Бизнес-неудача: Megaskidka.uz

Все очень любят  слушать о победах и успехах, однако мало кто задумывается о том, что гораздо важнее изучать поражения, а не триумфы. Ведь гораздо полезнее «укрепить броню» от препятствий, которые ведут к закрытию проектов, чем слушать об успехе людей, которые попросту не столкнулись с проблемами. В нашей рубрике «Бизнес-неудачи» вы познакомитесь с историями узбекских бизнесменов, которые прошли через подобный опыт и готовы поделиться им.

megaskidka_1

Поговорили о проекте Megaskidka.uz, который был на слуху почти два года, а потом тихо закрылся, с его основателем и руководителем Алишером Касымовым.

Проект: Megaskidka.uz

Год основания: 2012

Год закрытия: 2014

Megaskidka.uz – это сервис коллективных скидок. Идея создания такого сервиса изначально принадлежала не нам, такой стартап на тот момент уже существовал в США и назывался Groupon. Принцип работы сервиса заключался в том, что ресторан, допустим, предоставляет хорошую скидку посетителям, если его посетит определенное количество человек, то есть 10 забронированных столиков в ресторане обеспечивают 50-процентную скидку каждому из посетителей. Помимо ресторанов и кафе, акции распространялись на салоны красоты, спортивные залы, зоны отдыха и т. д. Очень быстро эта система стала популярной, появилось множество аналогов в Штатах, России и во многих других странах мира.

Мы в свое время решили открыть первую такую компанию здесь, но и у нас со временем появились конкуренты. Механизм работы Megaskida.uz был таким: потребитель покупает скидочные купоны через Интернет и посещает то место, в котором проводится акция, а заведение, в свою очередь, ведет счет купонов. Как только набирается нужная цифра (например, 30 посетителей), обладателям купонов предоставляется скидка. Запуская сервис, мы были полны энтузиазма. Главной целью было создание крутого проекта, который привлечет много внимания и поймает волну популярности. Такая цель, как заработок денег, конечно, была, но она не была основной, поэтому, наверное, мы и просуществовали целых два года.

 

Преграды на пути

800(38)

К сожалению, буквально через год все существующие на нашем рынке аналогичные проекты постепенно начали закрываться. Мы, как и другие компании, столкнулись с рядом проблем, с которыми не cмогли справиться.

К закрытию привели некоторые аспекты, которые изначально не были никем учтены. Первый из них – наша страна не приспособлена для выживания стартапа. Для запуска – да, но для продолжения жизнедеятельности – нет. Объясню: в США и во всем Западном мире существует такое понятие, как IPO, иначе говоря, публичная продажа акций акционерного общества. Таким образом, даже если компания убыточная, она может выставлять свои акции на продажу различным инвесторам, как это в свое время сделал Facebook  (компания стоила миллиарды, но была убыточной, после проведения IPO компания вышла в плюс, для этого им понадобилось семь лет). В Узбекистане нет возможности надеяться и полагаться на IPO, только на то, что компания будет зарабатывать больше, чем расходовать. Да, с виду обычная математика, но все гораздо сложнее, чем кажется.

Отсюда и вторая причина – расходов было намного больше, чем доходов. Чтобы обеспечивать жизнедеятельность компании, было необходимо постоянно вкладываться, не всегда получая полноценной отдачи.

Причина номер три – сама по себе идея коллективных скидок в какое-то время была очень популярна во всем мире, можно сказать, что это был бум, но, к сожалению, сервис не остался таким востребованным, как ожидалось.

 

quotes_miniНаша страна не приспособлена для выживания стартапа. В Узбекистане нет возможности надеяться на IPO, только на то, что компания будет зарабатывать больше, чем расходовать.

 

Далее, это было не очень выгодно заведениям, предоставлявшим скидки. Изначально задумывалось так, что клиенты, один раз посетившие заведение и при этом получившие скидку (такие акции проводились примерно раз в три месяца), захотят посетить его повторно. К сожалению, этого не происходило – потребителям нравились скидки, но при этом они не обращали внимания на сервис, кухню, комфорт и другие аспекты. Заведения ожидали, что привлекут новых клиентов, наберут популярность за счет предоставляемых скидок, но, по сути, рекламная кампания так и не сложилась.

Самым большим препятствием стали трудности с оплатой. В то время не существовало систем онлайн-платежей, а покупка купонов осуществлялась именно через Интернет. В то время для того, чтобы купить купон, приходилось искать Paynet и к тому же платить 15% комиссии. Сейчас ситуация, конечно, изменилась, существует множество платежных систем, созданы все удобства для онлайн-платежей. Но если задаться вопросом, имеет ли смысл сейчас возобновлять Megaskidka.uz, учитывая, что одна из больших проблем сейчас решена, то я отвечу «нет». Да, удобство оплаты – важная составляющая, и ситуация намного благоприятнее, чем в 2012 году, но не факт, что это помогло бы компании подняться на безубыточный уровень.

Может, потому, что мы были первыми, или нам просто повезло больше, наш проект просуществовал дольше всех и закрылся последним. Конечно, позже я понял, что мы запустили наш проект преждевременно, так как наш рынок и государство не были готовы к такому.

 

Ценный урок

megaskidka_3

Хотя проект потерпел неудачу, мы не потеряли надежды на будущие проекты и узнали много полезного.

Со временем я понял, что просто хорошей идеи и мотивации недостаточно. Энтузиазм – хорошо, мотивация – отлично! С ними можно и горы свернуть,  но успешному предпринимателю нужна и дисциплина. Почему спортсмены успешны? Потому что у них есть дисциплина: нужно в шесть утра вставать и бегать каждый день, поэтому они встают и бегают. Так станьте спортсменом в бизнесе, воспитайте в себе дисциплинированного человека, поставьте свои желания на второй план. Я сам научился ставить дисциплину выше мотивации и энтузиазма.

Не стоит бояться рисковать и совершать ошибки. 9 из 10 принятых вами решений будут ошибочными и только одно – верным. Ошибки – ваши учебники, ваши учителя. Без них вы никогда не поймете, что правильно, а что нет.

У нас очень талантливая и одаренная молодежь. Наш народ очень стойкий, боевой и терпеливый. Мы умеем пробиваться, мы стрессоустойчивые. Это все те качества, которыми должен обладать предприниматель. Не бойтесь рисковать, бизнес не строится без рисков.

Если вы решили открыть какой-то бизнес, исследуйте поле, пообщайтесь с людьми, пробовавшими себя в этом поле. Важно будет пообщаться с теми, кто потерпел неудачу, у кого не получилось пробиться. Большинство слушает успешных людей, ведь, как правило, они добились успеха. Многих не волнует тот факт, что наряду с этим успешным предприятием открывалось  n-ное количество аналогичных компаний. Просто по воле случая они провалились. Только о них никто не знает, ведь никому нет дела до проектов, потерпевших неудачу, хотя на самом деле их опыт – это возможность узнать все подводные камни, ведущие к краху, и укрепить броню заранее.

Стоит понимать, что успех не приходит сразу, не приходит и через месяц, и через год. Настоящий успех приходит через два года, это именно тот период, который покажет, умеете ли вы справляться с преградами, не сломают ли вас трудности на пути. Начинающий предприниматель должен спотыкаться, падать, набивать шишки – иными словами, познать все на своем опыте. Если за два года человек так ничему и не научится, то это попросту не его, не стоит дальше мучиться.

Я абсолютно не жалею о проекте Megaskidka.uz, мы получили много драйва, знаний, опыта, познакомились с интересными людьми, а также, что самое важное сейчас, открыли другие проекты и благодаря  приобретенному опыту добиваемся успеха. В общем, мы рискнули и не жалеем об этом. Помните – всегда оставайтесь мечтателями, ставьте цели, идите к ним, несмотря на барьеры. За вами наше будущее!

 

Подписывайтесь на Telegram-канал Kommersant.uz и получайте свежие новости и подборки интересных материалов.

 

 

 

 

Похожие материалы
Популярное