Бизнес-неудача: Simple Cafe

Шохрух Яссавий рассказал Kommersant.uz, как его, казалось бы, успешно развивающийся проект потерпел неожиданное фиаско, но вывел его на новый уровень ведения бизнеса.

photo_2017-01-24_23-04-10

 

Новый формат раскрутки бизнеса: реалити-шоу

Все, что связано с кафе Simple, происходило спонтанно. Я занимался совсем другим бизнесом (маркетинговое агентство Great Wall Media) и открывать свое заведение не планировал, пока мне не предложили помещение в аренду на вполне приемлемых условиях. Какое-то время раздумывал, а потом сказал: «А почему бы и нет?» и согласился. Мы решили сделать все в кратчайшие сроки и как можно проще. Поэтому и название дали соответствующее – Simple.

Идея вести репортаж о том, как идет подготовка к открытию, тоже появилась внезапно, и целью была не реклама, а скорее стимул, чтобы не остановиться на полпути, не бросить все и не забыть о том, чего хочу. Это как собраться лететь в космос и сообщить всем о своем намерении — хотя бы раз в день кто-нибудь будет спрашивать: «Ну что, собираешься? Ракету уже строишь?». И ты уже отвечаешь не только перед собой и должен будешь стоять на своем – люди ведь ждут.

А еще это большая поддержка. Когда окружающие проявляют интерес, приободряют тебя, появляется еще больше сил и вдохновения. Только потом выяснилось, что это хороший пиар-ход – мы еще не открылись, а о нас уже наслышаны. Хотя нужно признать, что у этого дела были и свои минусы.

Многие не верили, что в самом начале не было ничего, кроме компьютера, определенной суммы денег и желания. Также в социальных сетях долго обсуждался вопрос получения мной кредита – строились разные догадки типа «А у него родственник в банке, а то так просто не дали бы кредит». Хотя на самом деле было совсем не так. Я пошел в банк, рассказал идею, предоставил необходимую документацию. Да, это процесс не самый легкий, но работники банка очень помогли и в оформлении, и в выдаче кредита.

 

Что произошло с кафе Simple?

photo_2017-01-24_11-30-03Знаете, что бывает, если опустить свежее мясо в море? Со всех сторон приплывут хищники, и каждый захочет урвать свой кусок. Вот так же было со мной, когда я пытался открыть кафе. Разные люди в большом количестве приходили ко мне с различными предложениями – в силу своей неопытности и привычки решать все здесь и сейчас я соглашался на их предложения, половина из которых не оправдали ожиданий, не были выполнены так, как описывалось изначально или просто оказались не нужны.

А за полтора месяца до запланированного открытия на меня стали давить с разных сторон – либо открывайся сейчас, либо не открывайся вообще. Мы открылись, но определенно не были к этому готовы. Не успели объявить о мероприятии, развезти пригласительные, да чего уж там – была даже нехватка определенной кухонной утвари, не говоря уже о подготовке персонала. Но мы открылись, и дело вроде как пошло.

В самом начале мы зарабатывали совсем неплохо, но ни копейки из этих денег я так и не увидел. При подсчете финансов выяснилось, что мы работаем в убыток. Вроде и клиенты есть, и деньги в кассу поступают, а прибыли все равно ноль, еще и ушла n-ная сумма денег из собственного кармана. А все потому, что я не контролировал этот процесс, принимая на веру все, что мне говорят.

Сначала нас закрыли из-за некоторых правонарушений, но мы снова открылись через месяц. Дополнительно переоборудовали соседнее помещение под кухню и начали работать. Все шло неплохо, запустили доставку еды, которая набирала обороты, да и в само кафе приходили посетители, были постоянные клиенты. Снова возникли проблемы, теперь уже с арендой помещения. Уже после того, как вложился, сделал ремонт и установил все необходимое оборудование, стало понятно, что расположение кафе не самое удачное, а когда выяснилось, что мы с арендодателем не сходимся во мнениях, сотрудничество прекратилось, и кафе закрылось.

 

Ошибки начинающего бизнесмена

Ошибка №1. Неправильно поставленная цель. Я стремился только к тому, чтоб открыть заведение, забыв о том, что это может сделать при желании каждый. Я не подумал о том, что это место должно нравиться людям, приносить хорошее настроение и, конечно, заработок.

Ошибка №2. Отсутствие планирования. В тот момент я не понимал: а зачем вообще люди что-то планируют, пишут что-то на бумажках, проводят различные анализы и вычисления? Нужно просто браться и делать, а проблемы решать по мере поступления. Насколько я был неправ в этих суждениях, я понял очень скоро и очень отчетливо.

Ошибки №3 и №4. Халатное отношение к ведению документации и чрезмерное доверие к людям. Все мои сделки совершались на словах и закреплялись рукопожатием – работал с людьми, которых знал не первый день и не считал нужным возиться с бумажной работой. Это еще один фактор, из-за которого я погорел: люди не выполняли свои обещания, беспричинно поднимали арендную и другие платы, изымали какую-то ранее предоставленную аппаратуру. И я ничего не мог с этим поделать, так как у меня не было подтверждающих договоренности документов.

Ошибка №5. Отсутствие контроля работников. Когда по отношению ко мне звучало известное всем выражение о том, что рыба гниет с головы, я только отмахивался: это ко мне не относится, я не виноват, просто работники такие попадаются, что я могу поделать? И снова ошибался. Было время, когда работал ночами, потом отсыпался и приходил в кафе только после обеда. Мало того, что я не знал о том, что происходило здесь за время моего отсутствия, так еще и персонал привык: «А он все равно раньше этого времени не появится», — рассуждали они, ну и конечно, делали, что хотели.

Ошибка №6. Большая команда в самом начале не только не помогает, а наоборот, усложняет процесс. Невозможно было уследить за всеми и повлиять на всех. Лучше начинать с трех—четырех человек, а потом со временем и по мере необходимости набирать еще, тщательно подходя к процессу отбора – тогда может получиться отличная команда, слажено и продуктивно работающая и без постоянного контроля.

 

А теперь немного о Simple Lunch

77

 

Simple Lunch запускался как запасной вариант, дополнение к уже существующему бизнесу – просто я не верил в доставку. Мы запустили его в качестве доставки обедов юридическим лицам – фирмам, предприятиям и т. д. Но со временем появился спрос и со стороны физических лиц, и не только на обеды – у нас стали заказывать завтраки, полдники, ужины. Хотя основное количество заказов все же приходится на обеденное время, так что иногда даже не успеваем.

Здесь тоже было несколько проблем. Первая – упаковка готовой еды. Повара физически не успевали следить за всем, могли недоглядеть и забыть положить что-то в комплект. Поэтому сейчас наняли человека именно для упаковки заказов, который все проверяет, перепроверяет и отвечает за недочеты.

Были сложности и с поварами: один из них как-то попробовал еду и не захотел есть свой же продукт – настолько было невкусно. Работников сменили, нашли отличного повара, и теперь клиенты довольны и даже могут закрыть глаза на иногда задерживающуюся доставку только потому, что им привозят вкусную еду. Также по просьбе клиентов разнообразили меню и добавили новые блюда – в общем, находимся в процессе активного развития.

 

Проекты на стадии реализации

Агентство Great Wall Media распалось из-за работы над Simple, хотя приносило стабильный хороший доход. Проект Simple вообще выбил немного из колеи и практически обанкротил. Но я несильно переживал – для меня важен не столько заработок, сколько процесс создания чего-то нового. Сейчас снова набирается команда, откроем что-то похожее на Great Wall Media, но будем заниматься не просто рекламой, а продвижением бизнеса в целом.

Планирую также снова открыть заведение общепита, но уже немного другого формата. Ошибки свои повторять не собираюсь и пока не спешу – узнаю рынок, рассчитываю затраты и планируемые доходы, составляю четкий план действий.

photo_2017-01-24_11-30-15Скоро запускаем еще один проект по доставке теперь уже модной и необходимой сейчас здоровой пищи. По сравнению с уже существующими в этой сфере заведениями мы планируем быть доступнее по цене и при этом сделать совершенно разнообразное меню. Также недавно запустили сервис Chocolife.uz — заказ тортов через интернет с доставкой в удобное для клиента время.

Вообще наблюдается хорошая тенденция – интернет-рынок активно развивается, можно внедрять много пока еще новых для нас сервисов. Например, онлайн-покупки – сейчас люди готовы покупать через интернет, а продавать через него выгодно. Так как я закончил Ташкентский университет информационных технологий и неплохо разбираюсь в ИКТ, планирую больше заниматься интернет-проектами, а также собираюсь автоматизировать некоторые процессы. Начать думаю с приема заказов на доставку – сейчас мы пользуемся сторонним приложением, но уже идет процесс разработки своего программного обеспечения.

Однажды вечером мою голову посетила мысль создать аналог «Чат-рулетки», только в узбекском сегменте и доступный в Tas-IX. Озвучил эту мысль коллегам, а они мне ответили, что на это уйдет как минимум полгода. Меня такой ответ мало устроил: «Никто не идет домой, запускаемся в течение недели». И мы запустили сервис Gapchik.uz, который в первый же день набрал 1000 пользователей. На следующий день количество превысило 2000, и… мы его закрыли. Ребята были против, потому что проект набирал обороты и пользовался успехом. Но решение было таково – доработать сервис, потому что я видел его совсем по-другому, и в скором времени снова запустить. Повторять уже существующие соцсети или пытаться создать узбекский Facebook смысла нет – это безнадежно. Это будет что-то иное, а что именно, увидите совсем скоро.

 

Немного мудрости от Шохруха

Узбекский подход к ведению бизнеса – зарабатываешь деньги и хорошо, незачем дальше вкладываться, развиваться, обновлять что-то.

Хороший юрист, хороший бухгалтер и друг-мечтатель – все, что необходимо для создания и развития бизнеса (почерпнуто из фильма «Список Шиндлера»). Лучше в самом начале потратиться на юриста и бухгалтера, чем потом оказываться под завалом проблем.

Запустить – раскрутить – продать. Не стоит влюбляться в свои проекты, привязываться к ним и действовать на эмоциях. Их можно продать, получить хорошую прибыль и вложить эти деньги в развитие чего-то другого. Можно успеть попробовать много нового.

Не стоит слушать многочисленные советы и безоговорочно следовать им. Потому что потом, когда у тебя ничего не выходит, ты жалеешь больше, чем если бы ты сам принимал решение. Пусть оно и провальное, но оно твое, и только ты за него ответственен.

 

Подписывайтесь на Telegram-канал Kommersant.uz и получайте свежие новости и подборки интересных материалов.

 

 

 

 

Похожие материалы
Популярное