что успех не приходит сразу, не приходит и через месяц, и через год. Настоящий успех приходит через два года, это именно тот период, который покажет, можете ли вы справляться с преградами, не сломают ли вас трудности на пути. Начинающий предприниматель должен спотыкаться, падать, набивать шишки – иными словами, познать все на своем опыте. Если за два года человек так ничему и не научится, то это попросту не его, не стоит дальше мучиться.

Я абсолютно не жалею о проекте Megaskidka.uz, мы получили много драйва, знаний, опыта, познакомились с интересными людьми, а также, что самое важное сейчас, открыли другие проекты и, благодаря  приобретенному опыту, добиваемся успеха. В общем – мы рискнули и не жалеем об этом. Помните – всегда оставайтесь мечтателями, ставьте цели, идите к ним, несмотря на барьеры. За вами наше будущее!

 

 

Похожие материалы
Популярное