Постправда и фейки: эксперты из РФ и ЦА поговорили о том, как медиа управляет социумом

22-23 августа в Бишкеке (Кыргызская Республика) состоялся Международный центральноазиатский (евразийский) медиафорум «Медиа в эпоху постправды: факты против мистификаций».

медиафорум

В мероприятии приняли руководители ведущих СМИ и молодые журналисты из России, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Модераторами и спикерами дискуссионных панелей, лекций, тренингов и мастер-классов выступили известные общественные деятели, руководители масс-медиа, эксперты.

вассерманАнатолий Вассерман, публицист, телеведущий, политический консультант, участник и многократный победитель интеллектуальных телеигр, провел мастер-класс на тему «Формирование целостной картины мира. Фактор медиа».

— Когда у вас есть хотя бы общие контуры целостной картины мира, то каждый новый факт ее дополняет и совершенствует. Журналисту, работающему по горячим следам, необходим надежный критерий оценки фактов – целостная картина мира.

Я против этого явления (постправды — Прим. ред.) хотя бы потому, что мы сейчас наблюдаем множество ее разрушительных последствий. Например, государственный переворот на Украине целиком строился на массированной и некритически воспринимаемой журналистской лжи. Да и сейчас журналистика там играет очень важную роль в массированном заболачивании мозгов граждан. Я уже не раз говорил и писал, что украинцы, как и русские, готовы терпеть любые лишения, пока считают, что это ради блага Родины. И именно журналистика сумела внушить значительной части граждан Украины, будто отделение Украины от России сделано ради общего блага. Уже этого примера достаточно, чтобы оценить постправду не просто как ложь, а как ложь токсичную.

куликовДмитрий Куликов политолог, публицист, телерадиоведущий  эксперт Комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками, обратил внимание на трансформацию роли современной журналистики.

— Медийная сфера – это сфера работы с идеологическим пространством. Прессу называют четвертой властью, но на самом деле, может быть, она первая. Медийная сфера – это важнейшая сфера управления социумом. Мы не информируем, а формируем отношение к событиям и процессам.

Очень часто звучат мнения, что русское население за пределами России ей не нужно. В 2005 году я в Москве прочитал публичную лекцию «Россия без Украины – Украина без России». В ней я утверждал один тезис, что России не нужна лояльность Украины, потому что на Украине, кроме Крыма и части Донбасса, нет пророссийского населения. Обратите внимание: через десять лет это все подтвердилось, что называется, на конкретном материале. Поэтому моя позиция тогда была и сейчас осталась неизменной: Россия не будет заниматься суверенными государствами, которые она сама создавала как национальные государства. И устанавливать над ними свое влияние не будет. У нас нет такой цели. Уверен, что в России никто так не мыслит, даже включая самых ура-патриотов и ура-националистов. Тогда о чем мы говорим? Мы говорим о возможном сотрудничестве суверенных постсоветских государств. Мы готовы к такому сотрудничеству.

крЗаслуженный экономист КР, академик Евразийской экономической академии наук Жумакадыр Акенеев перечислил причины вступления Кыргызстана в ЕАЭС.

— Нашим трудящимся стало намного комфортнее жить в России, а не на родине. Они сейчас имеют право работать там учителями, врачами и даже в правоохранительных органах, не меняя при этом гражданства. Благодаря условиям Евразийского экономического союза они могут спокойно работать в РФ. Причем на равных условиях с россиянами. Я не считаю, что трудовая миграция — явление положительное. Но это оптимально, поскольку, если бы в Кыргызстан вернулись 616 тысяч мигрантов, у нас был бы уже восьмой президент.

сорокинПроблему миграции поднял и один из авторов фильма «28 панфиловцев», российский публицист Андрей Сорокин, главный редактор портала «История.РФ».

В Кыргызстане многие воспринимают Евразийский экономический союз как возможность беспрепятственно выехать на заработки в Россию, что совершенно неправильно. Главная цель ЕАЭС — эффективное развитие каждого союзного государства, чтобы все граждане имели возможность развиваться на родине. Сейчас сотни тысяч человек покидают свои дома не ради развития, а для того, чтобы выжить. Это ни для кого благом не является. И такой процесс сложно назвать интеграцией.

ШестаковИгорь Шестаков, сопредседатель Клуба региональных экспертов КР «Пикир», член Наблюдательного Совета КТРК,  обратил внимание участников форума на неверные тренды, устоявшиеся в обществе.

— Чтобы евразийская интеграция, ее цели и задачи были понятны жителям стран, в СМИ нужны материалы репортажного характера, о том, как, например, наш фермер выращивает урожай, едет реализовывать этот урожай в Россию или Казахстан, с какими проблемами он сталкивается, какие у него есть преференции. Сегодня о ЕАЭС, к сожалению, пишут официальным «казенным» языком, в основном это касается каких-то переговоров на межгосударственном уровне, принятия каких-то законопроектов. И эти тренды нужно менять.

БердаковДенис Бердаков, заместитель директора представительства Фонда «Евразийцы – новая волна», отметил, что сегодня мы живем в новой информационной реальности, где фейк и пост-правда все чаще задают медийную повестку.

— Сложно понять, что интереснее аудитории: объективная картинка или эмоциональный меседж. На этом форуме мы пытались выяснить, что сегодня журналистика – щупальца медиакомпаний и наемники корпораций политиков, или же мы можем самостоятельно влиять на медиасреду. Имеем ли мы моральное право влиять на общественное сознание или, наоборот, современное общество формирует запрос на получение той или иной информации? Сегодня журналист выполняет функции по обработке и перепечатке пресс-релизов, или же он радиорубка, которая ищет единомышленников, подстраивая сетевое общество?

рекедаГенеральный директор Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ Сергей Рекеда отметил важность информационного сопровождения евразийской интеграции.

— Наверное, это одна из главных проблем ЕАЭС. В информационной составляющей Евразийской интеграции, по сути, нет даже официоза, откуда можно получать точную и своевременную информацию, которую можно использовать, интерпретировать и продвигать в массы с помощью СМИ. Несмотря на то, что в настоящий момент в ЕАЭС нет общего социологического исследования относительно того, насколько вообще люди осведомлены об интеграции в рамках нашего союза, можно с уверенностью сказать, что осведомленность эта очень низкая. Особенно это касается России, в Казахстане и Кыргызстане осведомленность лучше.

ПолетаевРуководитель Общественного фонда «Мир Евразии» Эдуард Полетаев (Казахстан), который заострил внимание на одном из ключевых моментов интеграции.

—  Формирование в Центральной Азии единого информационного пространства позволит странам усилить свое положение в политических, экономических и идеологических направлениях. Следует также учитывать, что в Центральной Азии на данный момент не все страны могут принять участие в объединении своих информационных ресурсов. Самый простой пример —  Туркменистан. В качестве рекомендации отмечу, что для развития диалога государства Центральной Азии должны выявить свою общую идентичность. К тому же жители нашего региона могут понять друг друга без переводчика, и уже осознание этого факта будет способствовать социально-экономическому, культурному развитию всех государств региона, а также обеспечению региональной безопасности. И в  этом вопросе немалая роль отводится СМИ.

масауловРуководитель Центра перспективных исследований Сергей Масаулов заявил, что в Кыргызстане остро ощущается нехватка квалифицированных PR-служб.

— Ни у одной политической силы КР нет такой службы, которая бы занималась налаживанием взаимосвязи между различными группами интересов и кандидатом, а также вырабатывала определенный имидж политика. В идеале PR-службы должны работать по четкой схеме. К примеру, с руководством заказчика им необходимо: определить миссию – декларируемую социальную цель; разработать взаимосогласованные имиджи руководства, фирмы в целом, ее товаров/услуг; подготовить выступления руководств на переговорах, в СМИ;  оформить соглашения руководств с властями, другими фирмами, общественными организациями;  организовать презентации, встречи, выставки, семинары, пресс-конференции;  прогнозировать кризисы и планировать противоаварийные меры;  участвовать в определении бюджета на PR;  оценить имидж, товарные знаки как нематериальные активы.

С конкурентами: вести картотеку удачных и неудачных PR-акций (своих, чужих);  привлекать законными способами клиентов конкурентов.

С сотрудниками заказчика: участвовать  в подборе персонала;  проводить тренинги;  разрабатывать и выполнять «фирменные стандарты»;  исключить вариант бесконтрольное общения с прессой;  собирать и хранить  материалы по истории фирмы; предотвращать ложные слухи и т.п.; согласовывать любую  документацию, ориентированную в публичное пространство.

С клиентами и партнерами: разъяснять долговременные цели и политику фирмы; рассеивать неверные представления или опасения, прицельно работать по формированию имиджа фирмы с лидерами мнений; получить у властей, общественности и различных организаций «кредит доверия»; исследовать положительные и отрицательные стереотипы у клиентов; позиционировать предложения фирмы; корректировать отрицательные стереотипы клиентов; привлекать новых клиентов и отсекать «ненужных клиентов»; решить вопросы спонсорства и благотворительности; подготовить почву при случае объявления об увеличении цен и т.п.

При работе с СМИ: предотвращать коммунальные конфликты с СМИ, оперативно реагировать на появление компрометирующих материалов.

Организаторами мероприятия выступили Политологический центр «Север-Юг» по развитию информационных и научных связей со странами кавказского региона, Фонд культурно-историческое общество «Евразийцы – новая волна» при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС), а также Россотрудничество в Узбекистане.

Данное мероприятие стало вторым этапом реализации проекта «СМИ Содружества: диалог ради мира». Первый был проведен в Тбилиси (Грузия) в конце июня.

Фото: Урал-Евразия, rubaltic.ru

 

Похожие материалы
Популярное