Как работают в Nestlé Uzbekistan: сверхзадачи и программы развития

Kommersant.uz узнал тонкости работы международной компании, секреты менеджмента, перспективы роста и за что могут уволить из компании.

Nestlé Uzbekistan: Больше 20 лет на рынке
Общее количество заводов — два в Намангане + офис в Ташкенте.
Количество человек в компании — больше 400 человек
Дата основания — 1999 год

«Нестле» работает на рынке Узбекистана уже почти 20 лет. В Узбекистане компания представлена двумя производствами в Намангане — заводом по выпуску воды и молока и молочных напитков, готовых к употреблению.

Рабочий день

Рабочий день сотрудников ташкентского офиса начинается с пропускного пункта, в котором установлено специальное оборудование, контролирующее приход и уход. Гостям выдаются бейджики, но передвигаться по территории офиса они имеют право только в сопровождении сотрудников компании. Для всех посетителей в обязательном порядке проводятся тренинги по безопасному поведению на территории «Нестле». К примеру, при передвижении по лестницам вам обязательно напомнят о необходимости держаться за перила. Компания гордится тем, что количество несчастных случаев в компании сведено к минимуму. Отношение к безопасности тут очень трепетное — на каждом шагу напоминания о том, что безопасность сотрудников — это один из главных приоритетов компании.

Разделение на отделы и направления здесь достаточно сложное, но в то же время логичное. Вся работа компании делится по направлениям бизнеса — вода и молочная продукция местного производства, а также детское питание, кофе и шоколад импортного производства. Каждое направление также имеет свои отделы: финансов и контроля, отдел продаж, логистики и закупок, маркетинга, HR. Также в компании функционирует юридический отдел, отдел по корпоративным связям и по связям с госорганами.

Работа в ташкентском офисе начинается в 9 утра. Все домашние передряги и неприятности остаются за порогом, так как ничто не должно мешать эффективной командной работе. С самого утра сотрудники начинают планировать свой день. Все коммуникации осуществляются через корпоративную почту, а мобильные отделы, такие как отдел продаж или транспортный, активно пользуются мессенджерами. В компании действует принцип бережного отношения к бумаге и вообще бережливое отношение к ресурсам, особенно к таким, как вода, бумага, электричество — важные приоритеты в работе.

Как сюда берут на работу?

В компанию довольно сложно попасть — требования к кандидатам достаточно строгие, большой конкурс и жесткий отбор.

Эльвира Шихбадинова
HR-менеджер

«При поиске кандидатов мы в первую очередь размещаем объявления на специализированных сайтах для поиска работы. После предварительного анализа поступивших резюме наш специалист производит первичный обзвон соискателей, в результате которого отбираются те, кто будет приглашен на интервью по компетенциям. Во время этого интервью мы стараемся понять, насколько заявленные в резюме навыки соответствуют действительности. Следующий этап интервью проходит уже в присутствии руководителя того отдела, в который рассматривается кандидат. На данном этапе изучается профессиональная компетенция соискателя, а также его достижения в предыдущей практике. В результате отбирается один кандидат, который получает долгожданный job offer и принимает его. Или не принимает, если он имеет другие ожидания по компенсациям, уровню должности или функциональным обязанностям».

Если соискатель подошел компании и принят на работу, все только начинается. Нужно быть готовым к длительному и нелегкому адаптационному периоду. Крупная компания, большое количество сотрудников, много отделов, строгие процедуры и политики. С первого рабочего дня новому сотруднику дают с десяток политик и процедур, в которых прописана только малая часть принципов и правил, которые беспрекословно должны соблюдаться сотрудниками компании во всем мире. Процессы в компании построены так, что сотрудник может в любой момент обращаться за помощью, как к своему непосредственному руководителю, так и эскалировать вопрос на другие уровни.

Новые уровни развития и годовые планы

Самые важные процессы определения таргетов и целей в компании унифицированы на всех рынках. Новый сотрудник «Нестле» получает не только должностную инструкцию, но и вырабатывает совместно со своим руководителем годовой план задач. Цели каскадируются от высшего руководства и должны соответствовать стратегическим планам компании. Они должны быть обязательно достижимы, измеримы, понятны и четко определены во времени.

Раз в квартал руководитель просматривает поставленные цели и оценивает их релевантность. Они прописываются и согласовываются с тем, чтобы в конце года определить эффективность сотрудника. При изменении обстоятельств, рыночной конъюнктуры или возникновении других форс-мажорных факторов цели могут пересматриваться в течение года. В конце года сотруднику дается обратная связь, и он получает рейтинг, который и влияет на годовой пересмотр зарплаты.

Кроме годового плана задач, каждый сотрудник совместно со своим руководителем разрабатывает для себя план развития, в котором точно и конкретно описывается его видение своего будущего в компании, а также все шаги, которые он должен сделать в собственном развитии для того, чтобы соответствовать своему выбранному светлому будущему. Сотрудник сам проводит ассессмент своих компетенций и отмечает навыки, которые ему необходимы.

В «Нестле» действует система 70-20-10. 70 процентов обучения происходит за счет самостоятельной работы, 20 процентов — знания, которыми руководитель может поделиться с подчиненным, и 10 процентов — тренинги. После сбора всех форм развития составляется план на весь год и рассчитывается бюджет. Затем собираются группы по заявленным темам и приглашаются тренеры из академии «Нестле» (Москва) либо из Узбекистана. Многие кандидаты наслышаны об академии, в которой трудятся специалисты высочайшего класса. Именно эти тренинги и делают сотрудников компании уникальными на рынке труда.
Два раза в год в компании проводится процедура оценки потенциала сотрудников. Иными словами, анализируют, сможет ли тот или иной сотрудник через несколько лет занять более сложную позицию или же это его потолок. Изучают его самосознание, самооценку, нацеленность на результат и коммуникабельность через призму эффективности.

Еще один параметр — оценка преемственности. Каждый руководитель должен взрастить себе преемника. Если у руководителя уже есть кто-то на примете, то это большой плюс. В этом случае он сможет принять предложение с другого рынка. Если преемника нет, то о предложении его даже не уведомят, так как нельзя развивать один рынок в ущерб другому.

В компании существует программа подготовки менеджеров с высоким потенциалом Management Trainee (MT). По результатам ассессмент-центра выбираются наиболее перспективные специалисты, которые только окончили вуз или имеют небольшой опыт работы. В MT четко прописывается план работы сотрудника: в каких отделах и какой период он будет работать. Так же, как и все, они получают зарплату, их трудоустройство проходит по всем правилам трудового кодекса. Хотя они и числятся как стажеры, их работа кардинально отличается от программы стажировки. Стажировка направлена на студентов вузов и проходит три месяца, на протяжении которых стажеры узнают о процессах компании. Данная программа направлена на подготовку и развитие молодых специалистов, которые впоследствии могут занять ключевые управленческие позиции в компании. Особенностями программы является изучение бизнеса с разных сторон, ротация между подразделениями, неограниченные возможности для профессионального развития.

Как продукция компании реализуется на рынках

Рынки, на которых работает «Нестле», обширны, это более 460 фабрик во всем мире, 8 500 брендов, продаваемых практически во всех странах мира. И у продаж в Узбекистане есть свои особенности.

Абдулазиз Махмудов
Менеджер по продажам Nestlé Uzbekistan

«Работа отдела продаж в „Нестле“, пожалуй, самая трудная. Наш отдел вовлечен в процессы планирования производства, предполагаемых продаж, контроля денежных потоков, прогнозирования спроса. Цена ошибки в этом процессе очень высока — мы должны продать ровно столько, сколько произвели. Также нельзя допускать ситуации out of stock, когда спрос превышает предложение и мы не успеваем вовремя доставить продукт до нашего потребителя. Команда продаж — это самый активный и неутомимый орган в компании. Проследить за тем, чтобы в магазины, рестораны и отели продукция была завезена вовремя в полном ассортименте, найти подход и общий язык с каждым контрагентом, проследить за сроками и условиями хранения, при этом не забывать о флагманской роли „Нестле“ в повышении корпоративной культуры на рынке продуктов питания во всем мире — это часть обязанностей и миссии нашей команды продаж».

Первые отзывы, жалобы и пожелания, претензии и заявки получает команда продаж. Минимальные требования, предъявляемые к сотрудникам, — коммуникабельность, аккуратность, дисциплинированность, соответствие требованиям, прекрасное знание продукта и своей территории, хорошие отношения с дистрибьютором и отличные математические способности. Кроме того, у каждого продажника есть достаточно амбициозные цели по объемам продаж, о которых нельзя забывать. Продукция компании представлена практически на всей территории республики. Для удобства и в соответствии с принятыми механизмами продаж на глобальных рынках территория Узбекистана условно разделена на три крупных региона — центральный (Ташкент и окрестности), Ферганская долина и юго-запад. За каждый регион отвечает региональный менеджер по продажам. Кроме развития продаж на вверенном участке, сотрудники проводят большую работу с обучением персонала дистрибьюторов. Таким образом они передают свои знания партнерам.

Особенности рынка Узбекистана в том, что, в отличие от многих других стран, где основной канал продаж — это торговые сети супермаркетов, у нас все еще основные продажи идут через традиционные маленькие магазинчики. Это одновременно и усложняет работу, и облегчает.

В 18.00 рабочий день в компании подходит к концу, и офис быстро пустеет. Овертаймы тут не приветствуются. Выходы на работу в выходные только по острой необходимости и с письменного разрешения руководителя компании или HR-менеджера. Компания заботится о том, чтобы сотрудники соблюдали баланс труда и отдыха.

 

Похожие материалы
Популярное