Искандер Хаитбаев: «Любой стартап — это всегда гипотеза»

17 июня в ташкентском парке «Болажон» прошла первая встреча нового цикла площадки стартапов и инвесторов StartIn. Участники смогли познакомиться с новыми стартап-проектами, обменяться опытом, а также послушать мнения экспертов.

 startin хаитбаев

Мероприятие открыл Искандер Хаитбаев, сооснователь агентства X Marketing, который рассказал о построении бизнес-плана.  Искандер на протяжении последних семи лет жил в Москве и работал в сфере IT-маркетинга и IT-стартапов. За последние 2,5 года он участвовал в создании 68 интернет-стартапов с нуля.

«Когда мы говорим о стартапере, то стереотипно представляем себе молодого человека, который, сидя по ночам в своем общежитии что-то кодит, надеясь на светлое будущее. В России развивается новый сегмент стартаперов – это самореализовавшиеся люди зрелого возраста, которые не ищут инвестиций. У них есть деньги и идея, но они не знают, как ее реализовать. В этом помогала наша компания. На первой встрече мы заполняли бизнес-модель «Канвас» (Canvas Business Model)», — поделился он своим опытом.

Начиная бизнес, любой предприниматель должен подумать что, зачем, как и для кого он это делает. Старая школа говорит нам о том, что мы должны создать бизнес-план, который может отнять от недели до нескольких месяцев. Бизнес-план должен стать вашей инструкцией, но проблема заключается в том, что при начинании нового бизнеса вы динамично движетесь вперед и зачастую бизнес-план становится неактуальным. Экономист Александр Остервальдер разработал бизнес-модель «Канвас». По сути, это «сцеженная» версия бизнес-плана. Зачем расписывать все детально в самом начале процесса? Лучше делать это в Lean-методологии.

startin хаитбаев 2

«Канвас» представляет собой таблицу из девяти блоков. Первое, что необходимо сделать – определить проблему. Любой продукт, за который люди платят деньги, либо решает какую-либо проблему, либо удовлетворяет какую-либо потребность. Необязательно, чтобы это был совершенно новый продукт. Затем нужно удостовериться, что проблема ненадуманная. Чтобы это определить, нужно пообщаться с потребителем. Бывает, что проблемы у потребителей как таковой нет, либо она не настолько существенная, чтобы ее нужно было решать. Также нужно понять, какую роль выполняет потребитель в рамках вашего продукта.

Следующий блок – решение. К каждой проблеме нужно определить список решений. Их нужно рассматривать с двух точек зрения: в рамках продукта и мнения потребителей. Важно, чтобы решение было наиболее простым, доступным и удобным.

Следующий этап – определение ценности продукта, которая должна быть ясна и понятна и потребителю, и самому разработчику. Затем следует обратить внимание на каналы дистрибуции и продвижения. Необходимо рассматривать микс возможностей: соцсети, нативная реклама, оффлайн-реклама (радио, ТВ, баннеры) и т. д. Это даст в будущем сегментацию и персонализацию бренда. Также необходимо продумать, по каким метрикам вы будете анализировать динамику развития вашего бизнеса. Нужно собирать как можно больше данных.

Еще один интересный блок называется «Нечестное преимущество». Это ваш актив, который может быть физическим или интеллектуальным, который не позволит вашим конкурентам скопировать то, что вы делаете. Затем нужно подумать об источниках доходах.

Искандер Хаитбаев, сооснователь агентства X Marketing:

«Любой стартап — это всегда гипотеза. Задача стартапера — проверить ее. Часто предприниматель, создавая стартап, старается продумать в мельчайших подробностях все детали. Но это неправильно, так как в основном такое планирование построено на собственном мнении или мнениях нескольких человек. Нужно собирать обратную связь уже на первом этапе. Я советую всем стартапам «идти в Интернет» – это стратегически важно. Если вы терпеливы и посвящены своему делу – это окупится».

startin bolajon

Презентации стартапов

Первым проектом, представленным на мероприятии, стал стартап Symbiotic Solution Community (SSC). SSC представляет собой симбиоз торговой площадки и платежной системы, который будет работать по всей республике. Стартап планирует затмить такие проекты как OLX, Glotr.uz, Arba.uz и Mediapark.uz. Все эти ресурсы довольно узконаправлены и решают вопрос доставки только в Ташкенте.

Следующий проект — Yorqin Ko’zlar — направлен на помощь больным детям и не будет коммерческим. Планируется создать единый номер, отправив на который сообщение, каждый сможет пожертвовать незначительную сумму – около 500 сумов за 1 SMS. Собранная сумма пойдет на лечение детей.

Стартап GPS Contact сможет помочь в различных сферах. Основная идея в том, что люди, подключенные к приложению, смогут сообщать о своем местонахождение своим контактам. Родители смогут отслеживать, где находится ребенок, руководители компаний — оптимизировать работу своих агентов, друзья — узнать местонахождение друг друга. Также в проекте есть такие функции, как призыв к помощи (кнопка SOS), отправка сообщений при посещении выбранного места (школа, работа и т. д.), установление ограничения скорости передвижения (для отслеживания скорости автотранспорта).

Проект Pictogram представляет собой приложение для знакомств в виде мессенджера. Каждый участник сможет создавать свой подробный профиль, затем для завязывания первого диалога будет предлагаться перечень вопросов по интересам с вариантами ответов-картинок. По мнению разработчика, приложение позволить разнообразить общение и отойти от банальных тем.

В нашей стране открывается довольно много кондитерских и кофеен, но мест, найти различные приспособления, не так много. Проект Vanila нацелен на решение этой проблемы: планируется открыть магазин для кондитеров и домохозяек, в котором будут собраны все необходимые инструменты и не тратить время на ожидание покупок из зарубежных онлайн-магазинов и поиски по местным базарам.

Трендом среди наших стартапов стало создание электронных систем для ведения успеваемости учащихся школ и колледжей. Еще одним проектом стал Kundalik. Система планирует решить проблемы ведения успеваемости и посещения уроков в бумажном виде: учителя смогут самостоятельно вводить данные в систему.

Экономное перемещение между регионами и информатизация «пятаков» реализована в проекте Manzil. Стартап вышел в финал в конкурсе построения системы на платформе, предоставленной соцсетью Facebook, и получил $30 тыс. на разработку и пользование функционалом. Идея заключается в том, что пользователи смогут находить водителя? отправляющегося в нужный регион, бронировать место в машине, а затем делить между собой расходы на поездку (топливо). К системе уже подключены 200 водителей по всему Узбекистану, в том числе завсегдатаи «пятаков».

Последним стартапом первой встречи стал проект GoTrip, который представляет собой платформу для экотуризма. На сайте планируется размещать информацию о различных местах Узбекистана, а также организовывать экотуры как для жителей страны, так и для иностранцев.

В завершение первой встречи стартапов и инвесторов StartIn были определены победители. В номинации «Лучший нейминг» победил стартап GoTrip. Лучшей презентацией было признано представление проекта Vanila. За грант по завершению цикла встреч площадки поборется лучший стартап встречи Yorqin Ko’zlar.

 

Похожие материалы
Популярное