Как оптимизировать склад: инструменты, ПО, оборудование

Обычный потребитель не задумывается о том, какой путь проходит товар, прежде чем попасть в его руки, сколько человек пришлось задействовать, чтобы осуществить погрузку, доставку, маркировку... Стратегическое управление материальными потоками всех этих процессов называется логистикой, и немаловажную роль в цепочке бизнес-логистики играет такое звено, как склад предприятия.

склады_main

 

Зачастую менеджмент компании обходит стороной вопрос оптимизации складских помещений, отодвигая эту тему на второй план. И напрасно: сегодня наука и техника предлагают массу решений для сокращения неоправданных расходов и издержек, исчисляемых миллионами долларов ежегодно.

6 апреля 2017 года в гостинице Wyndham впервые в Узбекистане прошла XXIII конференция «Управление современным складом». Представители таких компаний, как AXELOT, «КАМАЗ», ZEBRA, «Хогарт», презентовали высокотехнологичные системы и оборудование, раскрыли схемы управления складом через программное обеспечение, рассказали о переменах после внедрения систем на своих складах.

Компания AXELOT работает на рынке информационных технологий с 1998 года в сфере автоматизации управления и учета на платформе «1С: Предприятие». Основные направления деятельности: складская и транспортная логистика, управление финансами, материально-техническое обеспечение, корпоративная отчетность, документооборот, управление НСИ, торговая деятельность.

17757096_1319995414761018_7874117932949853602_n

 

Генеральный директор AXELOT Алексей Тимашов открыл конференцию:

— Почти 20 лет мы занимаемся консалтингом в области логистики и внедрением специализированных программных продуктов для автоматизации логистических процессов склада и перевозок. Для этого совместно с «1С» разработаны специализированные решения: WMS для склада и TMS для управления перевозками.

Эти продукты — лидеры в России. Узбекистан пока является незаполненной нишей, здесь мы работаем второй год, и у нас уже есть завершенные проекты. Это говорит о том, что рынок готов к нашим предложениям.

С точки зрения бизнеса внутренняя конкуренция явно нарастает, и в лидеры выходят те, у кого снижены рыночные издержки. Те решения, которые мы представляем, позволяют значительно снизить эти самые издержки, поэтому компании начинают обращать внимание на наши продукты.

Конечно, рынок в Узбекистане менее развит, чем рынки России и Европы, но видно, что уровень предприятий достаточно высок и продолжает динамично расти.

Что касается оптимизации: тот путь, который Россия прошла за 10 лет, Узбекистан пройдет лет за пять. В основном благодаря отсутствию языкового барьера. Многие проблемы, с которыми мы сталкивались в свое время, когда перенимали опыт у носителей английского языка, здесь даже не возникнут.

На местном рынке к нам обращаются в основном лидеры своего сегмента. Поэтому, собственно говоря, они и лидеры — они не стоят на месте. На них смотрят, на них равняются.

алексей

 

Эффект от того, что мы делаем, всегда измеряется в деньгах. Наши решения действительно позволяют людям снизить издержки и заработать больше. Например, один крупный российский ритейлер с помощью внедрения WMS и TMS поднял уровень удовлетворения магазинов с 80% до 99%. Доход вырос на 9 млн руб в месяц только потому, что в первые недели поступления новой коллекции одежды, в период получения максимальной маржи и повышенного спроса потребителя, склад уже был готов к оперативной работе.

После внедрения программных продуктов AXELOT мы ведем предприятие по всем вопросам. Наши специалисты выезжают на проекты по всей России и странам СНГ.

Отсутствие специалистов на местах — это проблема многих стран. Даже в России почти все специалисты сконцентрированы в Москве. На государственном уровне это пока слабо решается — в России только шесть полноценных кафедр логистики, в Казахстане всего одна. В Узбекистане их нет.

AXELOT пытается решить вопрос в частном порядке. Например, у нашей компании есть ресурсный центр в городе Кирове, там мы совместно с вузом запустили программу обучения и подготовки специалистов по внедрению логистических систем. Также у нас имеется учебный центр, где обучаются сотрудники наших заказчиков, так как в компании должны быть специалисты (логисты в первую очередь), которые понимают всю схему и могут сделать тонкую настройку. Еще мы издаем книги. Покупаем права на западную литературу, переводим, адаптируем и распространяем. Чисто социальный проект, книги продаются ниже себестоимости.

В данный момент мы строим склад в московском регионе. В нем будут находиться большой демо-центр современных складских технологий, учебные классы и наглядный практический склад в 500 м2, оснащенный последними техническими новинками. Это делается именно для того, чтобы заказчики могли присылать своих людей на обучение. Для нас это очень важно. Для наилучшего результата обучать этому надо всех сотрудников, начиная от топ-менеджеров до среднего звена и специалистов на местах.

17799282_1320032158090677_4897857848993374408_n (1)

 

Руководитель отдела автоматизации транспортной логистики компании AXELOT Мария Чевордаева выступила с подробной презентацией:

— «AXELOT: TMS Управление транспортом и перевозками» — система для комплексной автоматизации процессов управления транспортом и перевозками грузов. Программа предназначена для компаний, оказывающих транспортные услуги, или предприятий, выполняющих транспортные перевозки для собственных нужд. Система TMS состоит из нескольких модулей: «Управление автотранспортом», «Спутниковый мониторинг», «Android-клиент для водителей», «Управление перевозками».

Компания-заказчик может приобрести как отдельный модуль, так и всю систему полностью. Модульная матрица системы позволяет заказчику не переплачивать за излишний функционал и приобретать только нужные программные продукты, а уже после при необходимости расширить функциональность системы.

«AXELOT: TMS Управление транспортом и перевозками» решает такие задачи, как:

— управление собственным парком транспортных средств: от учета заявок на транспорт до контроля состояния документов транспортного средства и его водителя;

— автоматизация всех типов перевозок: сложные перевозки, транспортировка сборно-разборных грузов, развоз по городу и комбинация маршрутов;

— работа с картографическими сервисами AXELOT Maps, Яндекс.Карты, Google Maps и др;

— автоматическое планирование  маршрутов и рейсов;

— планирование перевозки грузов;

— расчет стоимости перевозки;

— учет всех затрат по перевозке;

— автоматическое распределение затрат по рейсам и заявкам на перевозку;

— контроль транспортных средств путем спутникового мониторинга;

— управление работой водителя транспортного средства в реальном времени с помощью Android-клиента;

— автоматические аналитика и учет.

Широкие функциональные возможности помогают решать множество задач — от ведения списка собственных транспортных средств до проведения тендера на перевозку, от управления мультимодальными перевозками до формирования маршрута внутри каждого рейса. Система универсальна и одинаково выполняет управление транспортом и перевозками  транспортных компаний или их клиентов, а также прочих предприятий с автопарком.

Еще очень удобен Android-клиент. Сегодня географические карты становятся не просто иллюстрациями, но и удобным инструментом для работы с рейсами, в том числе и для мобильных сотрудников. Все эти этапы системы TMS помогают свести к минимуму затраты на перевозку.

17862790_1320020258091867_2749932351114035759_n

 

Руководитель отдела автоматизации складской логистики AXELOT Артем Долгих поделился со слушателями своими наблюдениями, которыми должен руководствоваться предприниматель для содержания идеального  современного склада:

— Переход от работы b2b к интернет-торговле или любая другая новая бизнес-модель компании должны осуществляться только после того, как склад окажется готов к таким переменам. За годы работы мы выделили для себя пять основных столпов. Их все необходимо тщательно продумать и оценить.

 

divider 01Окружение

Железнодорожная ветка (без нее склад не может быть складом «класса А»), расположение, подъездные пути, коммуникации, клиенты, смежные подразделения.

 

divider 02Здание

Площадь, колонны, потолок, пол.

 

divider 03Оборудование

Системы хранения, ворота, компьютерные серверы, связь, Интернет, идентификация.

 

divider 04Люди

Квалификация, мотивация, обучение, аутсорсинг/аутстаффинг.

 

divider 05Система WMS

Управление, онлайн-работа, процедуры/регламент, интеграция.

 

Если придерживаться этого списка, работа склада станет налаженным и приятным процессом. И только потом его можно назвать современным.

иванушкина

 

Директор по развитию ГК «Стелкон» Светлана Иванушкина рассказала, как и с помощью каких инструментов оптимизировать пространство складного помещения, какими системами хранения можно оборудовать обычный склад, чтобы занять максимальное пространство и получить 3D-склад, тем самым уменьшив расходы на площадь.

Территориальный менеджер продаж компании ZEBRA Максим Абу Шакра наглядно продемонстрировал преимущества аппаратуры для складов от компании ZEBRA — он принес в зал сканер и распечатку бар-кода: «Этот сканер — наша гордость. Он не боится расстояний и времени. Именно этому прибору уже 10 лет». Максим повесил распечатку на стену, отошел на приличное расстояние и неоднократно привел сканер в рабочее состояние. Таким образом он показал, как сканер работает с товаром на верхних полках склада или на труднодоступных стеллажах.

Также речь шла и о других новинках принтерного, сканерного и терминального оборудования.

17862518_1320032201424006_4278908138330929414_n

 

Яна Яремчук, руководитель отдела развития и автоматизации компании «Хогарт», поделились с Kommersant.uz опытом внедрения WMS-системы:

— Мы пользуемся системой AXELOT уже пять-шесть лет, и представители других компаний часто спрашивают, в какой момент надо об этом задумываться. Существуют признаки, которые сигнализируют, что складу нужна помощь. Как правило, автоматизируют свою деятельность в основном торговые компании с широкой линейкой товаров.

Для всех предпринимателей могу выделить следующие «звоночки» о том, что пора менять отношение к складу.

Например, вы заходите на свой склад и застаете бурное обсуждение проблемы персоналом. Склад по своей сути — исполнитель, никаких вопросов возникать не должно. Пришел товар — его надо принять, разместить и сделать доступным для отгрузки. В «Хогарт» раньше возникали такие проблемы. Например, приходит фура товара — нет документов или маркировки. И нашим кладовщикам приходилось проводить определенные операции — идентифицировать товар, понять, кто заказчик, что с этим товаром надо сделать… И любая нестандартная ситуация приводила к подобному коллапсу.

Другая ситуация, действующая сигналом — когда клиент неоднократно жалуется на ненадлежащее качество товара, его упаковки и т. д.

Третье — если на складе возникают проблемы с погрузчиками и прочей техникой. И это не показатель того, что надо увеличить площадь склада. Необходимо правильно наладить распределение товаров с разной частотой обращения. Система WMS на программном уровне подсказывает, как лучше реорганизовать хранение без приобретения новой техники и увеличения численности персонала.

Все эти признаки, каждый по отдельности, жить, пожалуй, не мешают и воспринимаются как естественные проблемы. Но когда накапливается массив из этих задач, которые уже сложно решить путем покупки техники и найма новых людей, это должно сподвигнуть владельца на переход на новый уровень. Да, никому не хочется менять сложившийся порядок работы. Это нормальная защитная реакция. Здесь хорошо бы задуматься: что именно принесет автоматизация? Ведь склад не генерирует прибыль — сколько продал менеджер по продажам, столько склад и отгрузил. Но склад — это центр затрат. И если минимизировать лишние затраты на расходные материалы, излишнюю технику, персонал, транспортировку (особенно в случае рекламации), то можно выявить основные финансовые KPI и остановить утечку денег в неправильное русло.

17757432_1320032744757285_8007234400622148052_n

 

Заместитель генерального директора ПАО «КАМАЗ» Роман Батрасов:

— Я являюсь заместителем директора по планированию и обеспечению на одном из цепочки заводов «КАМАЗ», небольшого подразделения, которое занимается изготовлением спецтехники. К автоматизации мы пришли, когда осознали, что номенклатура и количество машин растут, а на складе ничего нет. Первым шагом к автоматизации была таблица в Excel. Назвали ячейки, сделали адресное хранение. Это было весело! Но сразу был заметен результат. Когда появился хоть какой-то порядок в бумагах, стало проще. Через полтора года работы в Excel пришли к выводу, что пора расти. Ввели WMS. На текущий момент WMS охватывает три наших склада.

Разница до и после разительная.

Очень жесткий тест для системы был в конце марта, когда мы должны были собрать и комплектовать 21 тыс. позиций за три дня. В тех условиях, в каких мы работали раньше, на это ушло бы недели две. А вместе с WMS и подключением дополнительного персонала (после доступной пятиминутной подготовки к работе с системой) мы управились за две смены. К маю мы готовим еще три склада, а к концу года планируем внедрить систему на всех 13 складах.

 

Подписывайтесь на Telegram-канал Kommersant.uz и получайте свежие новости и подборки интересных материалов.

 

 

 

 

Похожие материалы
Популярное