Спикеры Mobicon 2017 о digital-рынке: тренды, прогнозы, проблемы, инструменты

В Ташкенте состоялась вторая международная мобильная конференция Mobicon. Спикеры из пяти стран рассказали о последних трендах digital-пространства и мобильных технологиях.

Мобикон 2017 Beeline

Мероприятие открыли представители Beeline и Министерства по развитию информационных технологий и коммуникаций.

«Сейчас создаются более комфортные условия для того, чтобы мы могли быстро и успешно внедрять новые проекты. Многие операторы, в том числе и Beeline, размышляют о предоставлении digital-сервисов. В скором времени вы увидите изменения. Также мы думаем над тем, как сделать из Узбекистана среднеазиатский центр IT», — отметил Дмитрий Шуков, генеральный директор Beeline Uzbekistan.

Олимжон Умаров, первый заместитель министра по развитию информационных технологий и коммуникаций, подчеркнул важность диалога со IT-специалистами для развития IT-рынка Узбекистана:

«Площадки для экспортного обмена знаниями и опытом способствует развитию IT-рынка Узбекистана. Правительство также уделяет этому особое внимание. Недавно мы создали инновационный центр по поддержке отечественных IT-компаний с беспрецедентными преференциями. Разрабатываем новую программу развития цифровой экономики на ближайшие пять лет. Проект документа скоро будет опубликован для общественного обсуждения».

«Проснется ли спящий дракон медиарынка Узбекистана и digital-рынка в целом?» — был главный вопрос мобильного нетворкинга. Эту тему раскрыл Дильшод Музафаров, руководитель Ledokol Group.

Мобикон 2017 Дильшод Музафаров

«В 90-е годы Узбекистан был хабом Средней Азии, где принимались важные решения. Сейчас им стал Казахстан. После развала Союза Казахстан начал привлекать инвестиции из-за рубежа, благодаря чему страна вышла вперед. Если экономика чувствует себя хорошо, то и рекламный рынок развивается. Для сравнения: рекламный бюджет в Узбекистане составляет $57 млн, в Казахстане — $117 млн.

На нашем медиарынке превалируют отечественные компании, но мы ожидаем прихода зарубежных рекламодателей, таких как Mondalez, L’oreal, Unilever, а также международных креативных агентств. В этом году крупнейшая международная исследовательская компания Kantar TNS заключила с Национальной телерадиокомпанией соглашение о стратегическом партнерстве для внедрения системы измерения телеаудитория. В результате реклама будет оплачиваться не поминутно, а в зависимости от рейтинга телеканала и передачи».

Виктор Елисеев, основатель и СЕО Select Communication Group, рассказал о том, почему традиционный маркетинг мертв, и как оживить коммуникацию в эпоху digital.

Мобикон 2017 Виктор Елисеев

«Хоронить маркетинг начали еще в 1994 году. Позже Кевин Робертс, глава Saatchi & Saatchi, ввел в маркетинг термин «мир VUCA» — volatility (нестабильность), uncertainty (неопределенность), complexity (сложность) и ambiguity (неоднозначность). Это мир, который постоянно меняется.

Мир и маркетинг постоянно меняются. Разбивка целевой аудитории уже не актуальна: недостаточно знать своего потребителя в лицо, нужно копать глубже. Потребители — это больше не серая зомби-масса, а личности с потребностями, поисковыми каналами, медиапривычками. Новая модель маркетинга завязана на потребителе, а не на продукте.

Компания McKinsey после глобального исследования о поведении потребителей ввела в обиход понятие «путешествие потребителя». Любой потребитель начинает раздумывать над приобретением товара: оценивает барьеры, совершает покупку, получает опыт и входит в круг лояльности. Основная роль маркетинга в этом путешествии возникает, когда потребитель принимает решение о покупке. На этом этапе намного важнее быстро коммуницировать с тем, кто уже имеет опыт совершения покупки, чем приводить его к моменту решения.

Современный потребитель в среднем тратит одну секунду на кусочек контента, поэтому важно понимать, насколько информационный шум отстраняет от потенциального решения. Главный критерий эффективной рекламной компании или бренда заключается в одном вопросе: «Готов ли ваш потребитель рекомендовать ваш продукт знакомым?».

Мобикон 2017 05

Для эффективного взаимодействия необходимо учесть следующие факторы:

1. Контент. Билл Гейтс сказал, что контент – король, но сейчас царицей является навигация. Потребители смотрят на упаковку контента — подачу информации, заголовки.

2. BigData. Все говорят о больших данных, но мало что понимают в этом. Если есть возможность собирать данные, вам будет легче создавать свою базу данных.

3. Эмоции. Люди делятся не информацией, а эмоциями. Эмоциональная реклама выдает 75% эффективности, рациональная — 25%.

4. Полезность. Нужно понимать, какую полезность могут нести ваш бренд и информация, которую вы предоставляете.

5. Сторителлинг. Он применяется во всех сферах коммуникации – это клей будущих коммуникаций».

Akmal-Raipov-128x128Акмаль Раимов, руководитель SMM-агентства Africa, поделился своим видением развития SMM в Узбекистане.

«Аудитория соцсетей превышает 1,7 млн активных пользователей. Каждый третий узбекистанец заходит в Facebook ежедневно. Эта аудитория будет расти хотя бы потому, что растет аудитория Узнета — на 40% в год.

Скоро весь бизнес будет представлен в соцмедиа, и тогда начнется конкуренция, борьба за лайки. Чтобы выжить в этих условиях, нужно создавать качественный контент.

У нас популярен локальный контент, так как людям приятно видеть то, что им близко — юмор, комиксы и гифки. Также нужно ловить хайп или опираться на ситуативный маркетинг, использовать инфорграфику вместо лонгридов, интерактив. Все ненавидят конкурсы, но определенный процент аудитории участвует в них. Конкурсы – это не инструмент увеличения аудитории, а способ вовлечения (найти кота на картинке, остановить гифку в нужный момент)».

Abdulla-Aydin-128x128Абдулла Айдын, менеджер глобальных программ Google, рассказал о беспилотных автомобилях, Google Home, виртуальной и дополненной реальности. Также он поведал о главной инвестиции компании – человеческом капитале.

«Я работаю в Google уже 10 лет, и моя главная задача — развивать команду. Для каждой группы понятие эффективности имеет разное значение: для руководителей – результаты, для инженеров – работа с багами, для лидеров команд – ведение проекта, для участников – культура общения внутри команды. Мы проводили исследование внутри нашей компании с более 180 командами. В итоге было выделено пять характеристик из 250, которые имеют значение в команде:

психологическая безопасность (быть самим собой) — когда участник команды может свободно высказывать идеи, идти на риски;

зависимость — когда участники не боятся зависеть друг от друга и могут положиться друг на друга;

структура — когда команда знает свою роль;

значимость профессии для участника;

значение их работы для компании«.

Sardor-Salyamov-250-128x128Сардор Салямов, сооснователь проекта Go.uz, рассказал о том, как создается видеоролик с вирусным потенциалом.

«Видеоролик становится вирусным только по факту, после просмотра. Для этого нужно давить на эмоции. Когда человек узнает себя в видеоролике, он делится им или отмечает друга. За счет этого ролик набирает охват в соцсетях, затем становится вирусным.

При создании ролика нужно учитывать уникальность подачи, идею, актеров. Ролик может стать вирусным, если опубликовать его в актуальное время, привлечь лидеров мнений. Также нужно учитывать способ и время распространения: во время ice bucket challenge и mannequin challenge появилось огромное количество вирусных видео».

A-i-a-YUbgg-G-G-128x128Алишер Юсупов, директор компании Brand.uz, говорил о том, как продавать на Amazon.

«Первое — товар должен иметь эмоциональный триггер. Если нет эмоции, люди не поймут, почему они должны купить товар. Второе – качественный контент, с которым нужно постоянно работать, использовать ключевые слова, которые ищут в Amazon, делать качественные фото.

В листинге должны быть отзывы. Все товары должны быть на складе для удобной логистики. Все товары должны проходить альфа- и бета- тестирования. Не стоит продавать сезонный товар, он должен продаваться весь год. На Amazon есть прибыльные категории, например кухонная утварь или спортивные товары. Такие категории, как аксессуары, не пользуются популярностью.

Чтобы достучаться до потребителя, нужно вливать большие деньги. Без маркетинга не будет продаж. Для продвижения можно использовать соцсети. Для этого нужно создать у потребителя фактор wow или share. Нужно думать о том, как дать потребителю больше, чем он ожидает, чтобы добиться такого эффекта. В качестве примера Алишер представил продажу резиновых динозавров, которые продавались вместе с карточками и бесплатным приложением. Потребитель мог навести смартфон с установленным приложением на карточку, и его динозавр оживал».

Sergey-Shevchenko-128x128Сергей Шевченко, руководитель компании Webnow, представил технологию AMP для ускоренной загрузки страниц от Google.

«В Узбекистане при использовании мобильного Интернета загрузка сайта занимает 56-75 секунд. 53% пользователей покидают сайт, если он грузится дольше пяти секунд. Сайты с AMP загружаются за одну секунду, так как страницы кэшируются Google. Технология не использует дополнительные Java-скрипты, все CCS файлы обрублены».

Konstantin-Gorojankin250-128x128Константин Горожанкин, президент Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса и мобильной коммерции, на примере развития электронной коммерции Казахстана рассказал, что ожидает Узбекистан в ближайшие несколько лет.

«Есть два варианта развития электронной коммерции страны: либо эту нишу займут отечественные компании, либо их займут иностранцы. Visa и Master Card должны стать основными платежными инструментами для развития э-коммерции. В Интернете нет второго или третьего игрока — есть только первый. Есть интернет-компании номер один: Google, Facebook. Также будет и с сегментами электронной торговли — зарабатывать будет только один. Alibaba сегодня зарабатывает в два раза больше, чем Amazon и Ebay, хотя электронная коммерция зародилась в Китае только в 2013 году.

Казахстан тратит во внутренних интернет-магазинах  $1 млрд, $2 млрд уходит за рубеж – такая же ситуация ожидает Узбекистан. Основная проблема стран Средней Азии – плохая логистика. Другая проблема – низкая урбанизация (35% у Узбекистана). Потенциальных клиентов у вас не 30 млн, а только 30% от этого числа. Если не начать своевременно развивать электронные площадки, рынок начнут захватывать иностранные компании – постоянно растет спрос на товары с Aliexpress. На этот рынок придут интернет-сервисы одежды, онлайн-услуг из России и Украины. Казахстан эти ниши уже упустил, потому что мы медленно двигались».

Sergey-Serdyukov-128x128Сергей Сердюков и Алексей Купреев, сооснователи SMM-агентства UFOX, поделились трендами SMM 2017 года.

«Фундамент, на котором держится развитие в соцсетях, не может существовать без трех факторов: общения, пользы и развлечений. Это три кита. Нужно взаимодействовать с пользователями, развлекать их и давать им полезную информацию. В наше время самая ценная валюта — время и люди. В Узбекистане есть проблема с нетворкингом, люди очень зажаты. Это может помочь при развитии бизнеса.

Aleksey-Kupreev-128x128Мессенджеры стали намного популярнее соцсетей. Развивается новое направление — Mobile Media Marketing. 60% трафика приходит из мобайла. Начинается революция визуального контента – тренд на гифки и видео.

Недостаточно использовать одну платформу: в Instagram пользователь заходит с мобильного телефона, в Facebook — в том числе с десктопа. Хорошего результата можно добиться с помощью live-стримов. Для соцсетей именно этот вид контента привлекателен. Третий тренд – возможность настроить рекламу без особых сложностей и не тратить при этом больших средств».

В завершение мобильной конференции Mobicon были разыграны билеты на семинар от Ufox, а также подведены итоги насыщенного нетворкинга.

 

Похожие материалы
Популярное