Почему стартап-культура убивает предпринимательство

Автор The Telegraph Лукас Майклайонис опубликовал свои размышления о том, как серийное предпринимательство и желание получить прибыль в краткосрочной перспективе разрушают концепцию предпринимательства — создания и развития компании. Редакция vc.ru публикует адаптированный перевод материала.

Phoenix-Startup-Week-2016-crowd-

 

«Представьте себе человека, который основал стартап. Как бы вы его описали? Наверное, как молодого, амбициозного и прогрессивного предпринимателя. Такие как он воплощают это бессмысленное выражение — «ничего невозможного нет». И в этом проблема стартап-культуры: она создала миф, который разрушает жизни», — пишет автор The Telegraph Лукас Майклайонис.

По словам автора, в Великобритании насчитывается сотни тысяч молодых ИТ-предпринимателей. Кроме того, согласно данным некоммерческой организации UnLtd, более половины опрошенных молодых людей планируют открыть свою собственную компанию.

«Преследуя свою цель, они воплощают такие революционные идеи, как производство брелков с презервативами и создание «такой же соцсети, как Facebook, только там наконец-то можно будет смотреть, кто зашел к тебе на страницу». Стартап-культура провоцирует распространение таких идей», — уверен Майклайонис.

Речь идет о такой культуре, которая романтизирует стартапы, представляя их самым легким способом разбогатеть и оказаться в роскошных лондонских ресторанах вместе с такими же толстосумами. Кроме того, продолжает автор, молодые люди верят, что у ИТ-предпринимателей гибкий рабочий график, и с ними обращаются как со знаменитостями — до тех пор, пока не иссякнет их амбициозность: «Неудивительно, что венчурные фирмы, которые оказались еще одной жертвой этой культуры, накачивают деньгами британскую стартап-индустрию. И для многих предпринимателей они оказываются единственными смельчаками, готовыми вложить деньги в их фантастические идеи».

bite_that_apple_steve_jobs_wallpaper1920x12001«Большинство людей — не Стив Джобс…»

«Они верят, что смелой идеи, воплощенной в виде приложения, достаточно, чтобы захватить жадных до инноваций потребителей. К сожалению, это ложь: она идет вразрез с традиционной бизнес-практикой», — уверен автор. По мнению Майклайониса, некоторые ИТ-предприниматели действительно добились успеха, однако это не говорит о том, что каждый представитель поколения Y может повторить их историю.

«Эта культура наносит ущерб молодежи. Предприниматели нового поколения больше не хотят с пуританским аскетизмом сидеть в офисе, пытаясь свести баланс или провести исследование рынка перед запуском продуктов», — пишет автор The Telegraph.

Повальная вера в то, что нужно потратить, прежде чем заработать, диктует направление развития большинства стартапов. В результате молодым предпринимателям кажется, что отсутствие спроса — это результат недостаточных маркетинговых усилий. «Это заблуждение, — продолжает автор. — А высокие расходы и отсутствие интереса потребителей становятся самыми популярными причинами смерти стартапов». В том случае, когда предпринимателям действительно удается создать инновационный и востребованный продукт, они не развивают компанию, а стараются поскорее продать ее корпорациям за большую сумму.

По мнению автора, в этом тоже виновата существующая стартап-культура: «Визитки с надписью «серийный предприниматель» уже никого не удивляют, а идея развития одной компании становится непопулярной».

«В прошлом процветание компании было главным критерием определение успешности предпринимателя, — рассказывает Майклайонис. — Однако сегодня успешным считается тот, кто избавился от бизнеса за внушительную сумму денег». В результате появляется новый тип предпринимателя, который фокусируется на краткосрочном выигрыше и ставит открытие компаний на поток.

1190785-ZuckerbergAFP-1475137810 «…и не Марк Цукерберг».

В стартап-культуре изменились акценты. Теперь все фокусируются на «успех через продажу», а не на «успех через развитие». В результате предприниматели вовлекаются в бесконечную игру по созданию компаний.

«Молодые предприниматели наивно верят, что одного только сильного желания достаточно, чтобы разбогатеть. Они полностью игнорируют реалии бизнеса, — уверен автор. — Однако чтобы разрушить этот миф, достаточно взглянуть на статистику гибели стартапов. В Великобритании половина компаний закрывается в первые пять лет жизни. В США картина еще более неутешительная: из-за отсутствия прибыли там закрывается 75% компаний».

«Кроме того, потенциальные предприниматели забывают о том, что для эффективного управления компанией требуется зрелость и профессиональная компетенция, и эти навыки не появляются по щелчку пальцев. Вдохновленные примером Марка Цукерберга, они забирают документы из университетов и открывают свои проекты, несмотря на то, что у них нет ни компетенции, ни опыта работы в частном секторе. Это еще больше увеличивает шансы провала», — пишет Майклайонис.

По мнению автора The Telegraph, хотя среди молодых людей быть ИТ-предпринимателем считается чем-то модным, чаще всего успешные стартапы создают те, у кого за плечами не меньше десяти лет профильного опыта. «Не похоже, что мифы, которые порождает стартап-культура, быстро исчезнут: их сила служит путеводной звездой для многих молодых людей. Аскетичный предприниматель умер — да здравствует делец, который терпеть не может считать», — заключает автор The Telegraph.

Источник

 

 

 

Лента
Популярное