Президент подверг критике беспорядочную работу в сфере инвестиций

Ранее между первоначальной и утвержденной стоимостью инвестиционного проекта возникал разрыв в размере до 80%, что приводило к необоснованным тратам бюджетных средств.

photo_2018-01-18_01-09-29

Под председательством Шавката Мирзиёева прошло видеоселекторное совещание, посвященное вопросам применения нового порядка формирования и финансирования государственных программ развития Республики Узбекистан.

Президент, отмечая важность инвестиций для достижения высоких темпов экономического роста, подверг критике наблюдавшуюся прежде беспорядочную организацию работы в этой сфере, пишет УзА.

Прежде руководители сферы в погоне за громкими цифрами занимались приукрашиванием показателей привлечения и освоения инвестиций. Вследствие этого руководители хокимиятов и отраслей, чтобы выполнить эту нагрузку, были вынуждены включать в инвестиционные программы неэффективные, несоответствующие развитию регионов и отраслей проекты без конкретных источников финансирования и инициаторов.

Так, в 2012—2017 годах АО «Узбекэнерго» включило в инвестиционные программы 14 проектов общей стоимостью $3,3 млрд. Все они были признаны нецелесообразными и прекращены решениями правительства. Вызывает недоумение, почему же на подготовку документации по этим проектам затрачено $185 млн.

Формирование инвестпрограмм и экспертиза проектов осуществлялись по критериям и процедурам, определенным в постановлениях 15-летней давности. В частности, в результате многократных повторных согласований технико-экономического обоснования, бизнес-плана и тендерной документации по проектам их экспертиза затягивалась до шести месяцев вместо положенных 15 дней. Это приводило к удорожанию и снижению рентабельности инвестиционного проекта.

Включению в инвестиционные программы подлежат экономически обоснованные проекты с готовой проектно-сметной документацией. Однако раньше такая документация готовилась после включения проекта в инвестиционную программу. В результате в некоторых случаях между первоначальной и утвержденной стоимостью проекта возникал разрыв в размере до 80%. Это приводило к необоснованным тратам бюджетных средств.

Из-за просчетов в формировании проектов, непривлечения средств инвесторов на их реализацию многие предприятия обанкротились. Коммерческие банки, на которых было возложено оздоровление предприятий, также понесли большие убытки. С учетом этого с текущего года прекращена практика передачи предприятий-банкротов на баланс банков.

Из-за поверхностного экономического анализа проекты не оправдывали себя и после ввода мощностей в строй. Производство продукции не налаживалось из-за отсутствия сырья, доступа к электроэнергии и газу, экономической неэффективности.

Некоторые незавершенные или нереализованные в срок проекты годами кочевали из программы в программу. К примеру, проект лабораторного оснащения Государственного центра санитарно-эпидемиологического надзора был включен в инвестиционную программу сначала в 2015 году, затем в 2016 и 2017 годах.

Фото: пресс-служба президента

 

Похожие материалы
Популярное